Очень разномастные отзывы появились о фильме Левиафан, который еще и в прокат-то не вышел. Но даже и без полученного "Золотого глобуса" мной он был очень ожидаем еще со времен трейлера. Народ говорит, что не видать русскому фильму америкосской награды, если бы была там показана другая Россия - сильная, процветающая, счастливая. И ругают многие фильм за то, что, дескать, Звягинцев собрал всю мерзость земли русской и показал её. Не знаю уж в каком виде выйдет фильм на больших экранах, порежут ли "истинно русскую речь", али какие эпизоды вообще выкинут.
Драма получилась очень такая русская. Джае можно сказать православная, когда герои вечно страдают непонятно за что и почему. Рай, в любом случае, если и будет - то после земной жизни, а здесь терпеть приходится. Но на райскую жизнь особо никто не рассчитывает, поэтому влачат существование так как оно получается. И разве это не так?
Большая часть "негативщиков" либо в центре живет, либо в "такой" провинции отродясь не была: суровая природа, убогие домишки, полуразрушенные здания, работа на рыбзаводе, перспектив ноль, доходы только на прокормиться, мечты все обрублены - потому что жесткая реальность и отсутствие прав. На бумаге они есть, по факту прав тот, кто сильнее и власть имеет. Обратимся к русской литературе. В ней часто говорится про беднягу-работягу мужика, которы гнет спину на барина, а властный барин еще и розгами мужика бьет. Знакомо? Господь помогает мужику? Разве что в сказках. В художественной литературе униженные остаются оскорбленными, а власть предержащие в выигрыше. Добрый, простоватый и одинокий человек-работяга Николай так и остается со своими многочисленными проблемами, но без семьи, без имущества, без радужных перспектив.
Всегда такое было и фильм не открыл что-то новое. Другое дело, что режиссер просто взял и показал все как есть. Без прикрас, без сказки с хорошим концом. Удивительно, что все это снято еще и на бюджетные средства. С одной стороны это говорит о демократии, с другой... Странно несколько, не находите?
Сюжет навеян мотивами американской истории о борце за собственную землю, но не надо вообще далеко ходить. Сколько земельных прав в России нарушается? Это всего лишь одна из тысячи историй, о которых далеко не все обыватели осведомлены. И не надо цепляться к американской поднаготной фильма. В России такое на каждом шагу. Депрессивно? И да, и нет. Просто уже не шокирует. Меня фильм совершенно ничем не шокировал: ни матом, ни демонстрацией пяьных и наглых представителей власти, ни хамской самой властью в лице мэра, вышедшего из 90-х, ни супружескими изменами, ни предательством и клеветой, ни двуличным батюшкой. Не зверя бояться надо - человека - вот кто действительно самый главный враг. Шокировать может только то, чего вы раньше не видели. А мы все это наблюдаем, к счастью не каждый день, но весьма часто. Режиссер здесь выступил скорее в качестве хорошего журналиста-репортажника и показал как все есть, с деталями.
Если честно, то Левиафан в моей картине мира изначально это большой кит, хотя на самом деле скрученное-сверченное морское чудовище из Ветхого завета, олицетворяющее дьявола. И я считала, что этот самый кит каким-то образом замешан в драме. Мне жалко было кита еще до просмотра фильма, потому что в одном из кадров мелькал его скелет. И, знаете, животных мне жальче чем людей. Быть может поэтому за весь фильм не проронила ни одной слезинки и ни разу не вздрогнула: ни когда слышала автоматную очередь в сторону незадачливых любовников, ни когда Лиля стояла на скале, готовая прыгнуть в Белое море, ни когда Колю отправили в колонию на 15 лет. Чувство жалости проснулось только когда ломали колин дом - до чего прекрасное место было для любования суровым морским пейзажем с остекленной веранды, опять же дом этот построили его предки просторным, удобным в очень романтичном месте.
Понравилось, что режиссер уделяет внимание деталям и в тоже время не показывает крупным планом сцены насилия, ухода из жизни и т.д.
Кто-то возмущается, что русских изображают пьяными депрессивными свиньями. А вы на себя давно смотрели со стороны? Как часто употребляете, что делаете, когда что-то не получается? Довольны ли своей жизнью? Часто кричите на своих детей? Рада бы услышать, что не часто, довольны и не кричите. А многие вокруг только этим и занимаются и не только этим. Серые люди живут в сером городе в бесперспективняке. И кроме как "уехать в Москву или в Америку в мечтах" они ничего не могут. Им не нравится это место, но менять они ничего не хотят. А тот, кто любит это место - тот его любит и терпит невзгоды все. Задается вопрос за что ему все это и, конечно же, не верит в Бога. А что в него верить-то? Если Бог в этом месте - мэр.
Символизм фильма, обращающий нас к библейскому Иову, история, рассказанная отцом Василием на пороге магазина главному герою, "расстрел" портретов бывшего руководства страны, постройка храма на месте семейного гнезда - более чем понятен. Пожалуй, это единственное, что было для меня не самым приятным. Предпочитаю все же, когда нужно очень хорошо подумать, прежде чем раскрыть загадку, загаданную автором в фильме. Но это слишком субъективно.
В Териберке, Мончегорске, где велись съемки фильма, я не была, зато была на Курильских островах. Разница в тысячи километров ничего особо не меняет - мелкие князьки у власти пользуются своим положением, поселки-призраки еще недавно были населены людьми, и лишь финансовая экспансия из Европейской части России дает местным жителям и экономике обозримые надежды, но так далеко не везде. Пообщавшись с некоторыми работницами на рыбзаводе, я поняла, что они обычные, совершенно обычные люди без мечты, без стремления, без желания куда-то вырваться из колеса сансары - лишь бы заработать денег и прокормить семью. И вот таких в России очень и очень много. И хоть вокруг меня очень много позитивных, деятельных, целеустремленных - но это всего лишь какая-то небольшая часть - остальные такие как герои Левиафана - вечные страдальцы. Печаль. Печаль не в том, что в фильме много негатива, печаль в том, что этот негатив среди нас. Он более чем живой и естественный. И проблемы, показанные Звягинцевым лежат на поверхности: народ и власть, мужчина и женщина, отцы и дети - классика литературы опят. Как было все два века назад, так и до сих пор мало что изменилось.
Смотреть фильм нужно потому что шикарная операторская работа - каждый кадр прекрасен. Потому что искренняя игра актеров - кажется, что они и не играют, а просто живут. Потому что фильм о современной России, о провинциальной России и о людях, которые вокруг нас. Да, в своих
Провинциальных заметках с Алтая я показывала вам, что в провинции интересно, что там есть хорошее. Но я за позитив. Много провинции именно такой, как показал Звягинцев. Была я на Байкале - безумно красиво, есть удивительные люди, но большинство - все те же герои Левиафана. Взять Камчатку - и там тоже самое.
И для контраста вчера посмотрела рекламный ролик СССР 1977 года.
Click to view
Челюсти свело. Да, все хорошо, красиво и замечательно показано. Вы тоже хотите видеть только такие фильмы о современной России. Заблуждаться приятно, но действительность обычно несколько иная.
____________________________________________
Знакомьтесь с интересными темами в моем блоге:
Подписывайтесь на мой
Instagram.
Добавляйте мой журнал в друзья, чтобы быть в курсе интересных событий.
Жмите кнопки, чтобы поделиться красотой и полезностью с друзьями.