Татабаню мы посещаем всякий раз бывая в Венгрии. Кузина у нас там живет, любимая. А сам город особого интереса для туристов не предствляет. Молодой город, возникший на месте нескольких шахтерский поселений, выглядит очень "по-советски", не имеет общего центра, пугает нелогичностью застройки, где каждый из поселков - часть города, а самого города никак не разглядеть.
В Татабаню мы привезли домашнюю Палинку. Будете в Венгрии - непременно попробуйте Палинку. Но осторожно! Палинка согревает душу и развязывает язык.
За нашей грушевой на столе появились еще три, пить не предлагалось, под сказки о Палинке предлагалось попробовать и угадать на каких фруктах та или иная. Дескать, хорошая Палинка - это прежде всего натуральный фруктовый запах и вкус. Я все угадала, душе было тепло, но, знать, лишнего я сболтнула, если на следующий день меня повезли вот сюда:
в лесной монастырь, в Майк.
Монастырь основан братством камальдулов. Построен на "хорошей" земле, тщательно проверена каждая точка строения на предмет спокойствия и удобства для души. Потому как камальдулы давали обет молчания. Братья монастыря Майк были избранными, они не просто молчали, они занимались травничеством, изучали, исследовали, собирали, сушили травы, формировали целебные сборы.
Первое здание монастыря представляет собой организационное помещение и магазин, где можно купить как сувениры, так и лечебные травы.
Мы были в Майке перед Пасхой, потому и пасхальные сувениры на прилавке.
Нам предложили выйти во внутренний двор.
Оказалось, монастырь представляет собой подобие города: общая площадь и ряды жилых домов. Каждому из монахов отдавался во владение отдельный дом, состоящий из 4 комнат и коридора, огражденный каменным забором, имеющий в небольшом дворике "практическую" грядку. Аскетичность и строгость обета не очень заметна за количеством комнат и их площадью.
Первая из комнат представлена для общения с богом, из удобств - только подставка для молений,
выглядит на первый взгляд скромно, однако, присмотритесь к материалам интерьера.
Комната напротив молебной оказалась спальней,
которая соединялась с кабинетом:
Пройдя от кабинета на другую сторону дома, можно оказаться в кладовке, которая служила для хранения лекарственных сборов и, как ни странно, туалетом для монаха.
В коридоре каждого дома висит перечень благотворителей. Как ни святы помыслы, а без денег ничего не построишь. Потому у монастыря (и у каждого дома, потому каждый дом обозначем фамильным гербом) существовала армия спонсоров, покровителей - знать, неравнодушная к наукам и искусству. Монастырь знал и хорошие, и недобрые времена, покровители умирали, их родственники не хотели тратить деньги на мероприятие, не приносящее никакой прибыли. Однако, в списке 6 имен только членов семьи Эстерхази.
Длинная улица ведет к зданиям общего пользования, расположенных за центральной площадью.
Главное строение монастыря устроено довольно по-светски: здесь принимали покровителей, здесь монахи собирались вместе, дважды в году монахам было позволено нарушить молчание - в Рождество и на Пасху, но только здесь, в общем доме.
В доме огромная столовая,
а кухня расположена на втором этаже, носить огромные кастрюли на первый этаж было непосильно, потому на окне видны крюки: еда на веревках подавалась через окно в небольшую комнату перед столовой, здесь сервировалась и подавалась в столовую.
Реставрационные работы в монастыре ведутся очень бережно. По утверждению местного экскурсовода то, что может обойтись без реставрации, сохраняется и ни в коем случае не заменяется. Постеснялась спросить,сколько лет стульям, мне они не показались старыми в 3 века.
Светская гостинная использовалась для встречи с покровителями, гостями, родственниками (их визиты были возможны во время снятия обета молчания, дважды в год)
То, что мраморные плиты лежат на полу гостинной несколько веков, сомнений не вызывало. Жаль, на фотографии не видно поверхности мрамора.
С гордостью нам рассказали, что поддерживается связь с действующим монастырем камальдулов в Кракове,
совершенно недавно работники музея начали собирать коллекцию кованных печей и мечтают об открытии экспозиции.
На главной улице монастыря расположен общедоступный костел, к сожалению, закрытый на реставрацию на момент нашего посещения,
значит, о нем в следующий раз. Но патриотичная картинка получилась неплохой.
На территории монастыря бродила собака, окрашенная под ротвейлера, ростом с овчарку.
Совершенно молчаливая собака съела завтрак из печенья и улеглась на землю. Она не спала, а задумчиво смотрела вокруг. В глазах у нее отражался монастырь.
А мы отправились в горы. На горе, нависая над городом стоит Турул. Этот Турул - один из немногих "старых", которые стояли на границах государства и служили их своеобразным обозначением. По сравнению в Будапештским, которого видели абсолютно все туристы, Татабаньский Турул огромен. Размах его крыльев 13 метров.
С горы виден город.
Мы пойдем туда,
там дальше расположен огромный парк
и пещера Селим.
В центре поставлена я. Для масштабности.
Я говорила, что Татабаня - шахтерская сторона. В парке вдоль аллеи стоят камни, у каждого свое имя, у каждого дата рождения. Нет даты смерти, они еще поживут и посмотрят. А некоторым уже несколько миллионов лет...
Еще один патриотический знак был замечен, на этот раз не венгерский, а белоруский. Я улыбнулась и сказала вслух "Жыве Беларусь!"
Нам оставалось только посетить кондитерскую друга, тогда программу посещения Татабани можно считать законченной. Я обойдусь без слов.
Знаете, если туристская судьба занесет вас в эти края, обязательно загляните еще и в город Тата. Там у старого замка, на берегу старого озера очень красиво. А в летнее время, практически все лето, что-то происходит: фестивали, ярмарки, концерты...
Я очень торопилась убежать на работу, вернусь - перечитаю, исправлю и внесу уточнения. Если кто-то обнаружит ошибки и ляпы, с радостью приму к сведению. Ну, уж очень нетерпелось показать.