Чиатура. Город без будущего?

Mar 27, 2017 10:44

Оригинал взят у muph в Чиатура. Город без будущего?



При мимолетном взгляде на титульное фото, Чиатуру вполне можно принять за преуспевающий грузинский город. Река, мосты через неё, много зелени, ярко окрашенные дома... Однако, если посмотреть на снимок более внимательно, станет понятно, что жизнь в этом городе весьма и весьма нерадужна. Одна высотка заброшена и на ее крыше какие-то кучи мусора, а на других, рядом со спутниковыми антеннами, установлены большие пластиковые баки, обмотанные фольгой. Это означает, что в Чиатуре большие проблемы с водоснабжением. И не только с ним. Но давайте по порядку.


02. В двух словах расскажу про историю города. Тем более, что она не такая уж и длинная. Когда-то здесь, в горном ущелье, находилось небольшое поселение Квирила. Река, что мелькает на фото, тоже носит такое же название. Потом здесь обнаружили залежи марганца и в 1879 году шахты дали первую руду. Уже в 1892 году в Чиатуре добывалось 38% марганца в мире, а в 1912 году - 58%. Оговорюсь, что марганец активно используется при выплавке стали, придавая ей повышенную прочность. В 1920-40-х годах применение марганца позволяло выплавлять броневую сталь. Интересно, что сейчас в России марганец является остродефицитным сырьём, а лидерами по его добыче ныне являются ЮАР, Австралия и, конечно, Китай. Такие дела. А в начале 20 века поселение значительно расширяется, получает статус города и современное название. Пик развития Чиатуры приходится на советский период. В 50-е тут замыслили настоящий город будущего и начали строить первые в СССР пассажирские воздушно-канатные дороги.


03. Первая канатная станция была открыта в 1954 году и, вы не поверите, но она работает по сей день. Вы видите на фото это некогда шикарное здание, расположенное в центре Чиатуры, которое сегодня выглядит весьма и весьма печально. Всего для перемещения горожан между районами города было построено порядка двух десятков линий воздушных канатных дорог. Многие в девяностые были остановлены, но на некоторых из них можно прокатиться и сегодня. И именно это является уникальным обстоятельством, благодаря которому в Чиатуру изредка заезжают туристы. Город находится в стороне от основных туристических маршрутов, но если вы отправитесь к Столпу Кацхи, обязательно доберитесь до Чиатуры и прокатитесь там на "канатке".


04. Глядя на эту видавшую виды кабину, становится понятно, откуда черпал вдохновение кинорежиссер Георгий Данелия при создании пепелаца с планеты Плюк.


05. А для жителей Чиатуры это не более чем обычный общественный транспорт. Причем, абсолютно бесплатный. Они просто пришли на станцию и ждут следующий рейс, который отвезет их в свой район. Кстати, на мой взгляд, просто шикарное граффити на стене зала ожидания в виде шахтёра. В 2015 году его нарисовал грузинский художник Бача Хоперия.


06. Давайте же уже посмотрим, что у вагончика внутри. А там вот такая или очень похожая "вагоновожатая" и невероятной харизмы телефонный аппарат. На снимке их два (из разных кабинок), а на одном приделан значок с профилем товарища Сталина. Отмечу, что на нижней станции сохранилось настенное панно с портретом Иосифа Виссарионовича, выложенное из речной гальки (!), но я, балда, его не сфотографировал.


07. Одно из окошек в вагончике можно открыть и пофотографировать офигенные виды. Можно индустриальные...


08. ...А можно вполне себе природно-городские. Хорошо видно, что город вытянулся по дну и склонам горного ущелья, а так же, что везде протянуты канатные дороги.


09. Несколько минут увлекательного пути и мы на верхней станции. Состояние её ничуть не лучше нижней, хотя само здание такое же - в лучших традициях сталинской архитектуры. Кажется, что его не ремонтировали с пятидесятых годов прошлого века. Разве что покрывали кабинки всё новыми и новыми слоями краски. На снимке ваш покорный слуга. За фото спасибо _twin_.


10. На заднем дворе станции разбросаны запчасти и всякие агрегаты. В зарослях сорняка читаются следы былой индустриальной роскоши, а так же легкие нотки чиатурской провинциальности в лице двух высокогорных курочек.


11. По совершенно удивительной случайности с нами в вагончике поднимался муж оператора верхней станции. Его видно на фото 05, а их дом расположен справа от здания станции. Благодаря ему и грузинской гостеприимности, нам удалось одним глазком увидеть диспетчерскую и оператора, которая очень застеснялась при виде фотокамер.


12. Экстравагантная женщина с пятого фото оказалась подругой тети-оператора и снова продолжила курить. Но, ребята, вы только взгляните на вот это всё!


13. Уверен, кое-кто, увидев это, уже никогда не решится на поездку на чиатурской воздушно-канатной дороге.


14. Но в интернете сообщается про один форс-мажорный случай, который произошел здесь. В 2008 году люди провисели в зависшем вагончике 12 часов, пока приехали спасатели из Тбилиси. Тем не менее, оборудование канатной дороги не менялось с момента запуска. А это, если что, уже более 60 лет. И плакаты по технике безопасности на одной из стен тому свидетели.


15. Для понимания: мы поднялись к вооон той девятиэтажке на скале. Перед ней виднеется "крылечко" станции канатки, машинный зал которой мы уже осмотрели.


16. Эта "высотка" снизу представлялась мне каким-то относительно новым и комфортабельным жилым комплексом с обалденным видом на ущелье и весь город. Однако же, при ближайшем осмотре, выяснились совершенно дикие условия жизни жильцов этого и соседних домов. В них просто нет отопления и люди греются печками "буржуйками"! Многие квартиры, естественно, пустуют. Окна разбиты, дверей в подъездах нет. Все, кому было куда, уже уехали, но для кого-то этот кошмар стал реальностью.


17. Мы спустились вниз и до отъезда из Чиатуры решили "обкатать" еще одну канатную дорогу. По факту, она отправляется с той же станции с нарисованным "шахтером", только в противоположную сторону.


18. Эта линия ведет к действующей шахте и вагончики здесь куда как более брутальные. Тёти с телефоном нет, лавочек тоже, окна закрыты сеткой-рабицей, а ответственность за открытие-закрытие дверей ложится на совесть пассажиров. На снимке enia, пребывающая в культурном шоке и фотографическом экстазе одновременно.


19. Прибываем на верхнюю станцию. Сурово? Не то слово, други мои! Адский треш! "Я его слепила из того, что было" (с)


20. Жилых домов здесь нет, но зато, если повезет, можно увидеть, как электровоз привозит вагонетку с марганцевой рудой, которую разгружают, электровоз разворачивается по "кольцу" и снова скрывается в шахте. Нам такого зрелища не досталось, поэтому, поснимав немного закатных видов, мы отправились вниз. Нам необходимо было ехать дальше и преодолеть 170 км пути до Мцхеты, так как в Чиатуре нет отелей и гестхаузов. Не нашли мы и кафе, чтобы перекусить, но, возможно, мы просто плохо искали.


---------------------------

Подписаться на обновления блога










Добавляйтесь! В социальных сетях я публикую анонсы свежих постов, а в инстаграме - самые красивые фотографии!

Использование моих фотографий в любых СМИ, в печатных материалах и на любых сайтах, за исключением личных блогов и страниц в социальных сетях, ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Только после согласования со мной. Прочим копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная индексируемая ссылка на источник обязательна!
Previous post Next post
Up