Apr 08, 2011 12:23
Чем коучинг отличается от консультирования? Консультанта нанимают, для того чтобы он дал ответы на вопросы и сказал какие шаги надо сделать, чтобы достичь результата заранее определенного результата. Коуч НИКОГДА не даёт советов (по крайней мере, не должен) и вместо того, чтобы давать ответы задаёт много вопросов. Вопросы очень важны в коучинге.
Каждая коучинговая сессия обязательно включает вопросы:
чтобы ты хотел достичь сегодня за эти 30 минут нашей сессии? (целеполагание)
что важного ты узнал за время нашей сессии? (рефлексия, обратная связь)
Цель бизнес-консультирования определяется в начале работы и далее её придерживаются на протяжении длительного (иногда более года) срока. Любые изменения в контракте не приветствуются, т.к. отнимают много времени и сил на согласование (т.к. оплата обычно привязана к конкретному глобальному результату). Есть даже отдельная функциональная область проектного бизнес-консультирования, которая называется Управление Изменениями. Она нацелена на удержание консультационного проекта в первоначальных рамках, что важно для исполнителя (облегчается сдача результатов проекта и получение оплаты) и в чём, обычно, не заинтересован клиент, т.к. за время проекта его бизнес, естественно, претерпевает изменения и нужно многое менять в первоначальных целях. А ведь иногда проект надо и вовсе останавливать, в связи с глобально изменившейся картиной внешней среды. Вспомните начало кризиса и те кардинальные перемены, которые разразились в большинстве компаний. Например, в розничных банках, непосредственно перед кризисом, наиболее важной задачей являлось управление кредитными рисками, а также много денег тратилось на безопасность коммерческой информации. Как только кризис грянул, практически все подобные проекты были свёрнуты и эти банки озаботились управлением кредитной задолженностью.
Многие консалтинговые проекты начинаются из желания компании исправить какую-то проблему. Например, остановить текучесть кадров или сократить расходы. В коучинге никогда не ставится задача ухода от проблемы! Только достижения желаемой цели. Например, не "остановить текучесть кадров", а достичь лояльности наиболее ценных работников или оптимизировать процесс управления кадрами. Не "сократить расходы", а оптимизировать использование ресурсов. В результате такого переформулирования достигается достижение состояния, в котором клиент чувствует себя безопасно, комфортно, может входить в креативное, творческое состояние и добиваться лучших результатов.
Коучинг строится вокруг того, что интересно человеку/команде в ДАННЫЙ момент времени. Оплата обычно почасовая, что даёт бОльшую гибкость в выстраивании целеполагания.
Вопрос ответственности за результаты. В бизнес-консультировании, консультант в большей мере ответственен за планирование и практическое выполнение задуманного. В коучинге, клиент ответственен за планирование и практическое выполнение задуманного (за созидание), коуч ответственен за поддержание процесса созидания.
Часто проекты бизнес-консультирования строятся по принципу Big Bang (большого взрыва) - большой проект, множество целей и подцелей с не очень четкими приоритетами и большими временными горизонтами. В коучинге мы придаем мотивацию достижению большой цели, выполняя маленькие по дороге к основному результату. Коучинг - это пошаговое (сессии по 30 минут) приближение к глобальному счастью посредством достижения одной наиболее актуальной на данный момент времени (и в данном контексте) цели.
The last but not the least. Последнее, но не менее важное различие: работа с эмоциональной составляющей в бизнес-консультировании её почти нет, эмоциональность консультанта даже может рассматриваться как непрофессионаллизм. А в коучинге - это "та лошадь, которая тащит всю телегу".
консалтинг,
бизнес-консультирование,
коучинг