Как Катя и Даша по мукам ходили

Nov 29, 2017 11:11



Уже отсмотрев первые две серии новейших «Хождений по мукам», «Русскiй КинографЪ» готов был немедленно окунуть перо в чернильницу с ядовитыми чернилами из смеси яда кураре и древесной лягушки, но, будучи всё же крайне лояльным критиком по отношению к экранизациям отечественной классики, решил запастись терпением и дать сериалу еще один шанс отыграться на  следующий день. Не срослось - в данном случае у режиссера Худякова, снявшем когда-то очень даже приличные «Успех» и «С вечера до полудня» с Филатовым. Зато точно срастется здесь и сейчас - в этом блоге.
Сперва - о главном. Да, разумеется, постановщики неоднократно экранизировавшихся произведений несомненно рискуют - ведь зритель со стажем так или иначе примется сравнивать Яичницу Стржельчика с Яичницей, скажем, Бутусова в театре Ленсовета. Или Мелехова в исполнении Глебова с Мелеховым в сериале Урсуляка (или, прости Господи, с Рупертом Эвереттом у Бондарчука). «Хождение по мукам» 1977-года в постановке Ордынского - экранизация добротная, классическая в буквальном понимании этого слова - и с массой великолепных актерских работ. Ежели учесть, что социальные эксперименты в нашем государстве добили еще далеко не всех, помнящих этот сериал, то риск попасть под шквальный огонь критики у Худякова был, что называется, стопроцентным. Именно поэтому, наверное, некоторые исполнители центральных ролей заранее категорически открещивались от экранизации 70-х - мол, не смотрел принципиально, дабы вынести на суд публики свой образ и свое понимание роли. Ну да, ну да… А нам, грешным, куда деваться прикажешь? Специально на неделю впасть в маразм или в Альцгеймера? Дескать - ах, какая интересная трактовка, как это свежо, какая душка этот Телегин! Не говорю уж, что - представьте себе! - обитают еще в России люди, помнящие трилогию Рошаля 1957-1959 гг - с Нифонтовой, Медведевым и Гриценко.  В общем, полностью абстрагироваться всё одно не выйдет, а посему, получается, Худяков в основном ориентировался на новейших «манкуртов» «до 30-ти». Вот только интересны ли им будут похождения двух сестер Булавиных - еще вопрос… Сомнительная, надо сказать, целевая аудитория, ненадежная….
А вот, кстати, сразу и о сестрах - коль они нечаянно попались нам на глаза. Первый жирный минусище - кастинг. Хоть брунетки Снигирь и Чиповская относительно и схожи, но одна весьма напоминает служанку Одарку, каким-то сомнительным (не через будуар ли?) образом затесавшуюся в барские покои, а другая обладает довольно экстравагантной внешностью с весьма спорным обаянием, к тому же - совершенно не умея просто улыбаться, натягивая при этом мимическом фокусе губы на зубы, а от того делаясь схожей (да простят Автора поклонники Анны Чиповской!) на пусть и симпатичную, но всё же лошадь. И это еще полбеды и - в конце концов - дело вкуса, кому-то и Ольга Бузова - красотка, а иной видит идеал красоты в Ирине Яровой. Если вспомнить оригинал Толстого и сериал Ордынского, то там в сестрах было то, чего мучительно не хватает в персонажах Худякова с первых же минут - породы! Обе - и Катя, и Даша - из старого сериала были тактичны, сдержанны в эмоциях, несли в себе - как блоковские Незнакомки - какую-то тайну и переживали свои эмоции внутри себя. Снигирь в себе не держит ничего, а на Незнакомку похожа так же, как может на неё походить продавщица сандалий на вещевом рынке, и чуть что - стервозно орет   дворовой девкой. Иной раз создается ощущение, что старшая Булавина то ли перманентно пребывает немножечко «под мухой», то ли - под воздействием некоторых психотропов. Почти так же не выдержана и Чиповская, не умея корректно преподнести зрителю образ воспитанной девушки начала прошлого столетия .  Да, девальвировались с годами сестры Булавины, осовременились, опростились… Отдельно - адюльтер Кати и Бессонова. В старом сериале о нем - буквально ничего, так - полунамеки, взгляды, энигма, всё очень деликатно. Худяков же мудрить не стал, и, очевидно таки адресуясь к молодежной аудитории, откровенно укладывает Бессонова и Катю в постель гостиничного номера - чтобы, стало быть, никаких сомнений в глубине падения Булавиной-старшей не оставалось. Тогда - минуточку, простецкий вопрос:  уж коли уложил - так сиськи давай! Где сиськи? Это, в конце-то концов, аморальное падение или тетя Клава за забором  пописала? Уж коли взял на себя смелость переписывать (популяризировать) классику - так давай смелее, не робей, чего там…
Кстати, вот и Алексей Алексеич Бессонов нам попался - поди-ка сюда!


Чем руководствовался режиссер Худяков, приглашая на эту роль Антона Шагина с его внешностью выпускника профтехучилища, решительно непонятно, но такого нелепого Бессонова нам еще не являли. Традиционных для его образа надломленности и аристократизма - как ни бывало, а если вспомнить, что прообразом Бессонова послужил сам Блок (А.А.Б.), то карикатура вышла преотвратная. Разумеется, властитель дум не обязан иметь внешность Михаила Козакова, но позвольте - как можно без памяти влюбиться в невзрачного патлатого, не обладающего даже сотой долей козаковского магнетизма, персонажа? Нелюбовь Худякова к Бессонову зашла много дальше, и уже в четвертой серии он оказывается… жив! Воспользовавшись уточнением «по мотивам романа А.А.Толстого», сценарист Елена Райская для чего-то окончательно лишила ненавидимого ею поэта какого-либо романтического флера, сделав его укрывающимся в лесном шалаше полупьяным трусом-дезертиром. Женское чувство солидарности? Феминистская месть за поругание нашей Одарки-Кати?
Сценарий сериала вообще заслуживает отдельного упоминания. Вольность с образом Бессонова, разумеется, не единственная. Как женщина, Райская просто не могла обойти своим вниманием такую чудовищную несправедливость со стороны Толстого, как преступно малое место в романе мужлана-Толстого, уделенное Лизе Расторгуевой. Теперь её - предостаточно, даже с лихвой (также - не вполне удачный кастинг Светланы Ходченковой). Разъехавшуюся с Николаем Ивановичем Катю сценарист зачем-то свела (во всех смыслах) в Париже… с Жадовым. Отчего именно с ним, а не, скажем, с Лениным или с Мамонтом-Дальским? Было бы, знаете ли, пикантно! Такие сюжетные вольности у поклонников романа вызывают чисто плотоядный интерес - какой кунштюк г-жа Райская еще выкинет со своими героями? Это ж черт его знает - что еще можно напридумывать, благо масштабная первооснова позволяет?!
Огорчил Иван Ильич Телегин. В исполнении Леонида Бичевина он попросту - никакой. Особенно если сравнить его с образом, созданным Юрием Соломиным - ни мягкого приглушенного обаяния, ни мучительного трагизма выбора русской интеллигенции в принципе. Так, ни то, ни сё, и не пианист Сердюк, и не сионист Пердюк. Впрочем, - достойная пара такой же «никакой» Дарье Дмитриевне Булавиной. Совет да любовь!
Вот так прочитаешь эти строки и задашься вопросом - а что-нибудь хорошее в постановке Худякова есть? Кое-что! Как только в кадре появляются олдскульные возрастные исполнители - всё становится вроде как более-менее терпимо, как бы сказал персонаж Вицина в «Не может быть! - «по-старому». Например, Алексей Колган едва не один в один - Николай Иванович в исполнении покойного Вячеслава Езепова из сериала Ордынского - хорош, солиден и вполне традиционен, что уже радует. Небольшие роли Сергея Колтакова и Эрнста Романова и вовсе успокаивают, создавая у придирчивого зрителя обманчивое ощущение, что «всё хорошо». Возникший в конце четвертой серии в роли Рощина Павел Трубинер, правда, глубины первого появления в старом сериале Михаила Ножкина не явил, но впечатление, что хотя бы не подгадит по-крупному в дальнейшем всё же есть.


Хотя - тут всё зависит от Елены Райской. Вот нафантазирует по-женски что-то для Вадима Петровича - и Трубинер сразу сдуется… в заданных условиях. Не того полета птица. Ну, еще до кучи можно похвалить оператора Шинкоренко - картинка вполне пристойная, и даже Петербург, где снимать из сериала в сериал можно, кажется, только в неизменных Петропавловке и вдоль колоннады Казанского, более-менее осязаем.
Но это, судыри, кажется и всё.
Подытожим. То, что канал «НТВ», какое десятилетие специализирующийся на двухкопеечном «мыле» под рубрикой «Сергей Сендык представлет…», взялся за классику - явление очень даже похвальное.  Но это - по гамбургскому счету. Главная же ошибка создателей - «переосмысление», если так можно выразиться, сюжетных первооснов, на что даже ссылка «по мотивам…» не дает ни Райской, ни Худякову никакого права глумиться над достаточно цельными образами персонажей романа. И если, скажем, подобное хамство в «Анне Карениной» Шахназарова теоретически оправдать можно, то  в «Хождении по мукам» оно не оправдано ни чем. Даже учитывая предполагаемую молодежную целевую аудиторию. «Молодежную» - потому что, думается, ни былые зрители сериала Ордынского, ни - тем более - трилогии Рошаля такой беспредел смотреть не станут. «Русскiй КинографЪ» - в их числе. «Лошадь» Даша, Одарка-Катя, слизняк  Бессонов и «пустое место» Телегин - это уж чересчур для четырех потраченных часов.
Приятного просмотра! 

Телегуру, Кино-вино и домино, Культурные новости эпохи псиклосов

Previous post Next post
Up