Мальчики да девочки или Мальчик и две девочки

Jul 19, 2012 18:58

Сам Блок не отрицал влияния Брюсова на свои ранние стихи, но уже к 1904 г. "захотел другого". Напротив, Брюсов таких признаний не делал не потому, что не ощутил влияния поэзии Блока, а потому, что обращался к ней с чисто утилитарными целями. Детские стихи Брюсова - исключительный опыт стихотворной эквилибристики с жонглированием размерами, рифмами и образами, позаимствованными у Блока.
Ср.:
В. Я. Брюсов "Детская спевка" (1918)

На веселой спевочке,
В роще, у реки,
Мальчик и две девочки
Говорят стихи.

Это ― поздравление
Бабушке: она
Завтра день рождения
Праздновать должна.

Мальчик запевалою
Начинает так:
«Нашу лепту малую
Преданности в знак… »

И сестренки вдумчиво
Оглашают лес,
Вторя: «Детский ум чего
Просит у небес… »

Песенка нескладная
Стоит им труда…
А вблизи, прохладная,
Катится вода.

Рядом ― ели острые,
Белизна берез;
Над цветами ― пестрые
Крылышки стрекоз.

Реют однодневочки,
Бабочки весны…
Мальчик и две девочки,
Ах, как им смешны!

А. Блок "Вербочки" (1906)

Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.

Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.

Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня!

В Воскресенье Вербное
Завтра встану первая
Для святого дня.

Блоковская легкость и изящность миниатюрных образов ("свечечки", "вербочки", "огонечки", "удаленький", "маленький") утрируется Брюсовым уменьшительными формами "спевочка", "однодневочка"; уместные в детском ст-нии именно благодаря своей незатейливости рифмы Блока заменяются Брюсовым на банальные и свойственные скорее дидактической поэзии (она/должна; труда/вода). Снижение, заземление происходит уже на уровне темы. И у Брюсова, и у Блока дети готовятся к завтрашнему весеннему празднику. У Блока - к святому дню, Вербному Воскресенью, у Брюсова - к обычному, земному событию - дню рождения бабушки.

Впрочем, ст-нию "Детская спевка" предшествовал еще дореволюционный опыт Брюсова - ст-ние "Вербная суббота" (1912):

С вербочками девочки,
Девочки со свечечками,
Вышедши из церковки,
Кроют куцавеечками
(Ветер, ты не тронь!)
Слабенький огонь.
Улица оснежена,
Спит высь затуманенная…
Чу! толпа мятежная
Воет, словно раненая,
Там, где осиян
Светом ресторан.
И бредут под блеснами
Злыми, электрическими,
С свечками и ветками
Тени идиллические.
Трепетен и тих
Свет на лицах их.

Примечательны не только "девочки" с "вербочками" и "свечечками", но также детский призыв к ветру не задувать огонь: "Ветер, ты не тронь! / Слабенький огонь" (Ср. у Блока: "Ветерок удаленький, / Дождик, дождик маленький, / Не задуй огня!"). А само название ст-ния не может не вызвать в памяти "Вербную субботу" Блока (так, впрочем, в первой публикации называлось и ст-ние Блока "Вербочки"). Из блоковского ст-ния Брюсовым взят и образный строй: вечерний/ночной город, освещенные улицы, состояние сна, а также бредущие/плывущие тени.

А. Блок "Вербная суббота" (1903)

Вечерние люди уходят в дома.
Над городом синяя ночь зажжена.
Боярышни тихо идут в терема
По улице веет, гуляет весна.

На улице праздник, на улице свет,
И свечки и вербы встречают зарю.
Дремотная сонь, неуловленный бред -
Заморские гости приснились царю.

Приснились боярам... - Проснитесь, мы тут...
Боярышня сонно склонилась во мгле
Там тени идут и виденья плывут..
Что было на небе - теперь на земле...

Весеннее утро. Задумчивый сон.
Влюбленные гости заморских племен
И, может быть, поздних, веселых времен

Прозрачная тучка. Жемчужный узор.
Там было свиданье. Там был разговор.

И к утру лишь бледной рукой отперлась,
И розовой зорькой душа занялась.

Брюсов, Блок

Previous post Next post
Up