Как живут дети в сиротских учреждениях Самарской области

Nov 05, 2018 15:07

Довелось мне недавно принять участие в очень важном мероприятии.
Сейчас в Самарской области проходит большая проверка от Министерства социально - демографической и семейной политики Самарской области ВСЕХ учреждений, входящих в министерство. И в первую очередь - центров помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации ( детдомов) и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.





Состав комиссии, выезжающей на эти проверки - не только представители министерства, но и общественники. Например, та группа проверки, в которой участвовала я, включала в себя представителя от аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Самарской области



Тарасова Марина Владимировна - юрист

Двух представительниц сообщества приемных семей Кинель-Черкасского района



Черновол Наталья Георгиевна



Шубина Анна Николаевна
( о чем говорили приемные мамы - тема отдельного поста, но сразу скажу, что надеюсь, в ближайшее время эти проблемы начнут решаться - благотворительный фонд "Радость" выиграл Президентский грант для организации психологического сопровождения приемных семей, это огромный прорв)
Еще из тех, кто участвовал в проверке - психологи из центра «Надежда» и представители психолого-медико-педагогической комиссии. Я же была приглашена как представитель благотворительного фонда «Радость».
Мы выезжали в город Отрадный и Кинель-Черкасский район для проверки двух реабилитационных центров.
Руководителем нашей группы была Кузнецова Людмила Геннадьевна - директор Государственного казённого учреждения СО «Областной центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Надежда».




Собственно, проверка была посвящена выполнению требований 481 Постановления Правительства Российской Федерации "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" (вместе с "Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей"). В нем закреплены требования к содержанию, воспитанию, обучению детей-сирот, а также виды учреждений, способных оказывать услуги и сам перечень услуг, которые должны оказываться государством в отношении их воспитанников.




Согласно официальной статистике, из 100% детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, 30% - находятся в государственных учреждениях.
Постановление было принято в 2015 году и в этот же год начались первые изменения в системе. Главное, что оказалось огромным плюсом - это требование организации жизни и быта детей-сирот по семейному типу.



занятия музыкой

Вы знаете, что я много лет занималась помощью в социальной адаптации детей- сирот и побывала во многих наших детских домах, приютах и домах ребенка. И конечно, то, как живут ребята сейчас, не идет в сравнение в тем, что было еще 5 лет назад.




Итак, у нас был план проверки и на что мы должны обращать внимание. Первый центр, в который мы приехали - был «Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних «Огонёк» в городе Отрадном. Нас встречает директор центра - Терентьева Татьяна Семеновна.




Сейчас в центре находится 20 детей, из них - 11 - дети-сироты и 9 - дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Татьяна Семеновна говорит, что за 20 лет работы центра было только 3 ребенка, которые ушли из центра во взрослую жизнь самостоятельно. Все остальные дети - а за это время через стены «Огонька» прошло почти 3000 ребят, дольше, чем на полгода, не задерживались: детей или возвращали в кровные семьи или находили им приемные.



Психолог рассказывает о результатах тестирования Людмиле Геннадьевне.

Татьяна Семеновна считает, что это их совместная заслуга вместе с органами опеки и сообществом приемных семей Кинель-Черкасского района, которые очень дружны между собой и как только появляется ребенок с полным статусом, сразу начинают искать ему семью.



Стойка с информацией для приемных родителей

У центра налажено взаимодействие с поликлиникой, спортивным центром, творческими секциями. На все концерты и представления воспитанникам центра выделяются билеты и ребята посещают очень много мероприятий. Татьяна Семеновна говорит, что уже несколько лет именно администрацией города заведено такое правило. Кроме того, дети ходят бесплатно в бассейн. И самое главное - все это рядом: здание СРЦН расположено в центре города и ребятам даже ходить/ездить далеко не надо.



поделки детей

Еще чем гордится администрация учреждения - это сохранение дружественных связей детей. Вот поступает «новый» ребенок, а учиться он продолжает в той же школе, где учился раньше. Таких ребят возит автобус или водитель на машине до школы. А малыши центра ходят в обычный садик - и это тоже здорово. Ну что ж, после короткого рассказа о самом центре, мы идем на «экскурсию» - посмотреть своими глазами, как живут ребята.
Первое, что мы видим - столовая.




Столики разной высоты.




Всех нас сражают скатерти на столах - такие красивые и «домашние».




Это кухня.



Здесь же по выходным ребят учат готовить салаты, первые и вторые блюда, и даже выпечку.
Сейчас идет процесс обучение приготовлению пиццы.
А это - медкабинет.




Медсестра всегда рядом.




Тут же - изолятор, если ребенок вдруг заболел.




Здесь и санузел отдельный.




А это - душевая кабина.




Идем в другой конец коридора проверять условия проживания детей, которые должны быть приближены к домашним.




На первом этаже - малышковская «семья». Преимущественно тут находятся дети до 7 лет, но есть и ребята-по-старше - братья малышей. Это новое требование как раз - проживание по семейному типу.




Кстати, в «семье» должно проживать не более 8 детей. В спальню мы не пошли, так как детки как раз спали.
Согласно Постановления, должны быть предусмотрены жилые зоны, состоящие из комнаты для игр, для отдыха и сна, для приготовления пищи и ее употребления. Так же в каждой такой «зоне» должен быть свой санузел, у каждого ребенка должны быть свои личные вещи. Собственно - все это есть: отдельная такая «квартира». И даже прихожая:




Кинестетический песок в комнате психолога



На втором этаже - еще две «семьи». Первая комната - зал. Большая площадь позволяет разделить его на несколько зон. Спортивную для взрослых.




Для маленьких



Учебная зона)




Зоны отдыха и вечерних чаепитий




Спальни. В каждой 2-3 кровати.




Все чисто и аккуратно.




«веселое» белье.




Санузел.




Да, отойти от «казенщины» не всегда удается - номерочки, подписи под номерочками... Но это требования САНПИна уже. Совсем взрослые парни тут живут.




А так сотрудники центра стараются помочь детям понять себя.




У каждого свое желание.










Конечно, в центре есть и комнаты для творчества. Везде - работы ребят.










И психологической помощи. Отдельное внимание - комнате встречи приемных родителей и детей.




Полезные памятки.




Кстати, тут же ребята могут встречаться со своими друзьями из школы или двора. Много полезной информации и для потенциальных приемных родителей.




А сотрудники центра ведут прием и консультируют даже в выходные.




В день, кода мы посещали этот центр, у одного из воспитанников был день рождения и поздравить его пришли «шефы» - сотрудники Росгвардии.




Столько восторга у именинника.



Ему подарили футбольную форму.

Кстати, в центре очень много фотографий детей - воспитанников. Директор говорит, чтобы ребята не чувствовали себя одинокими и не такими, как все.
Ну и заканчивая рассказ об отрадненском центре, хочу показать вот эту картину. Ее нарисовал 17-летний парень пять лет назад, когда только попал сюда.




А вот эту поделку он сделал в свои 18 лет - когда уходил из центра.




Чувствуете разницу?
Прошло 5 лет. Парень этот живет в Отрадном, часто заходит в гости, получил профессию, женился. Последний раз, когда приходил, сказал: я хочу взять на воспитание ребенка, помочь ему, чтобы он не чувствовал себя одиноким, как я в свое время....

Ну а мы выезжаем в Кинель-Черкасский район. Следующее учреждение для проверки - «Кинель-Черкасский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнечный» . Нас встречает директор Акимова Алевтина Николаевна, нам выдают бахилы и всех записывают в специальный журнал посещений.




«Солнечный» тоже работает уже почти 20 лет, раньше это был центр для детей с ограниченными возможностями здоровья, сейчас таких деток здесь нет, но «доступная среда» - осталась.




Этот центр рассчитан на 24 ребенка, но сейчас здесь 22 воспитанника. Три «квартиры», в каждой из которых проживает 7-8 человек.



Сморим содержимое шкафов

Начну, пожалуй, с самой креативной «квартиры». Это зал. Тут ребята и в игры играют и чаи по вечерам гоняют, и телевизор смотрят.

Это - спальни. Их три. У каждой - свое название: экологи, путешественники. А это спортсмены.




Тут и живет спортсмен Миша. Ему 15 лет, вернули из приемной семьи, когда парень из маленького милого мальчика стал превращаться во взролого человека и у него появилось свое мнение. Причем, странно как -то: все это время у него в диагнозе стояла умственная отсталость и учился он школе 8 вида. А когда его вернули в центр, выяснилось, что умственной отсталости-то никакой нет, и сейчас парень осваивает общеобразовательную программу, участь на твердую четверку! А еще он серьезно увлекся боксом и уже ездит на соревнования. Я отказываюсь понимать - обычно семьи стараются снять диагнозы ребенка и развивать его, а тут - не только не снять, но еще и не развивать. Вообще, Миша - местный любимец и талант: и за маленькими присмотреть, и организовать что-то. А еще говорят воспитатели - человек слова! Если что-то пообещал, обязательно сделает. Но ладно, это я о больном опять о своем…




Итак, у каждого ребенка свой шкафчик для одежды. Общая полка для обуви.




Кстати, одежду выбирают совместно - воспитатели прислушиваются к мнению детей, советуются и заявку в минсоц отправляют с учетом мнения самих детей, которым это все носить.




Тут у каждого есть свое портфолио - все достижения, рисунки, почетные грамоты. «Чтобы, когда вот уйдут они в семью, память им была» - говорит сотрудники центра.




А это группа уже ребят по - младше.




Они все тут спят.




Ах, да, в каждой группе есть вот такой калейдоскоп настроения.




Сами дети-то, конечно, думаю, что это такая игра, а на самом деле - психологическая диагностика. В конце каждой недели психологи смотрят - какое настроение было у ребенка и если вдруг «он плачет» - то сразу подключаются и разбираются в ситуации. Можно и нам всем взять на вооружение такой календарь. А то ведь не всегда наши дети готовы что-то рассказать, а иногда даже и не знают, как сформулировать свое состояние.




Здесь тоже в центре очень много поделок, сделанных воспитанниками.







Это - мастерская. Именно тут ребята рукодельничают.


догадаетесь, из чего и как это сделано?

Вот так обычный диск может превратиться в открытку - поздравление ветерану.




А это - новогодние подарки. Догадаетесь, из чего и как сделаны?




Этот агрегат - тоже из мастерской. Только я, честно, не поняла, что это такое..




А это уже - открытки к 8 марта.




Ребята из центра ходят в гости к ветеранам и одиноким пенсионерам- помогают по хозяйству и обязательно поздравляют с каждым праздником.
«Знаете, как им это нравится! Ветераны ждут наших ребят, и дети сами - рвутся в гости, им помогать нравится» - говорит Алевтина Николаевна.
Знаю…))) и понимаю и их и ветеранов.

Один из механизмов психологической разгрузки...)))




Тут, мы, кстати, совершенно неожиданно попали на праздник осени. Детей я вам к сожалению показать не могу, хотя постановки «Репки» была очень здоровской)))




Вот вам воспитатель - гриб.




Людмила Геннадьевна, к слову, не только внимательно смотрела условия проживания детей.




Она еще и общалась с ними, спрашивала, как живут?




Это - стена гордости и достижений.




А это - газета детского самоуправления. Воспитатели говорят, частенько и правда бывает колючей)




В третьей «квартире» директора заобнимали)))




И на ушко рассказывали свои секреты.




У каждого ребенка - свой портфель. Отличный от других. И это отметили члены комиссии.




Да, пока мы осматривали сам центр, психологи и специалисты ПМПК тестировали детей! У них тоже свой отчет о психологическом состоянии ребят и уровне напряженности.




Алевтина Николаевна с гордостью показывает нам медицинский блок.




У центра есть лицензия на оказание медицинских услуг, и, как я говорила выше, раньше этот центр был для детей с ОВЗ, оборудование тоже осталось. Оно бережно используется)







Ну и еще немного официоза. Конечно, после экскурсии мы подводили итоги и заполняли специальную таблицу с «вопросами». Нам нужно было решить, соответствует ли положение дел в центре требованиям того или иного пункта Постановления Правительства № 481.



столовая

В частности, мы еще выясняли, каков режим дня, учитываются ли индивидуальные особенности детей разного возраста, где дети учатся, есть ли возможность дополнительно посещать вне центра кружки, секции, занятия, развито ли движения кураторства и наставничества и в чем это выражается.




Что прописано в Постановлении - главные постулаты:
1. Организация должна устанавливать режим дня, который разумным образом будет в себе сочетать воспитательные и образовательные программы. Для детей, оставшихся без попечения родителей, организациями должны оказываться услуги по получению ими основных и дополнительных общеобразовательных программ.
2.Организация должна создать условия для посещения детьми кружкой и секций, работающих на основе других заведений.
3.Обязательно должна оказываться детям психологическая, социальная поддержка.
4.Ребята должны иметь возможность участвовать в различных конкурсах, выставках, смотрах, вне пределов учреждений, в которых они воспитываются.
5.Обязательное условие - профориентация, профессиональное обучение детей, при наличии согласия детей. Должно осуществляться обучение детей рабочей профессии или профессии служащих должностей.




6.Дети, пребывающие в специализированных организациях, в соответствии с Постановлением находятся на полном федеральном обеспечении, которое включает в себя бесплатное: питание; предоставление одежды и обуви; проживание; медицинское обслуживание. Предоставляются медицинские услуги по: охране здоровья детей, комплексной оценке здоровья, проведения профилактических и диагностических мероприятий; осмотру детей в профилактических целях; диспансерному наблюдению, для детей, страдающих хроническими заболеваниями; по восстановительному лечению, комплексной реабилитации детей, их адаптации.
7.Помимо вышеуказанных услуг, организациями в обязательном порядке оказываются социальные услуги: направленные на социально-трудовую реабилитацию, целью которой является восстановление бытовых, социальных, профессиональных способностей; по физическому воспитанию детей-инвалидов, учитывая их возраст, состояние здоровья, которые позволяют развить их способности в пределах максимальных возможностей.
8.Учреждение обязано ежегодно размещать на своем официальном сайте информацию о: организации (задачи, условия содержания и воспитания детей); количестве детей, находящихся на воспитании; кадровом составе работников; направлении работы с детьми, порядке взаимодействия с гражданами, другими организациями; количестве детей, возвращенных в течение года законным представителям, а также устроенным на воспитание в семьи.
Каждый пункт изучаем - внимательно и дотошно.
Итог нашей работы того дня - все соответствует. Где-то можно расширить, где-то - углубить, но и сейчас все в соответствии с законодательством.




Мое мнение всегда неизменно: да - тепло, да- уютно, да - почти как в семье. Ключевое слово "почти". Но иногда, из тех историй, которые я слышу о то самих ребят, и от сотрудников таких центров, детям действительно лучше здесь, чем там, где их жизни угрожают самые близкие казалось бы люди. И конечно, каждый ребенок хочет в семью, какую бы травму ему не нанесли мы - взрослые. Просто, гораздо легче сказать "Нет, мне не надо семьи" - это сразу такая подушка безопасности, что тебя не выберут, ты окажешься не нужным.... Или тебя вернут, потому что ты оказался неудобным. Но это тема другого поста.

Спасибо, что дочитали.

ЕНОТЫ, БФ Радость, Кирюша, ищем маму, дети, детский дом

Previous post Next post
Up