Мне было 11 лет, когда "Спидола" на даче донесла жуткую новость о том, что в Балтийском море утонул пассажирский паром "Эстония" с сотнями пассажиров... Была озвучена версия - оторвалась носовая аппарель, паром в штормовом море принял много воды и быстро затонул. Спаслось чуть больше сотни человек... Тогда я решила, что паромы - очень опасный вид транспорта, и вряд ли я на них буду ходить. Однако, с "Эстонией" все оказалось не так просто. На паромах я ходила много раз по той самой Балтике, и не только, правда не в шторм. Да и времена уже были другие.
К эстонскому вопросу вернулась несколько лет назад, когда училась на курсах парусного мастерства. Мы разбирали тему свободной воды в корпусе судна. Как она влияет на его остойчивость (не путать с устойчивостью). При попадании в корпус судна на волнении большая масса воды со свободной поверхностью служит причиной крена, неуправляемого и как результата - оверкиля и все...
Пару недель назад я побывала в Таллинском морском музее. Там и увидела макет парома "Эстония" и оригинальный спасательный круг. В запасниках музея хранится много предметов с парома, которые оказались на следующий день после трагедии на поверхности моря. Вероятно, что-то достали водолазы - они посещали судно, чтобы найти в рубке капитанский чемоданчик. Чемоданчика в рубке не оказалось, он был в каюте - но вот что там был - осталось для общественности тайной.
Собственно вся катастрофа для большинства, в том числе для семей погибших и пропавших без вести, тоже большая тайна. Пока я читала материалы я узнала, что в эаропортах хранится стратегический запас гробов на случай несчастья, и для тех, кто замерз в водах Балтики гробы выписали из аэропорта Хельсинки в количестве 300 штук. Паром затонул в международных водах, но проводить подводные работы на его месте гибели нельзя - первый прецедент за всю историю морской юриспруденции о подобном запрете. Чудесным образом были спасены несколько членов экипажа, но потом, внезапно, их имена исчезли из списка спасенных. Так их больше никто и не видел, впрочем... Кое-кого видели и даже опознали выжившие члены экипажа парома. Это был второй капитан Арво Пихт...
Как вообще за полчаса современный и надежный паром мог уйти на дно. Не развалившись пополам, не получив пробоину айсбергом (даже Титаник тонул почти 3 часа - за это время успела спастись треть пассажиров). С "Эстонии" спаслась только одна седьмая часть пассажиров и членов экипажа. В мирное время, в Балтийском судоходном море (не в океане), с судна, оборудованном всеми спасательными средствами по количеству пассажиров (на Титанике, если вспомним, шлюпок хватило бы только на две третьих от общего числа пассажиров). Да и судно ходило по маршруту не первый раз и эксплуатировалось всего 14 лет, построено было по современным технологиям на немецкой верфи (правда построено было для прибрежных районов). И вот так за полчаса ни с кем и ни с чем не сталкиваясь ушло на дно. Звучит невероятно и фантастично. Хорошо, отвалилась по каким-то там причинам носовая аппарель (волны били-били по ней и оторвали замки визора - хотя тоже ооочень странно это, волны били по конструкции и сила была направлены вовнтурь - сложно представить, что таким способом стихия смогла оторвать пусть и проржавевшие петли и открыть визор. Но допустим, что конструкция все же была уязвима), огромная масса воды поступила внутрь судна - но почему же плавучести парома хватило лишь на полчаса?
Давайте рассмотрим разные версии случившегося.
Несовершенная конструкция визора.
Именно эта версия признана официальной. Плюс тяжелые погодные условия. Замки не выдержали ударов волн, развалились, визор открылся и потом от ударов волн оторвался. И да, скорость парома была слишком большой, поэтому овлны так сильно били визор. Но почему-то другие суда с такой же конструкцией по тем же морям ходили исправно. Да и с "Эстония" не первый раз шла по маршруту и в штормах тоже бывала. За 14 лет недостаток конструкции мог себя проявить, вероятно.
Случались ли прежде или после "Эстонии" неприятности с визором? Был один в 2015 году у Viking Line. Паром Rosella вышла из порта Мариенхамн с поднятым носовым визором и прошла в таком состоянии несколько морских миль, пока команда не смогла его закрыть. Почему судно не утонуло, хотя море было неспокойным? Оно даже не набрало воды, потому что после инцидента с "Эстонией" на всех паромах с автомоильными палубами, где нельзя поставить водонепроницаемые переборки, стали ставить водонепроницаемые ворота сразу за аппарелью. На этом больше нештатных ситуаций с визорами и гибелью паромов по этой причине морская история не знает. Если вспомнить корейский паром "Сэволь", то там трагедия произошла из-за халатности, паром был перегружен, а после перестройки не было досконально проверен на безопасную эксплуатацию. И, кстати, виновные в Корее нашлись, все понесли наказание. По делу "Эстонии" жертвы многочисленные есть, судно на дне, но никого не посадили.
Могла ли команда "Эстонии" предотвратить гибель судна?
И да, и нет. Допустим, судно теряет аппарель, на палубу начинает поступать вода. Если сразу экипаж замечает проблему и понимает все серьезность ситуации - был вариант развернуть судно и идти обратно в порт, принимая удары волн кормой. Но на мостике слишком поздно заметили отсутствие визора и воду на палубе или некому было это замечать - все были заняты утилизацией контрабанды. В любом случае насосы включили, но они не могли справиться с массой воды.
Ненадлежащий технический уход за судном
Немецкая судоверфь Meyer Werft, которая в 1980 году спустила со стапелей паром "Viking Sally" позднее переименованный в "Эстония", провела свое расследование и указала на ненадлежащий технический уход за судном. Понятное дело, что признаться в несовершенстве конструкции визора и запорных замков немецкая компания с многолетним опытом и добрым именем в судостроении не могла. Тем более, что у систершипов "Эстонии" должны были быть те же конструктивные недостатки - однако больше подобных катастроф с паромами не просиходило. Но при осмотре петли визора были ржавые. Впрочем, посмотрите на наши принцесс "Марию" и "Анастасию" компании Piterline. Проходя мимо них на яхте, мне всегда страшно, что это будет их последний рейс. все в ржавых потеках. Вот уж на каких судах я никогда не пойду - так это на них. И пусть компания хоть 10 раз приглашает меня потестить их суда (а после этого поста она просто не посмеет этого сделать) я ни за что не соглашусь. Да, на судах всегда мокро, да, там живет ржавчина - но на то и матросы и обслуживающий персонал, чтобы драить, скоблить и красить. "Эстонию", видимо, подновляли не так часто, как этого требовалось.
Наркотики и контрабанда
По неофициальным данным в легковых автомобиях на пароме перевозилось 500 кг чистого героина, который гонконгская "тирада" перевозила по маршруту Сингапур - Дели - Москва - Таллин - Стокгольм. А в двух грузовиках находилось 40 тонн кобальта. Полиция по всему маршруту следования груза была куплена. Лидер мафии в Эстонии позвонил капитану Арво Андерссону через час после выхода парома из порта Таллинн и приказал уничтожить груз, потому что якобы, таможню Швеции перехватила конкурирующая колумбийская мафиозная группа. И капитан в шторм с 6 метровыми волнами открыл визор, чтобы скинуть груз, а потом уже не смог его закрыть. И эта версия со сгрузом наркоты в воду в шторм совершенно бредовая. Нормальный капитан вряд ли на такое пойдет. Не поверю, что не нашлось иного способа утилизировать полтонны героина с судна за десять часов, пока судно дойдет до шведского архипелага. Да хоть с открытой палубы сбрасывать в ночи - все же расфасовано было не в мешки по 50 кг. Или здравый смысл пересилил животный страх? Или все же от грузовиков избавлялись? Но их не выгнать на ходу при неполностью открытом визоре. Это уже "миссия невыполнима".
Оружие, в том числе ядерное
Говорилось, что "Эстония" неоднократно перевозила электронные модули советской военной техники. А решение закрыть судно бетонным саркофагом (как реактор Чернобыля) наводит на мысль о том, что сделано это было не просто ради того, чтобы не потревожить память утонувших, а чтобы недопустить радиоактивного заражения акватории. И поначалу Швеция уверенно заявила, что паром будет поднят, вместе со всеми телами, а потом именно Швеция и озвучило противоречивое решение, а Финляндия, Россия, Эстония, Латвия, Дания, Великобритания и Швеция подписали соглашения о недопустимости проведения водолазных работ на пароме "Эстония". Финляндия стала охранять этот район Балтики.
Диверсия
Журналист Ютта Рабе считает, что судно было потоплено намеренно русской мафией. Во время неофициальной подводной экспедиции, организованной на средства американского миллиардера Грегга Бемиса, водолазам удалось найти отверстия от взрывов в корпусе лежащего на дне парома и взять образцы металла с их краев для исследования. Независимые лаборатории Германии и США подтвердили, что металл был деформирован во время взрыва.
Таким образом получается, что "Эстония" забирала воду не только носом, в корпусе ниже ватерлинии возникли пробоины от взрывов изнутри - кто-то намеренно это организовал с целью потопить судно. Если вспомнить, что паром ушел на дно кормой вперед, то такая версия имеет место быть. На факт взрыва и дыры по правому борту ссылается и производитель парома Meyer Werft.
Но тогда для чего и кто пытался потопить судно? Взрывы слышали и некоторые спасшиеся, когда они уже находились в воде. То есть, взрывы добили судно.
Я посмотрела несколько видео с интервью очевидцев. Все слышали несколько странных звуков до того как паром наклонился - какие-то чужеродные скрежеты и удары. Объясняют это тем, что визор бился об бульб (это такая часть судна ниже ватерлинии, выступающая округлой формы необходима для уменьшения сопротивления корпуса о воду). Но такой удар был возможен всего один раз, когда визор оторвался и упал. Звук чего еще слышали люди? На визоре имеется повреждение
Еще до катастрофы очевидцы слышали другие странные технические звуки, по которым можно предположить, что визор открывали и закрывали и что-то пошло не так.
Нет информации, кто в момент катастрофы находился на капитанском мостике, где был капитан Андерссон. Почему никто из экипажа на мостике не заметил, что визор открывается - об это сообщает сигнальная лампочка на панели управления. Вопросов много.
Про саму катастрофу и что происходило в эти полчаса внутри парома говорить не буду. Это больше напоминает фильм ужасов. Скажу только, что все спасенные были старше 12 лет, в основном молодые мужчины. Было и несколько женщин, в том числе и одна беременная на малом сроке, из танцевальной группы, которая выступала на пароме - удивительно, но и она, и ребенок выжили. Все спасшиеся очень хотели жить и буквально цеплялись за жизнь во всех смыслах.
Так кто же виноват в трагедии?
В любом случае виноват человеческий фактор. Будь то контрабандисты, наркодилеры, плохое обслуживание судна - виновата не стихия, а человек. Кто конкретно - вот это другой вопрос. Ни на кого пальцем открыто не показывают. Вообще ничего не осудили, виноватых не нашли, дело закрыли - во всем виноват Посейдон.
Весьма вкусны версии тайных сговоров, диверсий, наркотрафика и ядерного оружия. Совершенно неправдоподобна официальная версия, потому что слишком простая. Узнаем ли когда-то что на самом деле случилось с паромом "Эстония"? К какой версии склоняетесь вы? Может быть у вас есть свой взгляд на ситуацию?
Вариант: Неизвестные небесные космические волны, сделавшие на несколько минут сталь запоров мягкой, а потом вернувшие ей стандартные характеристики - не предлагать как совершенно абсурдный. Инопланетяне тоже здесь не при чем.
Людей жалко. А с учетом того, что спаслость только 95 пассажиров - остальные 42 были члены экипажа - то и совсем становится не по себе. Все спасали свою шкуру, хотя я бы в такой ситуации, будучи членом экипажа судна, тоже спасалась бы сама. Животные инстинкты, не более того. Тут уж не до геройства.
На днях должна прийти книжка Ютты Рабе про гибель "Эстонии". Познакомлю детально с ее версией, если там будет что-то необычное.
И для тех, кто не видел фильм "Балтийский шторм" по мотивам событий - смотреть
здесь.