В ролях: Джули Эндрюс, Кристофер Пламмер, Элинор Паркер
Статья писалась по заказу, что объясняет жанр - не столько о самом фильме, сколько о прототипах и съемках ленты ЕЦ
"Звуки музыки"- музыкальная мелодрама о молодой послушнице, ставшей сначала няней, а затем и мамой семи детям капитана Траппа, теплая, воздушная трогательная история о том, как тепло сердца одного может сделать счастливыми многих вокруг, о том, что никакие преграды не устоят перед семейной сплоченностью и силой духа - стала по мнению киноакадемиков лучшим фильмом 1965 года.
Юная послушница Мария, слишком яркая, живая и непоседливая для будущей монахини, оправляется в богатый дом - поработать няней в семье отставного офицера-аристократа. Ее наниматель - капитан фон Трапп - холодный красавец, помешанный на дисциплине в военном духе. Его дети ходят строем, отзываются на свисток, а 11 предыдущих гувернанток покинули дом из-за неумения соответствовать заведенным им порядкам. Но Мария - девушка с характером, и ее не так-то легко напугать. Она найдет ключик к сердцу малышей, соскучившихся без ласки и внимания, подружится со старшими детьми, и даже растопит сердце капитана, прячущего за суровой надменностью доброе одинокое сердце. Одна беда: Георг фон Трапп вскоре намерен жениться на богатой и красивой баронессе, а той вовсе ни к чему орава непослушных ребятишек и хорошенькая молоденькая гувернантка… А за любовными перипетиями подступают тяжелые времена. Австрию аннексирует фашистская Германия...
Элинор Паркер в роли баронессы
Самый частый упрек, который критики адресовали совершенным в своей простоте «Звукам музыки» - «нереально и слишком сентиментально». Однако прелесть фильма в том, что эту историю выдумала сама жизнь. Мюзикл - а вслед за ним и фильм - был создан по мемуарам эмигрантки Марии фон Трапп "Поющая семья Трапп".
История Марии отличается от мюзикла в деталях, но верна по сути. Молодая послушница, нанятая следить за детьми немолодого отставного офицера-вдовца, полюбила их как своих, а вскоре ее красота и нежность пленили и самого хозяина дома. Мария и Георг фон Трапп поженились в конце 20х, а в середине 30-х у Марии на руках было еще двое собственных малышей. Георг фон Трапп не был так богат, как его кинодвойник, семья здорово пострадала от финансового кризиса, слуг пришлось распустить, а огромный дом не за что было содержать. Но неунывающая Мария, устраивавшая дома небольшие концерты, решила, что "поющее семейство" тоже может выступать на национальных фестивалях и убедила в этом мужа. Фестиваль в Зальцбурге как-то поддерживал семью Трапп на плаву, а вот аннексия их страны Германией явилась неожиданным - и сильным ударом. В стране изменились порядки. Детей в школах стали призывать доносить на родителей, если те не в восторге от новой власти, а вскоре капитану фон Траппу пришел приказ - вернуться на службу в военном флоте. Оставаться и служить фашистской Германии фон Траппы не хотели. Семья собралась быстро и под предлогом гастролей скрылась сначала в Швейцарии, а потом в Италии.
Поющая семья фот Трапп
В конечном итоге, в 40-х годах фон Траппы осели в США. Мария и ее приемные дочери получили американское гражданство, сыновья Георга фон Траппа пошли служить в американскую армию. Дела семейства шли неплохо. Мария и девочки выступали на концертах в Бостоне и Нью-Йорке, а книга, написанная фрау фон Трапп о своей жизни, любви и семье, имела успех, побудивший сделать из нее бродвейский мюзикл.
Мюзикл имел успех, что почти автоматически означало экранизацию. Первоначально, его хотел поставить «Парамаунт» с Одри Хэпберн в главной роли, но та отказалась, и студия так и не купила права на фильм. «ХХ век Фокс» запустил проект с одним из лучших режиссёров того времени - Уильямом Уайлером. Уайлер видел фильм по-своему: для него был важен контраст между идиллией «Мария, капитан, дети и альпийские лужайки» и войной, которая в прямом смысле вторгается и рушит этот хрупкий мир так же жестко, как она разрушила жизнь Европы 30-40-х. Но студию это не устроило - там хотели «добрый и светлый фильм для всех возрастов», в который настоящая война никак не вписывалась. В итоге фильм снял Роберт Уайз, прогремевший после «Вестсайдской истории», а из драматических моментов осталась лишь грустная история Лизель и ее юного поклонника Рольфа, ставшего членом фашистской партии.
В роли Марии продюсеры сразу видели только Джули Эндрюс, хотя она поначалу отказывалась, говоря, что «хватит с нее чудесных гувернанток». Сложнее было с капитаном фон Трапп. Режиссер хотел на эту роль "настоящего европейского аристократа". В претендентах ходили Шон Коннери и Ричард Бартон, но в итоге был выбран молодой канадский актер Кристофер Пламмер, которому не надо было играть аристократа - он им и был. Пламмер также сам пел все партии и даже научился играть на гитаре для фильма - но его песни все равно в итоге переозвучили.
Мария и капитан фон Трапп в жизни
и в кино
Картина снималась в местах, где и разверчивались события - в Зальцбурге и австрийских Альпах. В начале фильма - в эпизодической роли - на экране мелькает настоящая Мария фон Трапп с одной из дочерей.
Кристофер Пламмер, не любивший ни эту картину, ни свою роль в ней, часто говорил в интервью, что «съемки напоминали учебу в воскресной школе, и я не мог дождаться, когда они закончатся. Я знаю, многие люди любят этот фильм, но я к их числу не отношусь». Но и он все же изменил мнение - в старости, когда однажды посмотрел «Звуки музыки» вместе с внуками. «К концу фильма у всех были слезы на глазах. Оказалось, это просто замечательное кино!»
Зрителям понадобилось меньше времени, чтобы влюбиться в этот чудесный фильм. «Звуки музыки» имели ошеломляющий коммерческий успех, и сейчас занимают почетное третье место в списке кассовых лент всех времен и народов (с учетом инфляции).
(с) Е.Цымбал