Испания. Пуболь. Замок Гала. Фигерас. Театр-музей Сальвадора Дали.

Aug 30, 2012 11:30


За каждым великим мужчиной стояла великая женщина. Для Сальвадора Дали таковой была Гала, которую он боготворил.


Заехав в Пуболь (в переводе с каталонского - тополь) в середине лета, легко спутать его с декорациями к фильму про Дон Кихота. Пшеничного цвета домики прижимаются друг к другу вплотную - никаких привычных нам огородиков.
Ярко светит солнце, улицы Пуболя пустынны, а на перекрестке дорог стоит колодец, оборудованный загадочным механизмом добычи воды. Его явно не модернизировали в течение нескольких столетий.
В дневное время на улице почти не встретишь людей или машин. Они прячутся от полуденной жары - кто в своих спальнях или гостиных, кто - в уютных городских кафешках. Ну, или в гаражах, если мы имеем в виду автомашины.
Ничего в деревушке Пуболь не говорит о том, что мы живем в XXI веке, - так и ждешь, что из-за угла выедет на осле верный Санчо Пансо.

Вечный ребенок и неисправимый романтик, Сальвадор Дали в 30-х годах прошлого столетия пообещал своей жене Гале, что подарит ей замок. Но лишь спустя тридцать лет ему удалось сдержать свое обещание.

Почти 12 лет замок в Пуболе был летней резиденцией знаменитой четы. Но полной и единственной его хозяйкой являлась Гала. Сальвадор Дали мог приехать в гости только с разрешения жены.
В 1986 году этот дворец любви, который на весь мир прославил провинциальный Пуболь, стал музеем.






Ближе к обеду, мы приехали в Пуболь и первое, на что мы обратили внимание тишина...
Чтобы понять на сколько Пуболь тихий и маленький городок, достаточно узнать сколько тут жителей - около 140 человек.

Когда Дали предложили купить этот полуразрушенный замок, он сразуже согласился, потому что он был недалеко от Жироны, города в котором они обвенчались и недалеко от Фигераса, где в это время Дали работал над созданием своего театра-музея. 






Мы бродили вокруг замка, дожидаясь, когда его стены покинет предыдущая группа туристов. Замок-то только называется замком. На самом деле это высокий, в три этажа, изрядно облезший каменный дом с тесным внутренним двориком и окнами-бойницами. Никаких гулких сводов - внутри махонькие тесные комнатки, выбеленные известью, и узенькие лестницы.

И так...почему ее все называют Гала, а не Галина? Русская же женщина? Потому что имя у нее иное - Елена Дьяконова. Поэтому Гала - это вовсе не Галина. Гала - праздник, шоу, представление. Галина по-испански... курица. 














В замке Пуболь нас поразило множество деталей. Собственно, они поражают всех, кто хотя бы мимолетно прикасается к творчеству Дали. В тихом садике у замка есть пруд. Он украшен бюстами Вагнера - любимого композитора Дали. Почему этих бюстов не один и не два? Почему их, совершенно одинаковых, так много? Так захотелось Мастеру... А почему в саду возвышаются слоны на мушиных ножках? Что это символизирует? Ничего. Еще одна фантазия Дали, на которые он был так богат. Там много удивительного и даже шокирующего.








Гала пожелала видеть спокойный интерьер, без экстравагантных вещей. Это было сложно для Дали, занимавшемуся реконструкцией и обстановкой замка, но он учел и это пожелание любимой.












Это величественное кресло, за спинкой которого располагается пейзаж. Кресло установлено на пьедестале, но завершить этот трон Дали смог только после смерти Гала, поэтому посетителей на этом троне принимал лично Сальвадор Дали.


Низенький стеклянный стол на страусиных лапах в большой гостиной стоит точно над окном, прорубленном в полу, и сквозь него просматриваются бывшие конюшни - в них сейчас находится лишь статуя коня, своеобразная дань уважения предназначению этого помещения.




Именно здесь Гала принимала своих многочисленных молодых любовников, которые годились ей во внуки. Следила она за собой чрезвычайно и даже сделала несколько пластических операций. Гала совсем не была красавицей, но успех у мужчин имела колоссальный: возможно потому, что они ее действительно интересовали. Дали к любовникам Галы относился весьма спокойно.






место мастера, кресло еще испачкано краской.


На мольберте до сих пор находится его последнее полотно "Ласточкин хвост", рядом лежат кисти и краски. Закончив картину в апреле 1983 года, Дали больше не писал.




Дали выдвигал предложения по отделке замка. Гала была непоколебима: "Замок мой, и не лезь не в свое дело!" - говорила она.






тот самый знаменитый бант Галы, держащий одну и туже форму прически, подаренный самой Коко Шанель.




Самым поразительным декоративным элементом является нарисованная ложная дверь, настолько реалистичная, что в неё хочется войти.


Гале досаждал вид батарей и они скрыты металлической заслонкой, но на этой заслонке Дали пишет именно батареи.))

В доме две спальни, в одной из которых Гала принимала мужа, в другой - неких испанских... мальчиков. Уже глубокой старухой. Ей бы вязаньем заниматься или нянчить внуков. Да только не было у них внуков, потому что не было и детей.
Внизу, во дворе, стоит апельсиновый автомобиль Datsun, любимая машина четы Дали.




В гараже - американский черный лимузин. Для Сальвадора Дали сделали исключение, он не был жителем Монако, но тем не менее ему дали такой номер для его кадиллака. 
Именно на этом автомобиле Галу проводили в последний путь.
В марте 1982 года Гала перенесла операцию на шейке бедра и стала тихо угасать. 10 июня 1982 года, во время пребывания супругов в Порт-Льигате, Гала умерла. Поскольку при жизни она выражала твердое желание быть похороненной в Пуболе, а трупы перевозить могли только специальные медицинские машины, Дали с шофером и медсестрой посадили Галу в "Кадиллак" как живую и таким образом доставили ее в Пуболь.


Побродили по закоулочкам маленького замка. По саду, в котором этих закоулочков ничуть не меньше. Потрогали оранжевый Datsun. А потом по узенькой лестнице поднялись на веранду замка.


И вот здесь, на этой веранде, осознали их выбор. С веранды, уставленной восточными пуфами, на которых очень удобно валяться, открывался вид на пшеничное поле...

«Это как же надо любить женщину, чтобы делать ей такие подарки!», - сказал один из членов тургруппы, приехавшей в Пуболь - в деревеньку, в которой стоит замок супруги Сальвадора Дали Гала. Наш гид, женщина интеллигентная, знающая о Дали все, грустно улыбнулась и ответила: «Она тоже его любила. Хотя и несколько своеобразно... Они вообще были своеобразными людьми».

Далее мы направились в тот самый театр-музей Дали, его детище...
Понять гениально-безумного испанца невозможно. Но почувствовать, не пытаясь выразить ощущения вербально, - почему бы не попробовать?




Красные стены украсили лепными треугольными буханками крестьянского хлеба, на его крыше и башнях Дали разместил гигантские куриные яйца. Он всегда считал хлеб и яйца (простую крестьянскую пищу) основой основ, символом жизни.








Музей Дали занимает здание городского театра, сожженного в Гражданскую войну. Глаз на этот дом Сальвадор Дали положил давно, объясняя интерес к нему тем, что театр находится прямо напротив церкви Святого Петра, в которой художника крестили. Кроме того, в здании театра в декабре 1918 года проходила коллективная выставка, на которой художник впервые выставил свои работы.
Официальное открытие музея состоялось в 1974 году, но музей развивался и менялся: в 1983 году к музею было присоединен соседний Дом Горгот с Башней Галатея, в одной из комнат которой и поселился затворником Дали. В нем он и умер 23 января 1989 года.


После смерти Дали все поняли, что художник хотел превратить здание музея в сцену своего последнего и самого главного перевоплощения: возрождения в качестве бессмертного мифа и легенды. И ему это удалось.
Войдя в музей, мы попали во внутренний дворик, где в нишах здания расставлены были позолоченные манекены в позах египетских жрецов, на стенах - умывальники, каменные монстры, модернистские фонари и скелеты животных, а посреди дворика расположились "дождливое такси" с установленной на нем помпезной скульптурой Царицы Эстер и желтая морская лодка Галы, водруженная на колонну из шин.








Из дворика по лестнице прошли в гигантский зал (бывшую сцену), накрытый сетчатым куполом.


Гид подвела нас к простой каменной плите без надписей - могиле Дали. В конце жизни художник насчет Пуболя передумал и попросил похоронить его в любимом детище: театре-музее.
Самое интересное в музее располагалось в подвале, а также на 1-м и 2-м этажах. Двигаться следовало по полукругу. На 3-м и 4-м этажах находились картины друзей Дали (нас туда занесло из чистой любознательности). 
Мы начали с подвала и обнаружили среди прочего надпись на стене (под тем местом, где наверху лежит плита): "Сальвадор Дали Доменик. Маркиз де Дали де Пуболь.1904-1989." 


Внутри музея полно всевозможных картин, скульптур, инсталляций и действующих моделей. Описать это невозможно, надо увидеть самому. Одно из сильнейших впечатлений производит фотография лица американской актрисы Мэй Уэст.




Это все.. необходимо ощутить самому...












































































Что я могу сказать... Сальвадор Дали - человек, который показал, что сюрреализм был в то время не просто направлением в искусстве. Для многих он стал способом мышления.
Однажды, когда журналист задал Дали вопрос: «Что такое сюрреализм?», прозвучал его известнейший ответ: «Сюрреализм - это Я!».

happy, art, travel, oz

Previous post Next post
Up