Рецензия на книгу Скотта У. Вентреллы "Сила позитивного мышления в бизнесе"

Jan 15, 2011 18:31

Замечательная книга!
Очень много слов сказано про силу позитивного мышления, но в этой книге автор подходит к теме пользуясь логикой, а не слепой верой и бытовыми примерами. Стиль мышления автора мне очень импонирует, возможно потому,что он является консультантом в области управления качеством, а я прониклась громадным уважением к этой дисциплине!
В начале книги автор обсуждает различные причины, по которым, на их взгляд, людям не удается реализовать полностью свой потенциал в бизнесе и делит их на две большие группы - внешние и внутренние причины. Внутренние причины (страх, отсутствие четких целей, заниженная самооценка, плохое планирование, недостаток знаний и навыков, отсутствие уверенности в своих силах и т.д.) - это те причины неуспеха, с которыми человек может успешно бороться. Автор приводит слова известного психолога Джеймса Фейдимана: «Когда мы начинаем буксовать на пути к цели, обычно это происходит не потому, что нам нужно научиться новым методам ее достижения, а, скорее всего, потому, что мы натыкаемся на один или более из собственных внутренних барьеров. Пока мы не разделаемся с этими препятствиями внутри себя, никакие благие намерения, планы и мотивационные стратегии в мире ни на йоту не смогут приблизить нас к поставленной цели».
Далее автор предлагает стратегию позитивного мышления, которая состоит из достаточно стандартных для менеджмента этапов:
1. Оценить ситуацию. Т.е. включить аудиальное, визуальное и кинестетическое восприятие. Здесь комментариев не нужно и проблемы могут быть если стоят какие-то фильтры восприятия.
2. Что нужно сказать самому себе? На этом этапе бороться надо с импринтами, которые могут выражаться в негативном внутреннем диалоге и негативных оценочных суждениях. Что с ним делать? Душить и еще раз душить!!! И без вас в мире найдется немало желающих попричитать и пожаловаться на жизнь.
3. Какого результата мы хотим? Здесь тоже без комментариев. Проблемы смогут возникнуть, если вы четко руководствуетесь Спецификацией Цели (см. http://ola-vinogradova.livejournal.com/23692.html). Автор использует её аналог, наиболее распространенный в бизнесе - метод SMART (см. http://ola-vinogradova.livejournal.com/33221.html).
4. Оценка своих положительных качеств. Это скорее эмоциональная самоподготовка и дополнительная концентрация на имеющихся ресурсах. В менеджменте - это ресурсный подход к разработке стратегии. В НЛП - это работа с убеждениями, ценностями и навыками (см. http://ola-vinogradova.livejournal.com/31370.html).
5. Мысленная репетиция решения проблемы. В менеджменте - это подробное планирование и бюджетирование. В НЛП - это работа с линией времени, визуализирование.
6. Действовать. В менеджменте - это оперативное управление, тактика, соответствующая избранной стратегии. В НЛП - это подстройка к будущему, первые шаги, доработка Спецификации Цели, разработка, осмысление и осуществление конкретных TOTE`ов.
7. Оценка полученных результатов. Один из краеугольных камней управления качеством по Демингу. Неважно, получилось у вас задуманное или нет, важно, чтобы вы осмыслили произошедшее и в будущем, хотя бы на сотую долю процента, улучшили ваши действия, а соответственно и результат. В управлении проектами - это стадия ассесмента. В НЛП - это второй тест в TOTE. Здесь важны четкость когнитивного восприятия и честность по отношению к себе и к своим целям и ценностям.
Затем автор развенчивает популярные заблуждения на тему позитивного мышления, такие как:
1. Негативно мыслящие люди такими рождаются.
2. В большинстве случаев людям мешают реализовать свой потенциал обстоятельства, неподвластные их контролю.
3. Сказать про человека, что он мыслит позитивно, - то же самое, что назвать его Полианной*.
4. Наши убеждения формируют наше поведение, которое, в свою очередь, определяет наши чувства.
5. Наши ожидания обычно плохо предсказывают реальные достижения.
6. Факты важнее любых точек зрения.

В книге приведен замечательный список распространенных предубеждений и предрассудков, которыми часто руководствуются люди:
1. Люди обязаны относиться ко мне честно.
2. В жизни у меня не должно быть неудобств.
3. Все люди должны меня любить.
4. Когда я совершаю ошибку, это ужасно.
5. У меня все должно получаться, иначе я - никчемный человек.
6. Люди, которые относятся ко мне плохо, достойны наказания.
7. Если я чего-то хочу, я должен это получить.
8. Я не могу контролировать свои эмоции.

Когда я была на мастер-классе Бетти Элис Эриксон, я все время удивлялась как она правильно нащупывала проблемные точки человека. По-видимому, есть стандартные человеческие "поломки" и вышеприведенный список можно использовать для "аудита" клиентов.

В книге предлагается интересная стратегия регулировки качеств своего характера и несколько чудесных историй/притч.
В общем, рекомендую книгу к прочтению, тем более, что она не очень объемная :-).

Скотт У. Вентрелла, бизнес, позитивное мышление, книги, рецензия

Previous post Next post
Up