Недавно в сеть попали уникальные кадры разрушений в Бессарабии в 1941 году, в том числе на снимках есть и Аккерманский железнодорожный узел.
Но обо все по порядку.
В 1913 году началось строительство Аккермано-Лейпцигской железной дороги.(Конечный пункт Лейпциг - это не город в Германии, а одноименная немецкая колония в Бессарабии, сейчас это молдавский поселок Бессарабяска). Наряду с самой железной дорогой сооружались также депо в Аккермане и Арцизе.
Было построено веерное депо с паровозным кругом, большая водонапорная башня, вокзал и многое другое. Как и большинство построек в то время, здания были в краснокирпичном стиле.
На этом снимке мы видим два грузовых паровоза серии "Ы" (не путать с одноименной операцией :). Эти паровозы выпускались с 1910 года Коломенским заводом, могли развивать скорость до 60 км/ч и обладали мощностью до 1000-1100 л.с. Сравните с первыми днестровскими пароходами, чьи двигатели были всего в 20-30 лошадок.
Паровозное депо существовало до 1951 года, потом эти здания были переданы Автотранспортной конторе, в них разместились авторемонтные мастерские. Сейчас здание заброшено.
Мы можем увидеть в цвете, как могла выглядеть железнодорожная станция в Аккермане. На снимке Прокудина-Горского изображен паровоз Аа-76 в депо Главных мастерских в Перми. Выпущен в 1909 году на том-же Коломенском заводе.
Фото с сайта
http://oldcolor.livejournal.com В румынское время, в 1918-1940 годах, депо продолжало функционировать. В то время в наш курортный Аккерман приходили составы из Кишинева и Бухареста. И отсюда же, 28 июля 1940 года, спешно эвакуировался в Румынию 35 пехотный полк.
За год советской власти депо успели реконструировать. Железнодорожные мастерские были оборудованы новейшими станками советского производства. В связи с надвигающейся войной железная дорога работала на пределе возможностей. Предвоенная газета "Знамя Советов" писала о "затоваренности железнодорожных пакгаузов" и о том, что "несколько месяцев лежит и портится большое количество сит, принадлежащих Аккерманторгу".
А потом настал июнь 1941 года. В первый день войны румынская авиация бомбила Болград, аэродром возле Кулевчи, железнодорожную станцию Сарата. Через несколько дней очередь дошла и до Аккермана.
И вот недавно обнаружились фото из коллекции Daniel Siegfriedsohn. На этих снимках запечатлены разрушения в Бессарабии начального периода войны.
Это железнодорожные мастерские в Аккермане.
И водонапорная башня. Справа видна стена того-же здания, что на предыдущем снимке.
На немецком аэрофотоснимке видны объекты для бомбардировки в районе железнодорожного вокзала. Цифра 1 - это то самое паровозное депо. А цифра 5 - это железнодорожные мастерские и водонапорная башня.
... Прошло более 70 лет. И вот я брожу в тех местах, где падали авиабомбы.
Вот то место, где стояла довоенная водонапорная башня.
Все что осталось - это портик над входом из фигурно обработанного красного кирпича.
Как же все-таки умели наши предки придавать красоту самым обычным функциональным сооружениям.
После войны остатки той башни разобрали. А рядом, в 50 метрах, построили другую башню, дошедшую до наших дней, но совсем не такую красивую.
Рядом находилось и другое разрушенное здание - то самое "веерное" паровозное депо.
Вот так оно выглядит в наши дни.
Остатки фигурного фронтона, заложенные в послевоенные годы кирпичом - возможно из остатков водонапорной башни.
Возле депо видны остатки поворотного круга. Когда-то здесь был вращающийся мост, который в центре опирался на квадратное основание, а по краям - на круговой рельс, проложенный по периметру котлована. На мост заезжал паровоз, и поворотный круг начинал вращаться, направляя локомотив в свободную часть депо. Вот потому оно и называлось "веерным". Еще десяток лет назад можно было увидеть всю эту конструкцию в законсервированном виде. Но мы не в Германии, нам старую технику сохранять незачем...
Вот примерно так и выглядел наш поворотный круг.
Немного сохранилось артефактов той, "паровозной", эпохи на нашей станции. И среди них - водяная колонка для наполнения паровозного тендера водой. Когда-то здесь текла вода из той самой водонапорной башни.
Фотография пользователя AcKerman с форума "Старый Кишинев"
Как это происходило, можно увидеть на немногих сохранившихся паровозных маршрутах.
Фото с сайта
http://ava.telenet.dn.ua