УЛИЦА ЛЕКАРСКАЯ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Во времена существования крепости Пенза к северу от нее, перед главной проезжей башней, был расположен «Большой посад» (район современной улицы Карла Маркса). Здесь были построены торговые ряды, ратуша, таможня и кабак, рядом с которыми стал селиться торговый и ремесленный люд. Постепенно по мере роста Посада образовывались и улицы, сбегающие вниз по склону - нынешние Володарского, Московская и Кирова. В связи с этим улицы получали название Посадских или Посацких. Так, современная улица Володарского с 1795 года уже была известна как Верхнее-Посадская, причем это была коротенькая улица, не то, что современная. А с 1815 года она стала известна как Лекарская.
Если с наименованием «Посацкая» все понятно, то почему Лекарская?
(
см. все старые фотографии улицы Лекарской)
На сей вопрос есть несколько утверждений.
Один вариант подобного наименования предложил пензенский мемуарист В.В. Вигель:
«Не ранее как в царствование Екатерины II приехал в Пензу первый лекарь Петерсон, он же и аптекарь. Он поразбогател, выстроил дом и каждой из трех дочерей своих, которых выдавал за вновь поселявшихся там по временам медиков, построил в приданое по дому на той же улице, которая от них и получила название Лекарской. Петерсон, как скипетр, держал Эскулапов жезл, и размножившееся его семейство располагало жизнью и здоровьем обывателей. Им прописывались лекарства, и у него же они приготовлялись: какая убийственная монополия!» *.
Занимательным является тот факт, что в отличие от других практикующих в Пензе немецких аптекарей - сторонников чистой химии, потомственные врачи Петерсоны создавали и апробировали новое направление практической медицины - гомеопатию. При этом неиссякаемым источником необходимой информации им служил многовековый опыт пензенского простонародья и знахарей. Именно Петерсон открыл в Пензе первыю частную аптеку (1780 г.).
Однако наряду с этим существует и еще один вариант, относящийся по времени, задолго до того как в Пензу прибыл Петерсон, а именно, учреждение в районе улицы Лекарской Аптекарских огородов**. Создавались аптекарские огороды по распоряжению царя Алексея Михайловича при квартирах крупных воинских соединений и при крепостных гарнизонах, дабы всегда иметь в наличие достаточное количество лекарственных и болеутоляющих снадобий. В плодородной низине под спуском Верхне-Посадской улицы, защищенной от ветров и орошаемую ручьем, и были разбиты огороды лечебных трав (ныне это место находится в низине под склоном улицы Володарского).
В конце XVIII века пензенская крепость была разобрана за ветхостью, гарнизонная служба в ней была упразднена и надобность в штатных Аптекарских огородах отпала. К началу XIX-го столетия обе улицы, расположенные в одну линию (старинная, но коротенькая Верхне-Посадская и молодая, но протяженная Лекарская) были объединены в единое целое.
Пройдемся же вниз по улице Лекарской.
Здесь в доме № 1 располагалось Реальное училище (ныне школа №4). Состояло училище из двух корпусов. Старый, обращенный фасадом на улицу Никольскую (К. Маркса), построен в начале XIX века на усадьбе Заварицких как дворянский жилой дом.
В 1860 году дом был куплен для городской думы и управы, которые ведали городским хозяйством, народным образованием, лечебными заведениями. В 1882 году здание передано под реальное училище. Однако из-за недостатка в помещениях встал вопрос о постройке нового здания.
8 июня 1889 года попечитель Харьковского учебного округа обратился с письмом к пензенскому городскому голове, рекомендовав ему построить новое здание для реального училища на углу улиц Садовой (Лермонтова) и Верхней Пешей (Куйбышева). Рассмотрев 25 февраля 1891 года три проекта здания, выполненные в ходе конкурса, объявленного Санкт-Петербургским обществом архитекторов, дума выбрала проект секретаря этого общества архитектора Александра Павловича Максимова. Но 24 сентября 1891 года на своем заседании дума постановила отдать отведенную для реального училища усадьбу под строительство на ней здания рисовальной школы на завещанный бывшим пензенским губернатором Н. Д. Селиверстовым капитал, а для реального училища построить новое здание на прежней его усадьбе - на углу улиц Никольской и Лекарской. Закладка нового здания реального училища состоялась 2 июля 1900 г. В 1900-1904 годах новое здание реального училища было построено***.
Новый корпус реального училища был пристроен к северо-западному торцу старого здания.
Напротив Реального училища находилась угловая усадьба, принадлежавшая пензенской купеческой жене Анне Константиновне Шульгиной.
На этой фотографии справа еще можно уведеть пустующее место под будущее Реальное училище.
Затем усадьба перешла к ее сыновьям - коллежскому регистратору Николаю Ефимовичу и губернскому секретарю Александру Ефимовичу Шульгиным. 3 марта 1816 года эту усадьбу с расположенными на ней каменным домом, каменными и деревянными жилыми и нежилыми строениями и плодовым садом приобрел губернский предводитель дворянства кригс-цалмейстер Григорий Данилович Столыпин. Считается, что в июне - августе 1817 года здесь, у своей сестры Натальи Алексеевны Столыпиной, могла останавливаться приехавшая в Пензу Елизавета Алексеевна Арсеньева со своим внуком - будущим поэтом М. Ю. Лермонтовым.
16 марта 1821 года усадьба была продана саксонскому подданному Ивану Ивановичу Кишу, который достроил угловую часть со скругленным углом и балконом по второму этажу и открыл в нем гостиницу.
В 1863 году гостиница перешла к дочери И. И. Киша Юлии Ивановне Вехтернштейн, продавшей ее в 1894 году купцу Ивану Александровичу Трейману.
Известно, что 1 декабря 1919 г. в бывшей гостинице Треймана размещался штаб Пензенского укрепленного района****.
После Октябрьской революции гостиницу превратили в общежитие советских и партийных работников. Перед Великой Отечественной войной дом использовался как жилой. В 1944 году когда были организованы курсы партийно-советских работников, здесь размещалось общежитие курсантов. Как общежитие здание использовалось и с 1946 по 1959 гг., когда вместо курсов действовала областная партийная школа. Затем дом был передан под училище профтехобразования.
Следом за зданием Реального училища расположен деревянный дом № 3 конца XIX начала XX века, сохранившийся до наших дней. Это жилой двухэтажный, деревянный дом, обшитый тесом с каменным цокольным этажом. Окна с трапецевидными перемычками обрамлены накладными наличниками с шипцовым верхом, фронтон декорирован деревянной резьбой. Планировка и интерьеры дома не сохранились.
Дом был построен в 1875 году. Усадьба была шириной во весь квартал от улицы Лекарской (Володарского) до улицы Московской, включавшая в себя и двухэтажный кирпичный дом по улице Московской (№10). Усадьба принадлежала купцу Николаю Алексеевичу Алексееву, после смерти которого перешла по наследству сначала его жене, затем детям, которые владели ей до революции.Является примером памятника жилой деревянной архитектуры 2-ой половины XIX века, в декоративном оформлении которого использованы приемы, характерные для деревянного зодчества Древней Руси. Это единственный в Пензе пример деревянного жилого дома с трапециевидным завершением оконных проемов. Является также памятником истории, связанным с интернациональным движением. В соответствии с Решение облисполкома от 28.09.1987 №417 здание является объектом культурного наследия регионального значения - «Дом жилой (деревянный) XIX в.».
В доме располагались: комитет партийной организации зарубежных интернационалистов - Международная группа РКП/б/ (1918-1921), Германский революционный и Австро-венгерский Советы солдатских и народных депутатов (1919), а также клуб им. К. Либхкнета, библиотека и общежитие интернационалистов (1920-1921).
Фотографии из личного семейного архива Левковича Александра. 1980-е гг.
Этот дом можно увидеть на фотографии Второй мужской гимназии, которая располагалась следом за ним (справа).
Следующий дом, № 5, построен в 1830-х годах надворной советницей Надеждой Федоровной Селивановой и был главным домом городской усадьбы. Затем он перешел к ее сыну надворному советнику Александру Никифоровичу Селиванову, продавшему его в 1850 году губернскому предводителю дворянства генерал-лейтенанту Александру Николаевичу Арапову, крупнейшему винозаводчику. Через несколько лет после его смерти здание сняла в аренду 2-я мужская гимназия, открытая 1 сентября 1874 года на базе шестиклассной прогимназии. В это время домом владел сын бывшего хозяина камергер Двора Его Величества Александр Александрович Арапов, ставший почетным опекуном гимназии.
При приспособлении под гимназию был устроен коридор с классами по обе стороны, часть сводов первого этажа была заменена плоскими перекрытиями, к северному фасаду пристроен вестибюль главного входа с церковью на втором этаже, в южной части устроен актовый зал, изменено декоративное убранство фасадов. Высокое крыльцо главного входа (не сохранилось), подчеркнутого аттиком и обогащение убранства главного фасада придали дому облик общественного здания.
В гимназии обучались такие видные деятели культуры, как выдающийся режиссер Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1884-1895), «звезда» немого кино Иван Ильич Мозжухин (1899-1907), писатель-театровед, доктор искусствоведения Юрий Васильевич Соболев (1896-1906), писатель и театральный критик Николай Дмитриевич Волков (1904-1912). В настоящее время здесь находится Управление образования Пензенской области.
Дом № 6 построен в 1840-х гг. на усадьбе, принадлежавшей подполковнице Елизавете Никифоровне Печериной инженером-поручиком Михаилом Александровичем Литвиновым. В то время это был трехэтажный особняк из красного лицевого кирпича белокаменными деталями (пилястры, увенчанные вазонами, арканный портал, наличники окон). Яркий образец ранней эклектики с элементами готики.
В 1859-1861 годах здание арендовал преподаватель русской словесности Пензенской мужской гимназии Владимир Иванович Захаров, на квартире у которого жил старший учитель математики и физики дворянского института Илья Николаевич Ульянов, отец В. И. Ленина, а также гимназисты Н. А. Ишутин, организовавший и возглавивший в 1860-х годах революционный кружок в Москве, и его двоюродный брат Д. В. Каракозов, участник этого кружка, казненный в 1866 году за покушение на государя императора Александра II. В 1863 году дом был продан ротмистру Михаилу Петровичу Обухову, мокшанскому уездному предводителю дворянства. После его смерти, последовавшей в 1888 году, здание с 1 июня 1889 года было сдано в аренду землемерному училищу, готовившему межевых техников, которое находилось здесь до 1913 года.
Позднее здание неоднократно перестраивалось. В 1950-е гг. оно получило современные формы. От первоначального здания сохранились лишь полуколонны. Утрачен портал главного входа, многие декоративные детали, надстроен четвертый этаж. В настоящее время здесь находится Российский Государственный Университет инновационных технологий и предпринимательства.
Далее по этой же стороне улицы располагалось Тихоновское Духовное училище.
Ныне - это территория НИИФИ.
Тихоновское духовное мужское училище было образовано из переведенного в сентябре 1880 года в Пензу Нижнеломовского духовного мужского училища, переименованного сначала во 2-е Пензенское мужское духовное училище, а затем в Тихоновское - в связи с устроенной в нем в 1884 году церкви во имя святителя Тихона Воронежского и Задонского. Разместилось училище на улице Лекарской в зданиях Пензенского епархиального женского училища, которое, в свою очередь, перешло на улицу Дворянскую, в усадьбу Натальи Павловны Панчулидзевой.
Напротив, на другой стороне находятся деревянные дома (№9 и №11) второй половины-конца XIX века, в настоящее время восстанавливаемые.
С 1884 по 1899 годы эта усадьба принадлежала жене коллежского регистратора Марии-Елизавете Августовне Гофмейстер. От нее по купчей дом перешел к жене известного врача Ольге Иосифовне Копыловой.
Некогда жилой дом № 9 (вторая половина XIX века) имел каменный цокольный этаж, и второй - деревянный.
Фотографии из личного семейного архива Левковича Александра. 1980-е гг.
Дом украшен богатой замысловатой резьбой растительного характера.
Входная группа украшена литым навесом-козырьком, в настоящее время утраченным, но восстановленным по старым фотографиям.
Над дворовым крылом дома срублен восьмерик - бельведер под низким шатром. Именно по этому бельведеру дом можно разглядеть на этой фотографии (слева).
Вот как описывает это здание Свод памятников истории и архитектуры Пензенской области: "Архаическая структура плана, на основе связей помещений через сени, коридоры и анфилады сочетается с классицистической композицией фасадов...Центральная часть главного фасада выделена
ризалитом , расчлененным пилястрами, и увенчанным треугольным фронтоном. Смещенной к северной части главного фасада вход отмечен крыльцом с чугунным навесом и двумя опорами. Верхний этаж занимали парадные комнаты, с большим залом, расположенным вдоль главного фасада. Сохранились лепные украшения потолков (сейчас утрачено), которые характеризуют местные интерпретации архитектурной стилистики второй половины XIX века."
Прежний облик здания, до реконструкции.
После революции в этом здании разместился Первый городской Родильный Дом им. Крупской.
В настоящее время дом полностью воссоздан заново, в нем разместился банк.
Вход был отмечен крыльцом с чугунным навесом и двумя опорами. Верхний этаж занимали парадные комнаты, с большим залом, расположенным вдоль главного фасада. Имелись лепные украшения потолков (сейчас утрачены), которые характеризовали местные интерпретации архитектурной стилистики второй половины XIX века.
Прежний облик здания.
В отличие от дома №6 «реконструкция» дома № 11 выглядит несуразной по сравнению с его прежним обликом.
Это было двухэтажное, деревянное, рубленное в
обло, обшитое досками здание с кирпичным полуподвалом. Изолированные части дома имели отдельные входы, но объединены резным декоративным убранством. Западная половина дома выступает четырехоконным ризалитом с фронтоном. Восточная в три окна - асимметрична. Вход в дом расположен в пристроенных с севера сенях. Резьба тимпана фронтона, который заполнен арочками, стилизованными павлинами и растительными побегами, соединяет элементы классицистические с излюбленными народными мотивами.
Жилое здание на Лекарской улице (не сохранилось).
Мы подходим к пересечению улицы Лекарской с Нагорной (ныне - Кураева). Здесь находилось одно из самых красивых зданий города - Польский костел.
Согласно официальным данным «Справочной книги Пензенской губернии на 1892 год» в губернии числилось на постоянном житии 1006 приверженцев римско-католического исповедания. Ещё около пятисот католиков прибывали здесь на временных основаниях. Таким образом, к концу ХIХ-го столетия губернское католическое сообщество приближалось к полутора тысячам человек**.
В 1897 году пензенское римско-католическое общество, основанное поляками, сосланными в Пензу после подавления польского национально-освободительного восстания 1863-1864 годов, стало ходатайствовать о разрешении им приобрести усадьбу на улице Лекарской, принадлежащую цеховой Устинье Сабуровой, для устройства на ней молитвенного дома. 22 января 1898 года такое разрешение было дано. Но в 1901 году устроенный в одном из зданий усадьбы молитвенный дом сгорел и вместо него на прежнем месте было решено построить костел. Проект костела, разработанный инженером путей сообщения В. А. Арцишем, был представлен в строительное отделение Пензенского губернского правления в марте 1902 года на утверждение.
На основании того, что был выполнен проект не молитвенного дома, а костела, строительное отделение послало его на рассмотрение в Министерство внутренних дел, которое, «не встречая препятствий к разрешению», утвердило его 13 марта 1903 года без всяких замечаний. Однако строительная комиссия, избранная католическим обществом, нашла, что внутреннее решение костела очень неудобное и для молящихся, и для проведения самого богослужения. Проект не был принят, а вместо него губернским архитектором А. С. Федотовым был составлен новый проект, внешне схожий с первым, но рассчитанный на большую вместимость, который и был утвержден строительным отделением Пензенского губернского правления 17 сентября 1903 года***.
8 сентября 1906 года состоялось освящение костела. 25 апреля 1931 года костел был закрыт постановлением Горсовета. Здание было передано под размещение Дома учителя. При этом были снесены звонницы, уничтожены росписи и стесаны настенные кресты. Для увеличения полезной площади в едином внутренним объеме бывшего храма были устроены перекрытия, поделившие его на этажи. Затем, для полного функционального перепрофилирования были прорублены дополнительные окна и устроены межэтажные лестницы**.
Далее находится усадьба, на которой женой купеческого сына Анной Александровной Кошелевой были приобретены два дома в 1903 и 1905 годах (№ 34 и 36). Особо выделяется дом № 36.
Третий этаж был надстроен в советское время, когда здание было приспособлено для больницы и получило коридорную систему планировки.
Дом № 34.
В настоящее время в здании напротив дома Кошелевой (видно на предыдущих двух фото) балкон над аркой не сохранился.
За домом №36 следуют дома № 38 и № 40, объединенные в одно здание. Изначально эти некогда жилые дома были двухэтажными, как видно на старом фото (за домом Кошелевой). Третий этаж был настроен позднее.
Напротив - жилой дом конца XIX века, № 41. Дом кирпичный, одноэтажный, над входной дверью находится литой чугунный навес на кронштейнах. Вдоль главного фасада располагался зал с аванзалом и гостиными, в антресольном этаже находились служенные помещения. В убранстве интерьером имелись лепные карнизы на кронштейнах и розетки. В настоящее время дом на реконструкции, до этого здесь размещалось почтовое отделение.
Мы дошли до пересечения улицы Лекарской с Рождественской. Здесь в 1932 году было построено первое четырехэтажное здание в городе, так называемый «Немецкий дом». Подобное название дом получил в народе потому, что строился для иностранных специалистов завода имени Фрунзе и часового завода. Дом является образцом использования конструктивизма в кирпичном здании. На старом фото слева видна водоразборная будка пензенского городского водопровода.
Напротив и севернее находится жилой дом постройки конца XIX начала XX века. Главный фасад здания имеет три ризалита разных размеров (часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту здания), завершающихся лучковыми аттиками. Окна первого этажа с замковыми камнями, окна второго - с рустованными на консолях архивольтами (обрамляющими дугами), а в ризалитах - с полуколонками.
Обращают на себя внимание резные наличники, обрамляющие дверной проем.
Мы прошли по старой, нагорной части ул. Лекарской. Эта та самая часть улицы, которая именовалась Верхнее-Посадской. Далее начинается подгорная, равнинная часть, где протекала речка Шелаховка и начиналась Базарная площадь.
см. Продолжение рассказа в
"Улица Лекарская. Часть вторая" Источники:
* Записки Филиппа Филипповича Вигеля. Ч. 3. М., 1892, с. 94
** Авторский сайт
"Пенза, которой нет"*** CD-диск "Старая Пенза (рубеж XIX-XX веков)". Авторский коллектив: А.Ю. Акимов, А.И. Дворжанский, В.Н. Зименков, А.В. Тюстин, И.С. Шишкин.
**** Свод памятников истории и культуры Пензенской области
***** В. Гиляровский. "Мои скитания".
****** Гладков А. К. Годы учения Всеволода Мейерхольда. Саратов, 1979, с. 12.
******* Юшков Н. Ф. На пути. От Казани до Царицына Казань, 1817 с. 18-20.
********
Пензенский временник любителей старины. Выпуск № 12.