Будни фотографа-неудачника #113

Jun 14, 2018 01:57

Часть I: на заре «зеркальной» эпохи

Обработка фотографии начинается с подбора оптики.
Несмотря на сравнительную распространенность, сведений об этом объективе в сети не особо много. Выяснить про него мне удалось только то, что это - простой триплет.



Victar Anastigmat 2.9/50

Тип объектива: «зеркальный»
Класс: нормальный
Фокусное расстояние: 50 мм
Минимальная дистанция фокусировки: 80 см
Предназначение: камеры Exacta
Крепление: байонет Kine Exacta
Рабочий отрезок: 45.5 мм
Диапазон диафрагмы: f 2.9 - 22

Объектив родом из Германии, произведен, скорее всего не ранее второй половины ХХ века. Внешним видом он лично мне почему-то напоминает о рыцарских временах. По габаритам - чуть менее чем в полтора раза выше зеркального Индустара 50, но исключительно за счет импровизированной бленды. Шкала кольца фокусировки размечена в метрах.



Оптическая схема триплет Кука.

Оптической схемы Виктара обнаружить не удалось, но, как уже упоминалось выше, объектив представляет собой простой триплет. Таким образом, предположительно, его схема соотносится со схемой триплета Кука, однако конкретных вариаций реализации этой схемы на практике довольно много. Оптическая схема «триплет» простая и вполне надежная. Байонет «Экзакта», кстати, вполне доступен в виде прямого адаптера для E-mount, но я решил замахнуться на универсальное решение: как оказалось, для этой системы существует накидное кольцо под М42 [1].

[Victar на Sony NEX]







На массивном адаптере «М42- Е» объектив смотрится, на мой взгляд, неказисто. На тушке зеркалки картина, думаю, будет не лучше; я неслучайно вспомнил Индустар 50 - его сугубо зеркальный брат - И50-2 - тоже смотрится не ахти как. Но ведь внешность - не главное, правда?









ГРИП на бесконечности.

Претензий к достижению бесконечности нет, значит, адаптер поставлен правильно. Хотя погода в тот день мне подыграла, далеко не весь туман на снимках естественный. Заметная его часть добавляется за счет сферических аберраций, которые, как видно нивелируются прикрытием диафрагмы.





Если диафрагму не прикрывать, получается этакая зимняя сказка. Хороший пример того, как недостаток в виде не до конца исправленной сферической аберрации [2] превращается в преимущество.



МДФ.

По минимальной дистанции Виктар сравним с И-69. Надо сказать, не самая удобная величина, но что поделать - универсальность присуща далеко не всем объективам, и это - нормально.




ГРИП на МДФ.

Протяженность ГРИП на минимальной дистанции говорит о том, что перед нами все же не объектив для шкального фотоаппарата, а вполне серьезная оптика.




Контровой свет.

Из-за присущей оптике довольно сильной сферической аберрации контровой свет переносится плохо. По этой причине может даже показаться, что резкости на снимках нет, но это не так.




Солнце в кадре: f2.9, f16.

И вновь сферическая аберрация убивает кадр, но у нас есть на нее управа - прикрытие диафрагмы может в значительной степени ее скомпенсировать. Хотя конкретно здесь еще дело в неплохой светосильности. На прикрытой диафрагме становится заметен легкий сферохроматизм.





Боке: f2.9, f5.6, f16.

Несмотря на совершенную свою «зеркальность», «бокешки» объектив рисует «по-дальномерному» скромные. Цветопередача при этом довольно четкая, но и здесь в дело вмешивается вездесущая сферическая аберрация.




Ночная съемка.

В ночи основной недостаток оптики вновь становится ее преимуществом… по крайней мере, я так думаю. Цвета, конечно, подъедает, контраста нужно бы подкрутить, но как по мне, то это совсем не обязательно.

Спасибо за внимание.

[1] На заглавном фото объектив как раз представлен с установленным на нем адаптером для М42.
[2] Подробнее о ней - здесь.

Часть вторая.

ИсточникЪ

m42

Previous post Next post
Up