Была я сегодня на лекции про китайскую живопись (через неделю ждем продолжения).
А поскольку меня попросили представить "художественную рецензию", попытаюсь. Не знаю, насколько хуждожественное, но вот вам сочинение на тему "Как я прослушала лекцию про китайскую живопись, и каковы мои впечатления".
Для затравки вполне случайная картинка, в качестве привета от Лунного Зайца/Кролика! (стянуто в журнале у лектора!)
(сочинение под катом)
Троечник начал бы так: "Впечатления у меня самые хорошие". И это соответствует действительности, но как-то совсем не художественно. Хм... пойдем с другого конца!
Начну не с главного, а с сугубо личного, даже эгоцентрического!
Я ужасно порадовалась тому, что отлично помню визуально древнейший китайский горизонтальный свиток и узнала его, родной, с первого взгляда!
И что помню в общих чертах и чжоусскую бронзу (хотелось бы посмотреть на упомянутые в частном разговоре шедевры!!), и прорисовки ханьских погребений... И вообще: что на меня преподаватели время тратили не совсем зря, и в книжках я видела не только комбинации из известных пальцев!!!
Это - в связи с предыдущим постом - та часть "приятного на лекции", когда узнаешь знакомое и тихо мурлычешь от радости за себя, не совсем темного.
Теперь о более общественно значимом.
Мне очень понравилось, что это не был очерк истории китайской живописи, а именно разговор о ней, как о самостоятельном явлении, существующем в колоссальном временном интервале и развивающемся, но сохраняющем систему традиций. Такой целостный взгляд делает возможным восприятие и глубочайшей древности, и современного китча, и настоящих шедевров классических времен.
Во-вторых, очень здорово было собрать воедино представление о технике живописи. Я кое-что знала, но впервые услышала такой связный и наглядный рассказ. Это было увлекательно, а моя соседка воскликнула шепотом: сегодня же вечером попробую акварелью! - когда услышала о приеме рисования колена бамбука :-)
Так было вкусно и завлекательно, что хотелось заняться тонкими техниками, тренироваться с палочками (всё, Маша, уговорила, перехожу на поедание всего только палочками! Кстати, офф-топ: человек, родившийся и выросший в Китае, как-то посоветовал мне тренироваться на зеленом горошке - классный способ!)
Очень впечатлил рассказ о силе рук и мелкой моторике, необходимой для рисования. Кстати, мелкая моторика рук стимулирует кровообращение мозга! Профилактика от инсульта! (это я от себя добавляю). Вот они - секреты китайского долголетия - в частности, в занятиях каллиграфией и живописью!
Далее, в-третьих, на сегодняшней лекции о жанрах китайской живописи было сказано предварительно, но занимательно - ждем продолжения... Понятно, что они никак не совпадают с европейской классификацеий, но очень хочется услышать обо всех китайских нюансах!
В-четвертых, очень понравился изобразительный ряд: не просто свободное сопоставление вещей разных эпох, но возможность почти физически представить движение сюжетов, образов, ритма композиций... Кстати, идея про влияние кочевников и скифского стиля на циньское и ханьское искусство ОЧЕНЬ убедительная!!! Понятно, что китайцы и это переварили; чай, не буддизм, живее пошло освоение и присвоение! Пяти столетий не потребовалось...
В заключение: и я тоже плачу, что могу не дожить, пока китайцы надумают вскрыть могилу Цинь Ши-хуанди!!! Издеваются они над нами, изверги! Не дают потешить душеньку и увидеть, что там внутри запрятано!!!
А уж как я плачу, Маша, про невозможность поехать с вааааааами а сентябреееее!!!!!!!!!!! Сиротко! :-)
Для всех, кто в Питере, на правах не рекламы, а честного, дружеского совета: сильно рекомендую послушать хотя бы вторую лекцию. Получите огромное удовольствие и очень много байтов и килобайтов новой информации!
А главное: получите не просто информацию, а совершенно оригинальную интерпретацию, авторский взгляд на глобальный феномен китайской живописи в целом (!!)