Продолжаю делиться зарисовками и впечатлениями от почти месячного пребывания в Италии. Все материалы о трехнедельной практике на парусной яхте читайте по тэгу
учебные плавания. А сейчас шторм. 31 марта вышли из Генуи. Яхта GibSea 47 по имени Archimede. Маршрут Генуя - Палермо.
Светило солнце, свежий ветер разгонял волну, первый выход после зимней сухопутной спячки. Для кого-то вообще первый в жизни
Простор, свобода, счастье. Но к ночи все изменилось. Ветер разогнал волну. От качки топливо в танке все взболталось и колонии танковых бактерий забили фильтр. Двигатель проработал не долго.
Очередная смена вахт. Заступаем. Яхту хорошо качает на волнах, темно, видны только гребни волн где-то впереди над бортом. Прируливаюсь. Давненько что-то в шторм не рулила. Ловлю ощущения. Сравниваю с прошлым опытом.
Помню как в прошлом году выходили из Ханко и попали в волнение. Одно дело на крейсерско-гоночной яхте, где волны совсем-совсем рядом, борт значительно ниже чем на круизном утюжке. Помню, что было страшновато - вдруг не отрулюсь на волне, вдруг волна заскочит на палубу, раскачает сильно яхту и я получу втык от капитана.
Но на этот раз подход был другой. Просто надо работать и рулить. Страха не было, а адреналин был. Хорошо еще, что всей высоты волны не видно. Как-то спокойнее.
Волны изредка залетают на палубу. чувствуется горько-соленая Средиземка. Капитан и Виктор чинят движок. Мы со Славой меняемся у штурвала. Условия для починки движка абсолютно нечеловеческие, духота, ограниченное пространство, качка со всеми вытекающими. Преклоняюсь стойкости ребят. Капитан наш не укачивается, даже завидую, а вот Виктор проявил силу духа.
Заканчивается наша вахта и я отправляюсь в каюту поспать. И тут чувствую запах солярки (доступ к двигателю как раз из кормовых кают), пытаюсь приспособиться и подремать - но не тут-то было. Какое-то не приятное ощущение от качки и этого запаха. Обычно я не укачиваюсь, а если и укачиваюсь - то не сильно. Но в этот раз выпрыгиваю из каюты и лечу рыбкой почти за борт. Чувствую, что в полете кто-то хватает меня за ноги. Морское чудовище Ихтиандр счастлив и доволен. Иду спать, предварительно закрыв все отверстия из каюты к движку.
Следующая вахта опять горько-соленая и мокрая. Сопровождается выплатой дани Ихтиандру и каким-то нереально сладким вкусом обычной питьевой воды из бутылки. Лодку болтает, а Слава прямо кайф от рулежки ловит. Молодец!
Волны были отчаянные. Шторм не самый сильный, баллов 5, но очень чувствительный. Особенно после зимы. И не то, чтобы страшно - муторно это было. Верите - нет, но молилась. Рулила и молилась, чтобы ослабело волнение. Действительно, тяжело было с непривычки-то. К утру стало затихать. То ли Дева Мария услышала, то ли обычные метеорологические особенности региона.
Движок чуток починили и уже утром подошли к острову Корсика.
Если честно, то как-то шторм этот вспоминаю частями. Помню как жгло глаза и разъедало губы, было ощущение, что на утро вся кожа слезет - но не слезла. Вместо губ обнаружились два пельменя - и ботокса не надо. Хороший рецепт для желающих увеличить привлекательную часть лица - делаете супер-мега-крепкий соляной раствор, погружаете туда губы на полчаса, не смываете и получаете эффект. Правда ощущения не самые приятные - но красоты требует жертв - зато почти бесплатно.
Зато после шторма днем было очень хорошо. Все живы, здоровы, матчасть тоже живая. Паруса на месте. Движок работает. Пока шли вдоль берега покрутили немного повороты, но ночная рулежка в шторм дала всем нам бесценный опыт. И хорошо, что команда не смотря на Ихтиандра не дала слабины. Хотя, если честно, очень хотелось затеряться в каюте, прикинуться дохлой крысой и никуда не выходить - но каждый раз перед ночной вахтой где бы то ни было ловлю себя на мысли, "ты не можешь быть слабой, ты не можешь подвести товарищей". Мозг говорит безвольному телу "вставай и иди", и ты поднимаешься и выскакиваешь в кокпит. И потом начинаешь себя уважать, что не тряпка, что смогла. Тряпкой быть просто, очень просто - но как-то низко. А я хоть и девушка, но в море должна быть сильной. Стараюсь воспитывать в себе разные полезные качества.
За что люблю парус - приходится себя преодолевать, перебарывать, проверять себя на выносливость. Да, тяжело, да, делишься впечатлениями - но все равно стоишь вахту не смотря ни на что. Отличный урок, отличная практика.
Но после ночевки на стоянке на Корсике мы снова попали в шторм. Чуть более слабый, но с ночными авралами.
Иногда начинаю себя ненавидеть за то, что крепко сплю. Это признак здорового организма спать крепко на качке, в любом положении. Но вот когда товарищам требуется наверху срочная помощь, я реально не слышу. И мне грустно от этого. (Дважды на 100-мильной гонке про меня забывали. Меня не будили, считая безвозвратно потерянной от укачивания в форпике - но я просто крепко спала там). Да, меня, вероятно, пинками будили - я не помню. Но выскакивала, мы убирали паруса. И после отчаянной работы с веревками спать совершенно не хотелось, был прилив сил, адреналин, но капитан отправлял спать.
Опять ломался движок, на ходу продували систему, чистили фильтры. Было "весело".
А потом пришел штиль. 6 часов дневной вахты мы нарезали зигзаги в одном месте. Ветра нет, движок бережем, болтаемся. От того, что был шторм на камбузе ничего не готовили. Питались бананами. печеньем и водой. Изредка был чай. Качку я выдержу, но убийственнее для меня это голод на яхте. Я точно не смогу пройти кругосветку и выжить в море без еды. Чем больше качает - тем больше хочется есть и никакая концентрация мозга не помогает. Через какое-то время просто начинаешь отключаться и все. И это при том, что не прошло и двух суток без нормального питания. Шоколадки, бананы, печеньки, молоко желудок не считает за приличную еду. И вот жутко, когда мозг уже просто не хочет ничего контролировать, становишься каким-то ничтожным существом и лежишь в кокпите. А товарищи как-то значительно легче переносят голод. Мне это очень не нравится, надо себя тренировать. Есть куда развиваться. И живительным был отвар из куриных крыльев - буквально через 10 минут мозг пришел в себя. Желудок правит мной, я поняла. Желудок, а не мозг.
К вечеру опять разошлись волны и утром мы продолжили морскую скачку. Зато так приятно было, что мы все выдержали. Пожалуй рейс №2 получил больше опыта и реальных морских условий, чем все остальные. Может быть и сложно было - но как говорится "тяжело в учении - легко в бою".
А мозг мой помнит очень смутно события той недели. Но вынесла я из этого важные вещи: ни в коем случае не давать себе расслабляться. Только полная концентрация и чуткий сон хорошие помощники в море. Ну и конечно же хорошая морская практика, которую еще получать и получать. И сколько книжек не читай, сколько фильмов не смотри, сколько не проигрывай в мозгу ситуации - в реальности все оказывается несколько другим и нужен опыт и сила воли чтобы шторм для судна и команды завершился благополучно.
Фотографий нет по понятным причинам.