Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой…
Меж ими всё рождало споры
И к размышлению влекло…
Если вспомнить, что в одном из черновых вариантов вместо "стихи и проза, лед и пламень" было "заря и полночь, лед и пламень", а также имелись вариации "огонь и лед, заря и ночь" (в этом варианте "волна и камень" отсутствовали), а в беловых рукописях был еще и вариант - "заря и полдень", то интересным может оказаться такое сопоставление:
Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?..
Там спорит жирна мгла с водой…
(М.В. Ломоносов "Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния")
Пушкинский текст не заключает прямой цитаты из Ломоносова, но сам образ схождения противоположных природных явлений (свет и тьма, день и ночь, огонь и лед) в описании северного сияния, настолько ярок, что мог повлиять и на композиционный прием П. Это еще не то откровенное пародирование Ломоносова, которое случится в V главе ЕО (5, XXV), но вполне вероятное обращение к ломоносовской метафорике, косвенно подтвержденное другим поэтическим текстом, а также известным обстоятельством биографии П.
В ст-нии В. К. Кюхельбекера "Поэты" 1820 г. с обращением в конце и к "юному Корифею", "певцу любви, певцу Руслана" есть строки о Ломоносове, представленном не иначе как именно автором оды о северном сиянии:
Отец великих, Ломоносов,
Огонь средь холода и льдин,
Полночных стран роскошный сын!
Время написания II главы ЕО совпало с размолвкой П. и Кюхельбекера, но последний, по справедливому замечанию Тынянова, никогда не возбуждал такого литературного интереса у П., как именно в период 1820-1825 г.
Возможно, не следует сбрасывать со счетов параллель Онегин-Ленский // Пушкин-Кюхельбекер, отмеченную Плетневым еще в 1848 г. ("в Ленском обрисовал Пушкин лицейского приятеля своего Кюхельбекера") и мастерски развернутую Тыняновым.