Немного о евреях в Армении...

Jan 30, 2008 15:18

Представляю интересную статью о еврейской общине Армении.

Источник: Хетк-Онлайн



Евреи в Армении были всегда

[Апрель 2, 2007]
Как евреи попали в Армению

В первом веке д.н.э. армянский царь Тигран Великий (95-55 д.н.э.) отправился штурмовать палестинский город Птолемаиду, чтоб отомстить Клеопатре за преступление ее сына Диониса против своего отца Арташеса Первого. В город царь Тигран, однако, так и не вошел, а вернвшись в Армению, захватил с собой пленных иудеев. Он поселил их в Армавире и в селении на реке Касах.

Этот отрывок из «Истории Армении в трех частях» Мовсеса Хоренаци - первое упоминание о евреях в Армении. Второе массовое прибытие евреев, по утверждению средневекового армянского историка, произошло, когда из двух претедентов на иудейский престол - Антигона и Гиркана - армяне решили поддержать первого. Антигон победил, а иудеев, плененных во время кампании, Тигран приказал поселить в городе Шамирам (Ван).

По некоторым источникам, их было около 300 000. Впоследствии, эти территории были выкуплены купеческим родом Шимона Пократа, и стали местом бурного развития еврейской общины. До сих пор иногда можно услышать мнение, что выходцы из Вана - потомки тех евреев. Мнение, впрочем ни на чем не обоснованное.

Тот же Хоренаци рассказывает, что при мифическом царе Грачия в Армении жил иудейский купец по имени Шмбат. Хоренаци утверждает, что от Шмбата происходит род Багратуни.

Это - отрывочные сведения о самых первых евреях, появившихся на армянской земле. Однако никакие старинные еврейские поселения не сохранились до наших времен. Хотя недавно в селе Ехегис в марзе Вайоц Дзор было обнаружено еврейское кладбище, а также мельница и утварь 11-13 веков. Ученые из Иерусалимского университета изучают находки: пока неивестно, каким образом евреи появились в этих краях, были ли они потомками иудеев, которых привел в Армению Тигран Великий или появились позже.

С 1840 года в Эриванской губернии существовали две еврейские общины: выходцы из Европы (в основном, Польши) - ашкенази и из Персии - сефарды. Известно, что сефарды имели синагогу «Шейх Мордехай», которая простояла до 1924 года.

В начале 30-ых годов этих евреев осталось всего несколько десятков.

Подавляющее большинство проживающих сейчас в Армении евреев - ашкенази. В основном, это люди, приехавшие в Армению из разных республик бывшего СССР. Первые поселенцы приехали в середине 30-х годов, после чего, в годы Второй Мировой войны, в Армению эвакуировались евреи.


Последующий массовый приезд евреев в Армению был в начале семидесятых годов, когда антисемитизм стал негласной политикой советского союза. Гонения против евреев проводились не в виде репрессии, а более «гуманными» методами: евреев не принимали на работу, для них были закрыты некоторые учебные заведения. Это приводило к тому, что многие пытались уехать на свою историческую родину, им не разрешали, а подав документы в ОВИР, они становились «отказниками».

Вот многие из этих опальных и поддались в Армению. Почему в Армению? Да потому, утверждают члены еврейской общины в Армении, что к евреям тут относились хорошо и проблема антисемитизма не существовала.

Во время «перестройки» большая часть этих людей - «семидесятников», как их называли, уехала в Израиль.

Следующий массовый отток евреев и их армянских членов семьей был в 1992-93 годы, когда Армения вследствие Карабахского конфликта находилась в блокаде. Главный раввин евреев, живущих в Армении рассказывает, что большинство людей, уехавших тогда, в ординарных условиях и не подумало бы о выезде; они были обеспечены, среди них было большое количество врачей, инженеров, предпринимателей, людей, занятых в сфере компьютерных технологий.
Еврейская Община

Среди приезжих «отказников» были активные семьи, особенно, молодые, которые устраивали сборы соотечественников в своих домах. Затем несколько активистов в конце 80-ых создали общество армяно-еврейской дружбы «Арев» , чьей целью было собрать вокруг себя армяно-еврейскую интеллигенцию . Оно было «присказкой» к созданию еврейской общины, которая официально зарегистрировалась в 1991 году, под сопредседательством Герша Бурштейна и Игоря Улановского. В том же году была открыта первая в Армении национальная воскресная школа «Тора Ор».

Так как общественным организациям в Армении запрещается заниматься религиозной деятельностью, через год была зарегистрирована Еврейская религиозная община, председателем которой стал Герш Бурштейн.

Число евреев, живущих в Армении, колеблется между 800-900 человек. Евреи в основном сконцентрированы в Ереване, Ванадзоре, до землетрясения в Гюмри. В Севане есть община иудеев, русских по национальности. Их осталось совсем немного, в основном это пожилые люди.

Еврейская община действует на пожертвования американских спонсоров и частных лиц.

Организация «Джойнт» посредством Еврейской религиозной общины организует культурные программы, продовольственную и медицинскую помощь пожилым. «Сохнут» занимается делами желающих репатриироваться в Израиль.

Живущее сегодня в Армении еврейство на 99% состоит в смешанных браках: в основном жены еврейки, мужья армяне.


Председатель Общественной организации еврейской общины Армении Римма Варжапетянприехала в 70-ом году с Украины, где вышла замуж за армянина.


Член общины Валерия Карлинская - Флджян из семьи польских евреев, переехавших в Грузию еще до револлюции. Ее дедушка основал в Тбилиси две фабрики: одна производила халву, другая - растительное масло. После револлюции их большой дом и фабрики национализировали. Хотя надпись «Карлинский» на фасаде двухэтажного дома сохранилась и поныне. Валерия вспоминает свой дом в Тбилиси, где рядом жили представители несколькох национальностей и ни о какой вражде между ними и слова не могло быть. После окончания института специалист французского языка Валерия Карлинская вышла замуж за армянина Дональда Флджяна и переехала в Ереван.


Хотя у евреев и армян много общего, но многие традиции - прямо противоположные. Например, у армян национальность определяется по отцу, а у евреев - по матери. Интересно, как разбираются с национальной принадлежностью в еврейско-армянской семье?

- У нас в семьях в этом смысле полный лад, - смеется член общины Аделина Лившиц, которая приехала в Армению с Одессы и замужем за армянина.- Мы считаем наших детей евреями, наши мужья считают их армянами.

- А вообще, если серьезно, - говорит она, - пусть наши дети достигнут 18-летия и сами определятся. Вот моя дочка живет в Израиле, и чем дольше она живет там, тем больше чувствует себя армянкой.

продолжение следует

Асмик Оганесян

еврейская община Армении

Previous post Next post
Up