СМЕНА ПОКОЛЕНИЙ (И.П. Абрамский "Смех сильных)(продолжение)

Feb 24, 2010 20:59



Положительная карикатура, мастерами которой являются Михаил Черемных, Константин Ротов, Иван Семенов, чрезвычайно характерна для нашей советской сатиры именно потому, что коренным образом изменилась ее роль в нашей стране. Если в России до Октябрьской революции и сегодня в странах капитализма передовая карикатура - мощное оружие в борьбе угнетенных за свое освобождение, то советская сатира стала верным помощником партии в ускорении темпов строительства новой жизни, в выкорчевывании пережитков прошлого. Наряду с бичеванием всего негодного крокодильские художники не могут не отмечать на страницах журнала то радостное, светлое, героическое, чем полна наша жизнь. С веселой улыбкой комментируют они волшебное преображение нашей страны, достижения науки и техники, освоение космоса. И именно здесь проявилось умение наших мастеров создавать психологические образы советских людей. Без лакировки, без слащавости, но с глубоким проникновением в человеческую душу.




С именем талантливого советского карикатуриста Виктора Георгиевича Васильева (1906-1954) связан ряд сатирических рисунков, снискавших себе большую популярность. Кто не помнит его мещанина-обывателя, усевшегося на углу огромного сундука в ожидании прихода коммунизма. Сидит этот бездельник на предусмотрительно подложенной мягкой подушечке и ждет, когда потекут к нему жизненные блага «по потребности», чтобы запереть их поскорее на надежный замок... А как доходчива его карикатура «Грачи прилетели». Гонцы весны сидят на тракторе, который еще только собираются ремонтировать.
Многие его рисунки - настоящие плакаты, дышащие подлинной сатирической злостью. Особо следует отметить серию рисунков на международные темы, остро разоблачающих самую суть империализма - «главнейшего командующего, его препохабия Капитала». Много и плодотворно потрудился Виктор Васильев, работая во фронтовой печати в годы Великой Отечественной войны. Смешны и изобретательны рисунки художника на бытовые темы. Но в основном Виктор Васильев - карикатурист-трибун. Его работы всегда насыщены боевым темпераментом, политическим задором. Большую роль в воспитании его как политического карикатуриста сыграла работа в коллективе художников «Комсомольской правды» с 1930 по 1935 год.



Рядом с ним трудился его друг Евгений Николаевич Евган (1904- 1948). Он являет пример по-настоящему веселого художника, оставшегося до последнего вздоха жизнерадостным комсомольцем. Влюбленный в жизнь, ненавидевший все косное, отжившее, он отдал служению Родине весь пыл своего сатирического таланта. Он умел распознать всех врагов нового и разоблачал их силой своего гневного сарказма. Его творчество всегда было теснейшим образом связано с жизнью, а потому злободневно. Поэтому его сатирические рисунки сохранили свою актуальность до наших дней. Вот петух, хозяйка которого требует записывать ему трудодни, поскольку он будит ежедневно ленивого колхозного председателя. Вот оторванный от жизни художник, даже не выглядывающий из окон своей мастерской, ремесленно штампующий холодные, но ходовые натюрмортики... Вот вездесущий блатмейстер, продавец-хапуга, «хулиганус-вульгарис», юная Жозя, охотящаяся за престарелым академиком, нерадивые управдомы, бракоделы всех мастей.
Штрих Евгана динамичен и выразителен. Отбрасывая в рисунке все второстепенное, он концентрирует внимание зрителя на наиболее важном. Отличаясь наблюдательностью, он умел мгновенно схватить и запомнить заинтересовавшую его бытовую сценку, характерную деталь. Работал Евган очень легко, его типаж отличался многообразием, он не рисовал людей - «двойников», очень редко встречающихся в природе, но зато часто фигурирующих в рисунках нетребовательных к себе художников.
С особой яркостью проявил себя Е. Н. Евган во время Великой Отечественной войны, работая с первых ее дней и до самого конца в качестве художника фронтовой печати.
Творчество его было весьма разнообразным. Он увлекался деревянной скульптурой, создав в этой области много талантливого. Но главное, что сатирические листы художника выдержали испытание временем, сохранив свою актуальность до наших дней.



Незаслуженно мало написано о родоначальнике своеобразного жанра советской карикатуры, сатирического фотомонтажа,- Борисе Григорьевиче Клинче. В «Крокодиле» печатались произведения знаменитого немецкого художника Джона Хартфильда, в творчество которого был влюблен молодой Клинч. Хартфильд - основоположник сатирического фотомонтажа в искусстве мировой карикатуры. Он впервые использовал документальную убедительность и образную выразительность фотографии, поставив ее на службу карикатуре. Публицистический талант мастера в сочетании с художественной фантазией позволили ему сказать новое слово в искусстве. Творчество Хартфильда очень быстро завоевало популярность во всем мире и родило целый ряд последователей и учеников. У нас впервые серьезно занялся сатирическим фотомонтажом Борис Клинч. Самое ценное в его работе-высокоэмоциональная образность. В отличие от целого ряда подражателей Хартфильду, сделавших своим основным инструментом ножницы и ограничившихся механическим склеиванием фотографий, Клинч пошел по многотрудному, но плодотворному пути создания художественного образа, в основе которого лежит глубокая правда документальной фотографии, жизненный конфликт, в ней заключенный. Вот, например, знаменитый фотомонтаж Бориса Григорьевича Клинча «Слезы пацифиста» («Крокодил», 1932), сделанный больше сорока лет назад и целиком сохранивший сою злободневность. На зрителя смотрит с монтажа некий пацифист с огромной головой. На словах он - глубоко оплакивает жертвы войны, а на деле проливаемые им слезы превращаются на глазах читателя в... бомбы, уничтожающие людей. Мастерство композиции, умелое построение перспективы, закономерная пропорциональность включенных в монтаж фотографий, отсутствие следов ножниц и клея, а главное, яркость художественной мысли делают работы Клинча заметным явлением в искусстве карикатуры. Именно поэтому ряд его журнальных фотомонтажей вышел позднее в виде плакатов и открыток. Хочется напомнить еще фотомонтаж, посвященный одному из запевал всесоюзного социалистического соревнования знатному забойщику Никите Изотову. Художник показал его перед зеркалом, в котором отражается не один, а десятки Изотовых: «Кажется, еще недавно,- говорит Изотов,- я был один, а теперь сколько нас - Изотовых!» («Крокодил», 1934). Борис Григорьевич начал заниматься фотомонтажом только в конце своего творческого пути.



В течение многих лет он работал как художник-карикатурист в газете «Рабочая Москва» и в журналах «Красный перец» и «Крокодил». Преждевременная смерть не дала ему возможности еще ярче проявить свое дарование в этом оригинальном жанре, изобразительной сатиры. В «Крокодиле» печатались также запомнившиеся фотомонтажи А. А. Житомирского и В. Б. Корецкого.



Насколько захватывает сатирический жанр, свидетельствует творческий путь народного художника СССР Федора Павловича Решетникова. Первые его карикатуры были помещены в стенгазете Вхутемаса, где молодой художник работал вместе с Кукрыниксами и Каневским. На торжестве открытия Горьковского автозавода висели большие объемные карикатуры Решетникова на врагов нового мира. Несколько позже опять-таки карикатура решила дальнейшую судьбу художника. Когда он тайком пробрался на ледокол «Сибиряков», чтобы стать участником арктической экспедиции, Отто Юльевич Шмидт оставил его на судне, только вдоволь насмеявшись над его карикатурами, помещенными в корабельной стенгазете: «Юмор, он в трудном полярном путешествии не менее ценен и важен,- сказал он художнику,- чем жизненные витамины. Понимаете? Поэтому, только поэтому я зачислил вас в команду»... Так Решетников становится участником двух героических экспедиций в Арктику, и в 1937 году в «Крокодиле» появляется его карикатура, изображающая вручение белыми медведями ключей от полюса И. Д. Папанину. Любопытно вспомнить, что после гибели «Челюскина» Решетников организовал на дрейфующей льдине вместе с другими участниками похода выпуск стенной газеты «Не сдадимся». Веселые карикатуры несли бодрость, оптимизм. Они помогли челюскинцам выстоять в неравной борьбе с ледовой стихией. А когда была уже налажена связь с Большой землей и начали вывозить людей на самолетах, стенгазета была переименована в «Не сдались!» Став сотрудником «Крокодила», Решетников поместил на его страницах целый ряд запомнившихся рисунков, таких, например, как «Макакофония» (1966), посвященный модернистским извращениям западного джаза. Уже став известным советским живописцем, Федор Павлович продолжает свою верную дружбу с сатирой и юмором. Все его живописные произведения пронизаны лукавой усмешкой, родственной творчеству родоначальника сатирического жанра в отечественной живописи Павла Андреевича Федотова. Вспоминая такие картины, как «Сватовство майора», «Завтрак аристократа», видишь отражение его благотворного влияния в решетниковских «Прибыл на каникулы», «Опять двойка!». Чувство юмора пронизывает все его творчество. С особой силой проявилось оно в серии скульптурных шаржей на своих товарищей и коллег по Академии художеств, вице-президентом которой он является. Изображены были Б. В. Иогансон, А. А. Дейнека, В. С. Кеменов, Кукрыниксы, А. П. Кибальников и Н. М. Ромадин.



Эти шаржи поражают не только исчерпывающим сходством, но и глубиной выявления характеров.
Вместе с другими крокодильцами Решетников участвовал в создании известной серии сатирических панно в клубе мастеров искусств в Пименовском переулке.

(Продолжение следует)

Евгений Евган, Фёдор Решетников, Виктор Васильев, Борис Клинч

Previous post Next post
Up