В первые два дня Конкурса Чайковского в четырех исполнениях звучала "изумительная, нечеловеческая музыка".
В детстве в этой характеристике меня очень озадачивало и даже пугало слово "нечеловеческая". Точно так же настораживало и то, что т. Ленин почему-то не знает ничего лучше "Apassionata".
Но самое страшное узналось в старших классах, по прочтении очерка М.Горького "В.И. Ленин", тогда и стал понятен настоящий смысл "нечеловеческого":
"Ничего не знаю лучше «Apassionata», готов слушать ее каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, детской, думаю: вот какие чудеса могут делать люди!
И, прищурясь, усмехаясь, он прибавил невесело:
- Но часто слушать музыку не могу, действует на нервы, хочется милые глупости говорить и гладить по головкам людей, которые, живя в грязном аду, могут создавать такую красоту. А сегодня гладить по головке никого нельзя - руку откусят, и надобно бить по головкам, бить безжалостно, хотя мы, в идеале, против всякого насилия над людьми. Гм-м, - должность адски трудная".
Кстати, пианист Исай Добровейн, сыгравший Ленину Аппассионату, поначалу революцию приветствовал и даже на все митинги, где Ленин выступал, ходил. Но от безжалостного битья по головкам благоразумно отказался и вскоре эмигрировал.
Записей Добровейна-пианиста мне найти не удалось (а пианист должен был быть прекрасный), а вот записей Добровейна-дирижера довольно много.
Концерт Брамса II. Allegro appassionato
Исп. Соломон, дир. И. Добровейн.
Click to view