Только у ангелов есть крылья / Only Angels Have Wings

Feb 22, 2017 01:18

Хочу рассказать об одном прекрасном довоенном фильме - "Только у ангелов есть крылья" (Only Angels Have Wings, 1939).




В главных ролях: Кэри Грант, Джин Артур, Ричард Бартелмесс, Рита Хэйворт, Томас Митчелл

В свое время я, кажется, нашел его на КиноПоиске по запросу "военные фильмы", что само по себе досадная ошибка, так как фильм совершенно не про войну (она там вообще никак не присутствует). Не про войну - но про летчиков.

Жанр его, пожалуй, вернее всего можно обозначить как "производственная драма". Этакий отрывок из жизни представителей опасной и героической профессии, со всеми их горестями, радостями и ежедневными подвигами.
Все драматические, любовные и прочие коллизии, происходящие в фильме, имеют в своей основе нелегкую и непредсказуемую пилотскую жизнь, все завязки держатся на... нет, не на честном слове, но на одном крыле - это точно. В этом, на мой взгляд, его особенная прелесть - самолеты и их "водители" служат не романтическим фоном к нафабренным голливудским красавцам и красавицам (хотя и красавцы, и красавицы здесь, разумеется, присутствуют - в главных ролях), а играют самую непосредственную и, пожалуй, главную роль в повествовании. Хотя без любви и прочих сильных чувств дело, разумеется, тоже не обошлось.

Поздним дождливым вечером пассажирский пароход делает короткую остановку в безвестной банановой республике, и на берег ненадолго размять ноги сходит юная и красивая девушка.
К ней сразу же начинают клеится два молодчика - парни хоть куда. Девушка поначалу их отшивает, но потом, разобравшись, что новые знакомцы - ребята неплохие, и к тому же бравые пилоты, соглашается с ними поужинать.




Веселую беседу прерывает ворвавшийся в кафе начальник эскадрильи - погода слегка улучшилась, срочный вылет!.. Выясняется, что здесь, под сенью тропического леса, притаилась небольшая частная почтовая станция - возит корреспонденцию от порта в глубь страны, через горы. Заказов не то, чтобы много, парк машин староват, конкуренция душит - поэтому вперед и только вперед, дорога любая возможность успеть первым.
Самолет, несмотря на дождь, туман и ухудшающуюся видимость, взлетает, и...




Дальше, собственно, начинается драма. Девушка, потрясенная нелепой гибелью нового знакомого и напускной бравадой начальника эскадрильи, делающего вид, что смерть подчиненного - дело житейское, внезапно решает остаться: попробовать понять, что же движет этими людьми, которые рискуют жизнью почем зря и относятся к смерти как к одному из условий контракта.

Дальше будет все, что предполагает такой жанр - и рискованные попытки одолеть неприступный перевал на старых машинах, и героическое спасение больного юноши из отдаленной горной деревни - с риском для жизни, разумеется, - и испытания новых самолетов, ежедневные заботы и радости. И стареющий друг командира, упорно не желающий расставаться с небом, и "темная лошадка" - новый пилот с нелицеприятными моментами в биографии... И, разумеется, любовная драма в прошлом неприступного командира, к сердцу которого героиня на протяжении всего фильма упорно пытается подобрать ключик.




Не стоит, конечно, ждать от такого фильма тонкого психологизма и полутонов - он снят в ту эпоху, когда на экранах еще творилась легенда. Впрочем, и сама авиация на тот момент прожила еще не так много, чтобы превратиться в рутину, поэтому сама уверенно претендовала на роль Легенды, окружая своим романтическим флером всех, кто с ней соприкасался.
Характеры здесь однозначны и выпуклы, каждая деталь выписана крупными штрихами. Сейчас кому-то все это может показаться условным: и несгибаемый командир, отправляющий своих людей на смерть в собственной гонке с жизнью, и нежная героиня, щеголяющая среди тропических бунгало в изящных голливудских костюмах.
Но в этой условности и отсутствии полутонов есть какая-то своя правда, этакая наивная искренность, за которую я (и, подозреваю, не я один) так люблю старые фильмы. Они напоминают о каком-то другом мире; пусть его никогда и не существовало, но иногда он кажется более реальным, чем настоящий, как ярмарочные подмостки по сравнению с окружающей их привычной жизнью.




Впрочем, надо сказать, никакого откровенно "гламурного голливуда" в этом фильме нет - сюжет крепко скроен и ладно сшит, и романтика опасной профессии и высокого неба явно занимает в нем больше места, чем все "сердечные драмы". Да и имена звездного состава говорят сами за себя. Погружение в эпоху получается на редкость полным.

Удача - нашелся оригинальный трейлер:

image Click to view



На мой субъективный вкус - 8/10.
Ну и, разумеется, всем любителям Экзюпери и подобной романтики - смотреть обязательно. Выглядит практически как экранизация "Ночного полета".

Приятного просмотра!

пост: рецензия, актер: cary grant, актриса: rita hayworth, 1930-е, жанр: драма

Previous post Next post
Up