Мигунов-дизайнер - 6

Feb 21, 2015 17:21

Оригинал взят у george_smf в Мигунов-дизайнер - 6
(мастерство игры)

Работа над детской книжной и полиграфической продукцей началась для Мигунова в 1950-е годы с оформления игр и книжек-игрушек.

Одной из первых (1957 г.) появилась детская игра «Наш концерт» (автор - Стольникова), оформленная Мигуновым для Росгизместпрома. Мигунов сделал рисунки этикетки для коробки, игрового поля-сцены и карточек с изображением детей. В архиве сохранилось несколько рисунков, которые, видимо, относятся к тому давнему заказу:




В том же 1957 г. Мигунов оформляет для того же Росгизместпрома «игровое занятие» «Прежде и теперь»:




Комплект состоял из конверта и двенадцати карточек. На верхнем крыле конверта - окошко с красным фильтром, на нижнем - с синим. При наложении на карточку нижней «створки» был виден только красный контур («прежде»), при наложении верхней - синий («теперь»), причём контуры становились чёрными.








Вот несколько примеров таких карточек:




Согласно договору, Мигунов должен был сделать и второй комплект такого же игрового издания, однако его в архиве художника нет. Позже, в 1984 году, Мигунов предложил издательству «Малыш» идею ещё одной игры - «ДА и НЕТ», однако из-за сильной загруженности и отсрочки издательских планов не смог её реализовать.

Фактически первыми детскими книгами Мигунова были книжки-ширмы, активно издававшиеся в 1950-е годы. Их он начал оформлять ещё раньше - с 1953 г. Многие из них («Зимние забавы», «Отчего утёнок гадкий?») Мигунов снабжал собственным стихотворным текстом, другие делал на стихи детских поэтов («Тупоносые братишки» Якова Акима). Однако наиболее оригинальным использованием формата «ширмы» стала придуманная Мигуновым «книжка без конца» - «0:0», стихи для которой Мигунов тоже написал сам:




Каждая из развёрнутых «полос» книжки рассказывала об эпизоде футбольного матча. Продолжение текста перемещалось на противоположную сторону «ширмы», мяч переходил на другую сторону поля, и повторялся тот же сюжет:




Выйти из этого заколдованного круга «Сказки про белого бычка» можно было, только вернувшись к конверту, на задней части которого находилась концовка:




Е.Т.Мигунов был блестящим мастером-рукодельником. Самостоятельно кроил и шил одежду (что позволяло «фасонить» в скудные послевоенные годы). Квартира Мигунова до сих пор наполнена предметами, сделанными его собственными руками: абажурами, настенными поделками, имитирующими творчество африканских и южноамериканских народов (сделанными в том числе из ракушек)… Там же находится вырезанная им из дерева кукла Карлсона, снабжённая пропеллером из колпачка от авторучки, который вращался благодаря спрятанной в корпусе куклы батарейке. Даже когда художнику в 1966 году ампутировали ногу, протез для себя он тоже сконструировал сам…

Вот одна из его домашних поделок - детская карнавальная маска Бычка:




Тяга к рукоделию проявилась и в графике - в частности, в разработках самоделок для журнала «Весёлые картинки»:




Самым ярким «книжным памятником» стремлению Мигунова привить детям страсть к ручному труду останется книга Анатолия Маркуши «Здравствуй, мастер!» Оформляя её, Мигунов не только «очеловечил» столярные и слесарные инструменты (в этом он, пожалуй, не знал равных), но и превратил каждый разворот в статью «мини-энциклопедии» о каждом из инструментов, об их разновидностях, строении, правилах и приёмах работы с ними. Книжка завершалась «экзаменом», для которого читатель должен был сам вырезать из разворота экзаменационные билеты, табели для оценок, «удостоверение мастера», смастерить «экзаменационный стол» и выполнить шесть заданий, показывающих начальное умение в обращении с инструментами. Макет и иллюстрации этой книжки - одна из самых блестящих работ Мигунова-полиграфиста.

Для собственных проектируемых поделок Мигунов тоже рисовал эскизы.




Мигунов старался попробовать себя в самых разнообразных формах и стилях, откликался идеями на новые культурные веяния и события. Есть в его архиве и сюжет пантомимы для театра «Лицедеи» вкупе с эскизом сценографического решения. В пору массового увлечения нэцкэ Мигунов отдал дань и этой моде, разработав собственные варианты решения таких скульптур.




А вот такие многофигурные динамически-гротесковые «нэцкэ» - видимо, ноу-хау Мигунова:




Не меньшее мастерство проявлял Мигунов и в области дизайна интерьера, оформляя праздничные залы и фойе Дома кино или киностудии «Союзмультфильм». Даже встречая гостей, праздничный стол Мигунов превращал в произведение дизайнерского искусства, устанавливая специальную подсветку, выделяющую наиболее эффектные блюда. К перепланировке квартиры тоже подходил творчески:




Однажды Мигунов делал и разработку скульптурного памятника героям московского Народного Ополчения 1941 года, в которое и сам записался в первые месяцы войны вместе со всем своим курсом. Проект не был воплощён, хотя образная идея Мигунова была ничуть не хуже окончательного варианта:




Несколько эскизов к той же работе:




В домашнем архиве есть, например, и такая дизайнерская разработка кроссворда:




В посте, посвящённом эмблематике, уже приводился логотип выставки «Художники России - детям». А вот как мог бы выглядеть пригласительный билет на неё (лицевая часть и разворот):




Другие варианты, тоже предложенные Мигуновым:




Ещё один формат полиграфической продукции - книжная закладка, призванная рекламировать продукцию издательства «Малыш»:




Одной из идей Мигунова был детский месячный календарь, где каждый рисунок сопровождался текстом соответствующей сезону народной загадки. Были придуманы сюжеты рисунков и сделан черновой макет, сохранившиеся в архиве. Ещё более тщательно был разработан календарь по пословицам, от которого осталось большое количество черновых эскизов. Однако, как и многие книжные проекты Мигунова («Сказки-раскраски», «Забавный алфавит», др.), эти замыслы, видимо, не были доведены до реализации.

А вот в области почтовой открытки Мигунов работал немного. Наиболее известная его работа - одна из открыток из серии «Клуб Весёлых Человечков», изображавшая Петрушку (один из экземпляров и два эскизных варианта):




Не менее интересно оформление конверта для этой серии, где Мигунову пришлось объединить в одну композицию типажи членов КВЧ, созданные разными художниками (Аминадавом Каневским, Иваном Семёновым, Анатолием Сазоновым, Владимиром Сутеевым, Алексеем Лаптевым и другими) и придумать каждому из них индивидуальную роспись:




Зато для друзей и знакомых Мигунов каждый Новый год изготавливал по серии домашних открыток гораздо более озорного характера. Героями каждый раз становились персонажи восточного календаря, стихотворные тексты сочинял сам Мигунов.




Помимо Нового года, открытками отмечались и другие праздники. Поскольку речь у нас идёт о дизайне, приведу два варианта решения открытки к 8 марта (которое уже не за горами):




Это - последний пост из серии «Мигунов-дизайнер», но тема далеко не исчерпана. Для более полного её раскрытия надо бы привести примеры оформления несерийных книжных и журнальных обложек (в том числе черновые их варианты) и посвятить отдельный пост работе Мигунова как плакатиста. Впрочем, эта затея пока труднореализуема из-за чисто технических сложностей. Но, надеюсь, со временем такой пост тоже появится.




Благодарю Романа Кобзарева за помощь в подготовке этого поста.

Евгений Мигунов

Previous post Next post
Up