В начале октября 1806 года Александр I велел командующему Молдавской армией генералу Михельсону занять Молдавию и Валахию. Началась очередная русско-турецкая война.
11 ноября российская армия перешла Днестр, а 30 ноября крепость Аккерман была занята без единого выстрела генерал-лейтенантом Дюком-де-Ришелье, тем самым, что стоит сейчас в Одессе в виде памятника возле Потемкинской лестницы.
На целых шесть лет вся Бессарабия оказалась в оккупации, в подвешенном состоянии, пока Бухарестский договор не закрепил эти земли за Российской Империей.
Вскоре после взятия крепости прошла "Перепись находящимся в Аккермане на жительстве обывателям с показанием, каких наций и чем пропитание имеют". По этой переписи, в Аккермане числилось 342 хозяйства с населением в 1727 человек.
Фрагмент рукописной карты Форштадта Аккерманской крепости 1818 года.
В то время в самой крепости и недалеко от Килийскийх ворот еще стояли две недействующие турецкие джемии-мечети.
Местные же христиане - греки и армяне - так же, как и во времена турок, посещали свои древние церкви. Богослужение там происходило на национальных языках.
В Аккермане, как и во всех других крепостных округах, ощущалась нужда в постройке церквей для русской администрации и солдат крепостных гарнизонов. Во многих городах - Килие, Рени, Измаиле, Браилове и других с благословения экзарха Бессарабии Гавриила проходила перестройка и освящение бывших джамий в православные церкви.
«Крест сменил двурогую луну на бывших минаретах, возвестив миру торжество христианства».
В 1807 году одна из двух Аккерманских мечетей была переделана и освящена в честь Казанской иконы Божией Матери. По другим данным это была в 1909 году.
Какая же это была мечеть - не совсем ясно. Была ли это Султанская мечеть в крепостном дворе или же другая, перед центральными воротами ?
«Аккерманская церковь Казанской Божей матери, соборная, из обращенной турецкой мечети, строения каменного, крепкая, ризницей и утварью средственная, книгами достаточная. Построена в 1809 году.»
"Сведения о состоянии церквей Бессарабии в 1812-1813 годах", И.Халиппа
Итак, к 1812 году в Аккермане было всего три церкви.
Армянская Успения Пречистой Богородицы, затерявшаяся в лабиринтах «армянской махалы», подчинялась своему Католикосу.
Соборная же церковь Казанской Божей матери и Греческая Иоанно-Предтеченская, также как и все церкви южной Бессарабии, были под управлением протопопа Федора Малявинского.
Кроме них, в Аккерманском уезде практически не было селений с храмами. Была Свято-Николаевская церковь в селе Шабо «строением деревянна, промежду кольев хворостом плетенная, глиной обмазанна и камышем покрытая». До прибытия первых колонистов оставалось еще 10 лет.
Была еще каменная церковь в селе Ханкишла (сейчас Удобное).
При всех церквах священники вели «метрические книги», в которых регистрировали рождения, браки и смерти. Фактически, они выполняли функции сегодняшних ЗАГСов.
…Я люблю листать эти старые страницы. Для меня это своеобразная «машина времени», уносящая в те далекие времена, почти канувшие в лету.
Давайте посмотрим на метрические книги акерманских церквей за 1812 год. Они исписаны разным почерком - то калиграфическим, то с трудом разбираемым. В них можно найти столько «говорящих» деталей…
Вот, к примеру, заголовок метрической книги Греческой церкви за 1812 год.
Скорее всего это церковно-молдавский. Еще несколько лет в Греческой церкви книги будут вестись на этом наречии, а потом богослужение в приказном порядке перейдет на русский язык.
А вот «Метрика, учиненная по силе предписания Кишиневской духовной дикастерии города Аккермана церкви Казанской божией матери о родившихся, браком сочетавшихся и умерших обоего пола людей с показанием в каких летах мужеска пола померли 1812 года».
Из нее можно узнать, что за год в приходе этой церкви зарегестрировано 60 рождений и 36 смертей, а также состоялось 25 бракосочетаний. Явно виден прирост населения после военных лет.
Интересно разбирать фамилии прихожан. Вот только с первых страниц: Кравченко, Брагарь, Завадский, Мельник, Крылов, Михайлов, Бурлака, Игнатьев, Волошин, Кравец, Кожухарь, Твердохлеб, Сокол.
Видно, что большинство пришли с русской армией или имеют казацкие корни. Некоторые фамилии до сих пор распространены в Аккермане.
Обычных жителей крестили, обручали и отпевали священники Соборной Казанской церкви - Иаков Малиновский и Василий Чайковский.
А для начальства служил сам протоиерей Федор Малявинский.
8 апреля 1812 года «У жителя города Аккермана плацъ маiора Стефана Неделкина и жены его Катерины родилась дочь Елисавета. Молитвовал, крестил и миром святым помазал бессарабский протоиерей Феодор Малявинский.
Восприемницей была аккерманской крепости Коменданта Сергея Арсеньева жена.»
Интересно, что детей 200 лет назад называли почти так же как и сейчас:
Девочки - Анна, Надежда, Наталья, Елена, Мария, Евдокия, Татиана, София, Настасья, Иустина, Варвара.
Мальчики - Федор, Стефан, Михаил, Петр, Григорий, Мирон, Никита, Василий, Пантелеймон, Константин, Иван.
«Екатеринославскаго гарнизонного полка у поручика Георгия Афанасьева и жены его Софии родилась дочь Надежда.
Восприемницею была того же города басарабского протоиерея жена Александра».
Еще в октябре 1810 года Екатеринославский гарнизонный батальон был наименован Аккерманским. Через несколько лет он, как и другие гарнизонные батальоны, был упразднен. Из рот бывших гарнизонов были сформированы десять Мушкетерских и три Егерских полка.
А военные командиры нашей крепости станут первыми аккерманскими дворянами, землевладельцами. Полковник Арсеньев будет владеть хутором Шаболатом, а Афанасьев - хутором Базарьянка.
«Погребал протоиерей Феодор Малявинский города Аккермана жителя штаб капитана Арсения Захарьева дочь Надежду. Померла нагарячку в возрасте 1 год. Погребена на отведенном кладбище».
Жители города в те времена жили натуральным хозяйством - разводили виноградники, продавали вино, выращивали овощи на чаирах - прилиманных огородах, пасли скот на близлежащих лугах.
Осенью играли свадьбы, зимой гуляли крестины. Почти половина детей умирали, не доживши до 1 года. «Бог дал - бог взял». Медицинской помощи практически не было - только в 1813 году в Аккерманском уезде появился один цинутный врач на весь уезд.
А вот страницы из метрической книги Свято-Николаевской церкви села Шабо:
«Тетрадь метричная Кишиневской епархии Области бесарабской Аккерманского цинута селения Шабы Святониколаевской церкви для описания родившихся, браком сочетавшихся и умерших обоего пола людей за 1812 год».
Можно много любопытного отсюда почерпнуть - и то что название Шаба использовалось местными жителями задолго до колонистов, и что в 1812 году это было обычное селение рыбаков и виноделов - оставалось еще 10 лет до отведения их земель швейцарским колонистам и 30 лет до присвоения Шабо статуса «посада» - городского пригорода со своим управлением.
В приход шабской церкви входило население окрестных хуторов и выселков -упоминаются слобода Аккембет и хутор Шаболат.
«У жителя Слободы Аккембета Данила Флоры и жены его Марии родился младенец Тарас. Оного младенца молитвовал и святым миром помазал священник Анастасий Бандак.»
Сейчас и бывший Аккембет, и Шаболат - это современное село Беленькое.
Селение Ак-Кембет - «Белая могила» - названо так по высокому кургану, и сейчас еще видному недалеко от Затоки. На современных картах этот курган обозначен как «Попова могила».
А хутор Шаболат назван так, потому что находится на берегу Шаболатского лимана. Это был «владельческий» хутор. Земля, на которой он находился, была пожалована в вечное пользование полковнику Аккерманской крепости Арсеньеву.
Ну что ж, на этом пока и закончим нашу маленькую экскурсию в прошлое…