Слушали 7-ю Шостаковича (Тосканини), потому что в школе опять Гергиев и только первая и последняя вариация "фашистского нашествия". И кстати вспомнилось:
"Всё, что сделал немец - русский сокрушит! Всё, что сделал немец - русский сокрушит!"
И как же хорошо и точно эта мысль объединяет 1-ю часть и финал.
А ведь сказано было Шостаковичем в ситуации совершенно комической, о которой в одном из интервью рассказал Мстислав Ростропович (спасибо
kseniapo):
"Раз я вёз Шостаковича на своей машине в Горький. Отъехали мы от Москвы 400 километров. Идет страшный дождь. Смотрю, бензин стоит на нуле. Но я знал, что в багажнике лежат канистры с бензином. Затормозил и в этот момент почти потерял сознание от ужаса: обнаружил, что ключ от бензобака я забыл у своего шофера в Москве. Растерялся настолько, что говорю: "Катастрофа, Дмитрий Дмитриевич, катастрофа!" Шостакович человек страшно нервный,
прямо-таки подскочил в машине: "Что такое, что такое?" Я ему: "Дмитрий Дмитриевич, ситуация такая: бензин на нуле, бензобак закрыт, а ключ от него у шофера в Москве".
Шостакович говорит: "Слава, Слава, что же делать?" Выскочил нервный из машины и стал вокруг неё бегать. А дождь хлобыстает! Я смотрю: на бензобаке торчит пробка, красивая такая, никелированная. Немецкая. Огляделся, вижу в кювете здоровенную металлическую оглоблю. Схватил оглоблю и стал с остервенением лупить по этой немецкой пробке. Ну, конечно, один раз по пробке - три-четыре раза по машине. А Шостакович бегает вокруг и приговаривает: "Молодец, Слава, молодец! Всё, что сделал немец - русский сокрушит! Всё, что сделал немец - русский сокрушит!" Это мне столько силы придавало! Я жарил с необыкновенным темпераментом! Наконец, пробка эта улетела так далеко... Я влил бензину, и мы доехали до Горького".
http://www.chayka.org/node/1462 Посмотрели еще и фильм "Ленинградская симфония", который я нынешним детям давала бы смотреть. Советский, конечно, и не слишком художественный, но пробирает сильно (документальные кадры тоже есть), а иначе и не знаю, как еще о блокаде.