Какую только рыбу не выловишь на просторах Интернета! В очередной раз невод, заброшенный мной в его глубины, притащил египетский фильм 1963 года "Черные очки". Взялся я его смотреть главным образом из ностальгических соображений, ожидая увидеть нечто вроде тех образчиков молодого кино "стран, избавившихся от колониального гнета", которые иногда крутили у нас по телевизору в 70-е и 80-е годы. В общем, я получил то, что хотел, хотя фильм оказался намного более гламурным: в нем почти не увидишь угнетения трудящихся и их борьбы за существование, кварталов бедноты с узенькими улочками и сохнущим бельем и прочего "неореализма" - всех тех штампов антикапиталистической пропаганды, которые сейчас, оказавшись в дальнем зарубежье, еще, пожалуй, надо поискать. Но боже мой, как же этот Египет из фильма 1963 года не похож на Египет современный!...
Вот, пожалуйста, кадр из фильма. Европа? Нет, Египет. Молодые египтяне - и египтянки. В купальниках, не в хиджабах.
Сладкая египетская парочка из насеровского Египта. Не знаю, можно ли где-нибудь в современном Египте увидеть такую картину (с участием местных жителей, имеется в виду). Возможно, если золотая египетская молодежь и отдыхает где-нибудь таким образом, то разве что за очень-очень закрытыми дверями.
А это - вы не поверите - молодые египтяне играют в бутылочку! Правда, не на поцелуи, а на исполнение приказов, как у нас при игре в фанты.
Египтяне и выпить были не дураки. Вот тут барышня в одиночку выжрала чуть ли не целую бутылку вискаря.
Да она еще и курит!...
А какие на ней моднючие штанишки, вы только зацените!...
Египетские танцы. Короче говоря, Египет в этих фильмах предстает совершенным слепком тогдашней Европы/Америки, никаких исламских ценностей, никаких хиджабов и галабий - сплошная свободная любовь, твист и короткие юбки. И почти никакого восточного колорита, разве что местные девушки малость попышнее, чем было принято в Европах. Редко где сейчас в Египте встретишь женщину в европейской одежде - там ее носят разве что дикторши на телевидении, да и то не знаю, как обстоит дело сейчас, в этой стране победившей революции. В последний раз египетскую телепередачу я видел уже лет шесть назад...
Вот разве что немножко традиционного Египта. В квартире простого рабочего (это он слева). Да и то жилплощадь вполне пристойная, не какие-нибудь там трущобы.
Но пора сказать немного слов и о сюжете. Главная героиня, Надия - представительница богато-богемной молодежи, все существование которой сводится к бассейну, выпивке и танцулькам. После того, как ее бросил любовник, девушка пустилась во все тяжкие, меняя мужчин как перчатки, пока на ее пути не попался некий инженер по имени Омар. Она на него, как говорится, запала и стала вешаться ему на шею, он же - человек солидный, интеллигентный, начитанный - категорически не одобрял ее аморального образа жизни и начал ее перевоспитывать. И она-таки стала перевоспитываться, но тут его на месяц отправили в командировку в Германию. Дело в том, что у себя на текстильной фабрике он постоянно заступался за рабочих, отстаивал их права, и был неудобным человеком, хотя и ценным специалистом. Увольнять его начальству было не с руки, и оно поступило хитрее, став его, наоборот, быстро продвигать вверх по карьерной лестнице. И начало с этой самой ответственной командировки. В его отсутствие Надия, лишившись моральной поддержки, не выдержала и скатилась в прежнее богемное болото. Вернувшись, Омар, вместо того, чтобы дать ей "второй шанс", послал ее на все четыре стороны. На нее, как ни странно, это подействовало отрезвляюще, и она бросила прежнюю компанию, пытаясь вновь завоевать его расположение. За него же самого крепко взялись на родной фабрике: с одной стороны начальство обхаживает, с другой - сама дочка директора глазки строит.
Вот она, очередная знойная дочь Востока, охмуряет нашего героя.
В итоге он сам постепенно скатывается к тому образу жизни, от которого излечил Надию, а про защиту прав рабочих и думать забыл. Надия, узнав об этом от одного из рабочих, является к нему и бросает ему в лицо горькие упреки. И это на него подействовало. Он вспоминает о своей прежней принципиальности и возвращается к Надии.
Сюжет, как видим, достаточно немудреный и наивный - хотя по-своему тоже характерный. Впрочем, самым любопытным в фильме остается все же его антураж. Интересно все же, в какой мере он соответствует египетским реалиям 50-летней давности?...