Порт де Лила: На окраине Парижа / Porte des Lilas, 1957

Apr 15, 2017 01:02

Фильм на КиноПоиске
Режиссер: Рене Клер
В ролях: Пьер Брассёр, Жорж Брассенс, Анри Видаль, Дани Каррель, Раймон Бюссьер

Это довольно известный фильм, но мне хочется про него написать.
Классический образец французского кино, снятый уже после войны, но в "старой", еще почти театральной манере - той самой, которую авторы Cahiers du Cinema в лице Годара и прочих презрительно окрестили "папочкиным кино". Им можно (было).
А фильм между тем великолепный.
Кстати - подарок всем любителям французской песни - здесь играет, а также играет и поет :) Брассенс, один из немногих его фильмов.

Размеренную и унылую жизнь бедной парижской окраины взбудоражил прячущийся от полиции гангстер Барбье. И почти случайно его, раненого, затравленного, соглашаются приютить у себя два старых друга - пьянчужка Жужу и его приятель Артист. Жужу рад в кои-то веки почувствовать себя нужным и со всей душой принимается помогать незваному гостю. Артист же настроен более скептично...

В общем, это такая классическая французская трагикомедия - без гротеска, лирическая, но не без драмы. Жизнь маленьких людей, их заботы и радости... и та всеобъемлющая печаль, и то огромное одиночество, которое наступает, когда понимаешь, что не всем мечтам молодости суждено сбыться, и что завтра будет таким же, как и вчера, и приведут ли к чему-то попытки это изменить? Или проще просто плыть по течению, слушать дождь по вечерам да слоняться по окрестным кабакам в надежде выклянчить еще рюмку?
А еще это прекрасная и крайне поучительная история о том, что даже самого доброго, самоотверженного и безответного беднягу можно довести, и не стоит испытывать на прочность терпение хороших людей. Ну и про то, что добрые дела не остаются безнаказанными, заодно...

Я думал, что мне еще хочется сказать про этот фильм. И подумал вот что. У меня еще со школьных дней чудесных стойкая аллергия на "мораль" - ну, вот на ту, которую выводят, хлопнув ложкой об стол(с). И на произведения, суть которых сводится к подобной "морали". (Подозреваю, что не у меня одного). А вот такие старые фильмы - они же насквозь, в общем, моральны. Нет тут никакой постмодернистской амбивалентности а-ля "новая волна", все предельно просто и ясно и, прямо скажем, назидательно.
Однако ж они воспринимаются не как досадное морализаторство, а как живительный глоток жизненного опыта мудрых и знающих людей, который, не поделись они, пришлось бы получать своей собственной головушкой... Почему? Кто знает. Наверное, дело в этой их искренности и простоте - у меня есть история, и я расскажу ее вам, а выводы вы уж делайте сами.

Короче, этот фильм сам очень похож на песни Брассенса: простой, честный и безыскусный, со своим юмором и своей печалью.

Маленький кусочек оттуда:

image Click to view



Ну и, конечно, с фирменным французским настроением: вроде бы ничего и не происходит, и в кадре все те же усталые лица, и все те же покосившиеся домики, но каждая сцена - как лучшие стрит-фото той поры. С дождем, туманом и с тем неуловимым серебряным флером, и с той тишиной, которой с тех времен, считай, больше нигде и не осталось...

9/10

Поющий Брассенс:

image Click to view

пост: рецензия, жанр: комедия, 1950-е, жанр: драма

Previous post Next post
Up