Соборная площадь. Часть вторая

Jun 28, 2012 17:46


СОБОРНАЯ ПЛОЩАДЬ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ

История любого города на Руси начиналась, как правило, со строительства церкви.  Не была исключением и Пенза. Одновременно с возведением крепости началось и строительство деревянной церкви Всемилостивого Спаса. Находилась она, судя по чертежам, в юго-восточной части нынешней Советской площади, там, где сейчас расположен вход в сквер им. Лермонтова.


         В соборной церкви хранилась чудотворная икона Казанской Божьей Матери.

Казанская икона Божьей Матери писана древним, греческим письмом на липовой дске (старорус. - доске - прим.), размерами в вышину 21,5 вершок, в ширину 16 вершков и украшена серебряною позлащенную ризою с венцом, осыпанными стразами (поддельными, хрустальными алмазами - прим.), а под ним на плате пятью звездами, в которых 42 мелких бриллианта. В настоящее время икона отреставрирована и без оклада.



Из Строенной книги  города Пензы, хранящейся в пензенском уездном архиве видно, что эта Икона принесена в дар блаженной памяти царем Алексеем Михайловичем, пожаловавшим ее в 1666 году из своих царских чертогов в честь основания этого, в то время пограничного, новопоселенного города.

Старожилы пензенские сохраняли предание, что для принятия от царя Св. Иконы жителями Пензы отправлена была в Москву особая депутация, которая и принесла ее На руках в Пензу. По предварительном извещении жителей г.. Пензы, Мокшана, Ломова и Саранска о приближении шествия со Св. Иконой, толпы жителей из означенных го­родов устремились на сретение ее и, по выражению пре­дания, собралась на пути тьма народа, которая, предво­димая пензенским духовенством, и внесла Св. Икону в пензенскую соборную церковь. Усердие христиан, оказанное при встрече иконы, не могло не пробудить в местных жителях особенной веры и благоговения к ней, как к дару и благословению благочес­тивого царя, по свойственному христианам чувству осо­бенного почитания к каждой иконе, полученной на благо­словение**.



В соборной библиотеке хранилась древняя рукопись, в которой обстоятельно изложено сказание о трех чудесах, бывших от сей Св. Иконы Богоматери (см. подробнее здесь). Самое известное - спасение города Пензы от набега кочевников в 1717 году во время Большого кубанского погрома.
"   ...Это было самое большое нашествие кубанцев на провинциальный в то время город Пензу и на окружные его города и пригороды с селами, совершенный ими в 1717 году. Кубанцы беспощадно предавали огню целые селения, а жителей или умерщвляли, или со скотом и другим иму­ществом уводили в плен. Опустошивши окрестные пригороды Рамзай и Мокшан, они в больших силах подступили и под город Пензу. Жители города, подкрепленные дворянами, явивши­мися из уезда со своими людьми на помощь и защищение Пензы, несколько дней отражали неприятеля с крепостного вала, ожидая между тем воинской помощи от правительст­ва. Но ожидаемая помощь не приходила; а защитники со дня на День уменьшались. Пензенская сила ослабевала.Тогда пронеслась по городу страшная весть, что 4-го августа кубанцы положили всею массою сил своих ударить на город, разбить крепостные башни и ворота и город весь выжечь и вырубить. Погасла надежда на свои силы и ожидаемое подкрепление; но еще оставалась вера, крепчийшая меди и железа.
       Накануне рокового дня жители собрались в соборную церковь искать защиты у Царицы Небесной пред ее чудотворным образом. Слезные вопли не умолкали всю ночь. Наконец с появлением на небе ут­ренней зари молящихся известили, что варвары уже начали генеральный приступ к городу. Тогда Св. Икона крепкой Заступницы рода христианского, со крестами и хоругвями, была вынесена на площадь к Никольским воротам.



Началось молебное пение к Взбранной Воеводе, сопровождаемое воплем многим младенцев, юных и старых. И вдруг лик Богоматери на иконе почернел наподобие угля и из очей его появились слезы. Христиане в ужасе и трепете пали ниц, а многие теснились к иконе, чтобы освятиться священными слезами Св. Образа. Между тем, протоиерей читал молитву: «О Пресвятая Госпоже Дево Богородице...» Молебное пение оканчивалось; но молитвенные слезы еще лились рекою и рыдания всеобщей скорби не умолкали. Тогда увидели новое чудо: лик Богоматери просиял, как солнце, дивным и неизъяснимым светом. Сердца молящихся забились радостною надеждою; и скоро весть, что город спасен, что кубанцы бегут от Пензы, оправдала эту надежду.
       Побораемые невидимою силою, они устремились от Города в беспорядке, с великою поспешностию забирая пленных и повозки. Вышедшие после из плена рассказывали признание самих варваров, что в то самое время, как они готовы были окончательно ударить на город всеми силами, увидели пред своими полчищами прекрасную, но грозную Деву, выехавшую из Пензы на белом коне, в сопровождении двух благолепных старцев, одного плешивого, а другого брадатого (прим.: Граждане заключили, что то были угодники Божии - Николай Чудотворец и Преподобный Сергий Радонежский, которого тогда в соборе был придел.), и светоносными паче солнца лучами, как пламенным мечем, поражающую нападавших, от чего они объяты были страхом и бежали.Так крепким заступлением Царицы Небесной спасен был город, а вера в чудотворную силу Казанской иконы Божией Матери между жителями умножилась и распространилась."**



Первоначально Спасский собор был деревянным, а в 1700 году, ближе к главным воротам построили каменный, который в 1815-1815 гг. за ветхостью был разобран, и началось строительство нового собора.

Колокольня строилась с 1790 по 1799 год еще с благословения епископа Тамбовского Феофила, поскольку Пенза в то время относилась к Тамбовской епархии.

Как мы помним, 5 марта 1797 года Пензенская губерния была ликвидирована, и Пенза стала уездным городом Саратовской губернии. Прибывший в Пензу епископ Гаий (Такаов), увидел напротив занятого им наместнического дома отдельно стоящую колокольню, рядом с которой был заложен фундамент нового собора. Однако, по мнению епископа, размеры храма не позволяли совершить его постройку в короткие сроки. Был составлен новый проект, выдержанный в строгих классических формах, в результате чего собор был уменьшен со всех сторон на два аршина (1,4224 м). От старого проекта осталась лишь отдельно стоящая колокольня.



По приезде в Пензу новый архиерей сразу же начал поиск средств для строительства собора, а также сам сделал большое пожертвование. Его пример оказал воздействие на горожан, и денежный поток начал увеличиваться. Наиболее ревностными благотворителями стали купцы Михаил Степанович Любовцов и Петр Никифорович Кузнецов, внесшие на строительство собора соответственно 10000 и 1000 рублей, а также Ефим Петрович Шульгин, бывший соборным старостой и непосредственно занимавшийся постройкой храма. Глядя на них, и другие посчитали себя обязанными внести свою лепту в создание этого грандиозного сооружения, ставшего через четверть века лучшим украшением города.

Спасский собор до реконструкции



Строился кафедральный собор с 1800 по 1824 год. К прибытию в Пензу в 1824 году императора Александра I были оштукатурены наружные стены, сделаны по бокам собора портики, а сам храм был соединен с колокольней галереей. В конце XIX века колокольня собора была перестроена и стала несколько выше, получив дополнительную стройность, более соответствующую облику самого собора, у которого к тому же были несколько изменены и завершения главок. Работы на колокольне начались в 1890 году, а закончились осенью 1899 года.

Спасский собор после реконструкции



Достойны восхищения были и интерьеры собора. Роспись стен собора осуществлялась с июля 1850 по август 1851 года руководителем Саранской школы живописи Кузьмой Александровичем Макаровым и его учениками, чьи работы в настоящее время лишь чудом сохранились в архиерейском доме.

Помимо чудотворной ионной Казанской Божьей Матери, которая в настоящее время находится в Митрофановской церкви, здесь хранились и другие пензенские реликвии - знамена и штандарты народных ополчений 1812 и 1855 годов.



Кафедральный собор в разное время посещали августейшие особы - великий князь Михаил Павлович, Александр I, Николай I, будущий император Александр II, Николай II и великий князь Михаил Александрович.

Николай II в Пензе. 1904 год



Пензенские жители называли собор «лебедем» или «лебедушкой» - весь белый, он как бы величаво плыл над городом...

После революции 1917 года эта пензенская жемчужина подвергалась постоянным унижениям. По рассказам современников, с паперти собора об­новленцы на тачке с гиканьем выкатили епископа Пензенского Феодора (Лебедева), который вскоре скончался от инфаркта.

После закрытия собора в апреле 1923 года Пензенский губисполком ломал голову, как использовать здание. Решили лет­нее помещение (верхний этаж) отдать под центральный клуб с устройством в нем кинематографа и читальни, сохраняя при этом внешность и художественность внутри. Нижнее помещение (зим­ний храм) ввиду невозможности использовать под культурно­просветительные нужды (темнота, необорудованность, необходи­мость больших перестроек) приспособить под склад и ссыпной пункт. Последнее намерение власти распорядились произвести постепенно, не нарушая религиозных предрассудков верующих. Что же касается внешности собора, комиссия приняла решение о необходимости ремонта (особенно правой стороны, где от воды обвалилась штукатурка)*.



Подняли вопрос и о снятии крестов с заменой их красной звездой и знаменами. Однако в 1923 году многие начинания так и остались в планах, лишь в нижнем храме устроили архивное хранилище.



Собор продолжал разрушаться, из него тащили все, что мож­но было утащить.  В августе 1931 года по требованию Крайисполкома с храма сняли кресты купол с колокольни, сбросили 800-пудовый соборный колокол...






... а летом 1934 года здание опре­делили под снос. Сначала пробовали ломать стенобитной ма­шиной. Огромный металлический шар врезался в святые стены, но они не поддавались, собор продолжал стоять. Тогда летом 1934 года храм взорвали.



До нас дошли воспоминания Константина Петровича Моро­зова, который, еще мальчиком, проживал на углу Садовой (Лер­монтова) и Верхне-Пешей (Куйбышева) улиц и был свидетелем взрыва. Он вспоминал огненные вспышки, падающие в огне кам­ни, доски, перекрытия. Неподалеку от умирающего собора на земле лежала целая невредимая икона Богородицы. Костя с дру­зьями по-детски обрадовались находке, принесли икону домой, но отец одного из ребят грозно повелел сжечь икону. Это про­изошло на глазах у плачущих детей. Собор же оказался настоль­ко крепким, что от взрыва больше пострадала лишь его верхняя часть, стены же продолжали стоять. При разборе завалов одного из рабочих задавило насмерть.***

И вот сегодня Спасский собор восстанавливают.






...Однако, говоря о Соборной площади и ее центре - Спасском соборе, нельзя не упомянуть о другой архитектурной доминанте площади - Никольской церкви. Ее история также уходит корнями ко времени основания крепости.



Всего через 20 лет после основания города у северной крепостной стены, за ее пределами, близ главной проезжей башни была построена для посадских людей приходская деревянная церковь во имя святителя и чудотворца Николая, особо чтимого на Руси святого.



В 1727 году, после того как она сгорела, началось строительство каменного храма с приделами во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и в честь трех вселенских святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, законченное в 1735 году. К своему 60-летию каменная Никольская церковь получила необычный подарок - на ее колокольне были установлены городские общественные часы, изготовленные краснослободским часовых дел мастером Федором Тяпкиным.

Никольская церковь. Перед церковью - дом купца Кознова






Сто лет простоял этот каменный храм и в 1833 - 1834 годах был почти до основания разобран и построен заново, с увеличением в размерах и с прибавлением двух новых приделов: во имя св. чудотворца Митрофана Воронежского и во имя св. великомученицы Варвары. Лишь в 1849 году церковь была окончательно готова, но и в последующие годы она еще не раз подвергалась переделкам.



Церковь была украшена живописью и резными позолоченными иконостасами - придельными, выполненными в стиле ампир, и главным - в стиле рококо. На царских вратах сделали резные изображения Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов. Большая заслуга в украшении храма принадлежала его ктитору купцу Александру Федоровичу Финогееву, занимавшему эту должность более 30 лет и сложившему с себя обязанности старосты Никольского храма лишь в 1915 году, незадолго до своей смерти*.



С 1910 года в течение двух лет в церкви шла реставрация иконостасов и росписей стен. Принимая во внимание художественную ценность главного иконостаса, перед началом работ были сделаны его фотографии, чтобы затем восстановить иконостас в прежнем виде. 18 марта 1912 года состоялось освящение трех обновленных иконостасов и настенной живописи.



Дальнейшая история Никольской церкви схожа с судьбами большинства храмов России. В 1922 году ее передали одной из обновленческих общин, возникших при поддержке советской власти, рассчитывающей тем самым внести раскол в Русскую Православную Церковь.



В результате храм опустел и стал разрушаться, прекрасная живопись целыми пластами отваливалась от стен и сводов. В конце концов церковь была закрыта и затем снесена, а на ее месте был построен кинотеатр «Родина».

Вскоре сломали и дом купца Кознова, стоящий перед церковью, где, по преданию, останавливался Емельян Пугачев. Впоследствии в этом доме размещались библиотека им. Белинского, банк Взаимного кредита и ремесленная управа.












На месте этого дома 10 января 1982 года открыли памятный знак, представляющий из себя огромный гранитный валун с укрепленной на нем бронзовой мемориальной доской, на которой ее авторы Э. С. Иодынис и Л. Н. Скоробогатова изобразили торжественную встречу пензенскими жителями Е. И. Пугачева.



В завершение повествования о Соборной площади необходимо отметить еще один ее атрибут, сохранившийся и поныне - это грот-постамент.

К концу XIX века на одном из углов перекрестка Московской и Никольской (К. Маркса) улиц еще стоял уродливый дом купчихи Андреевой, обнесенный глухим забором. Он сильно безобразил Соборную площадь и поэтому был приобретен городом.






На месте этого дома в 1892 году устроили возвышенную террасу с опорной стенкой по ул. Никольской, которая оканчивалась к ул. Московской усеченной пирамидой, выложенной из камня, с двумя входными арками.






Для облицовки пирамиды был использован камень, заготовленный Пензенским ремесленным обществом в 1881 году для установки на Соборной площади часовни в память императора Александра II, злодейски убитого 1 марта 1881 года. После укрепления откоса на бывшей усадьбе купчихи Андреевой ремесленное общество, располагавшееся в доме напротив, стало претендовать на данное сооружение для устройства там часовни и памятника Царю-Освободителю. Но выполнить свое намерение им по разным причинам так и не удалось. В 1916 году, когда предполагалось празднование 250-летия Пензы (в то время считалось, что наш город основан не в 1663, а в 1666 году), появилась идея установить на террасе памятник основателю Пензы царю Алексею Михайловичу, но и эта мысль не получила реального воплощения*.







Источники:
* CD-диск "Старая Пенза (рубеж XIX-XX веков)". Авторский коллектив: А.Ю. Акимов, А.И. Дворжанский, В.Н. Зименков, А.В. Тюстин, И.С. Шишкин.
** Пензенский временник любителей старины. Выпуск №2. 1991 г.
*** Зелев С.В. "Сурская голгофа".
Текст проиллюстрирован архивными фотографиями, фотографиями книги "Листая старый альбом...", фотографиями автора блога, а также работами художника Дениса Санталова

Спасский собор, пензенская засечная черта, крепость Пенза, Соборная площадь, церковь, вал, Архиерейский дом

Previous post Next post
Up