oko

Продолжает о чём-то петь

Dec 09, 2021 22:31


Небольшие наблюдения и выводы о том, как сделать свой полёт на самолёте удобным и спокойным для себя и для окружающих; многое очевидно и само собой разумеющееся, но вдруг один-два совета пригодятся. Сделано на основе достаточно большого опыта полётов, но в основном на внутренних рейсах. Можно спорить и пенять, добавлять особенности международных и внутренних в других странах рейсах, с удовольствием узнаю что-то новое.




Поиск рейсов
1. 💻 Для поисков полетов по России достаточно умело пользовать Яндекс.Расписания (https://rasp.yandex.ru), ну и еще Полёт-Сирену, наверное (https://polets.ru); для сложносоставных, заграничных и дальнемагистральных перелётов - используйте любимый агрегатор, наш хипстерский, заграничный олдскульный, неважно.

2. 🤔 Определитесь перед поиском, что для вас важнее - цена, беспересадочность, качество, время вылета и прилета, близость АВ/АП к месту назначения, любимая а/к (буде таковая имеется или мили копятся)

Личный пример: если надо вылететь из Москвы на Восток - я выберу Внуково и неночной рейс (только если он не будет стоить в три раза дороже других); и вообще, самолет - не лучшее место для спанья, затекшие ноги и спина и общая невыспанность не всегда компенсируются сэкономленной парой тысяч рублей
3. 🔀 Если необходимый перелёт невозможен без стыковки - старайтесь найти рейсы, отвечающие следующим условиям (в порядке нарастания проблемности):
  • одной авиакомпании - в этом случае билет покупается от АВ до АП, при регистрации в АВ вам выдаётся сразу два (или более) посадочных талона на все участки маршрута, багаж регистрируется и перевозится от АВ до АП и вам не надо самому таскать его в АТ, и самое главное - при опоздании ко второму легу из-за задержки на первом участке а/к посадит вас на следующий свой рейс
  • Разных авиакомпаний, но из одного альянса и по код-шерингу (практически то же самое, может даже не заметите разницы при покупке - разве что подороже может быть)
  • Разных авиакомпаний, рейсы регулярные - здесь риск опозданий и задержек полностью на вас. Закладывайте время на пересадку, регистрацию, получение и новую сдачу багажа в АТ (минимум 3 часа); имейте план Б на случай опоздания на второй рейс
  • Разных авиакомпаний, рейсы регулярные, но из разных аэропортов одного аэроузла (в России такой только один, Московский) - добавляйте еще время на переезд из одного АТ в другой, в Москве это может занять более трёх часов, плюс ощутимые деньги на такси
  • Разных авиакомпаний, хотя бы один из рейсов чартерный. Лучше до такого дела не доводить, конечно, но уж если надо - закладывайте время с учетом того, что у чартерных а/к рейсы могут быть как задержаны, так и перенесены вперёд. Риски по-прежнему на вас.
NB: Помните - а/к второго рейса совершенно по фигу, опоздали вы из-за другой а/к, из-за поломки таксо, из-за поноса или крепкого сна. А а/к первого рейса совершенно неважно, что у вас намечено после её рейса - другой рейс, поездка на поезде или романтический ужин. И уж точно обеим компаниям абсолютно равнобедренно, что вы оба билета купили у агрегатора за один присест
4. ⏳ На возможность задержки рейса в основном влияют четыре фактора - погодный, технический, «деловой» и человеческий
  • с погодой в целом не угадаешь; понятно, что есть места и сезоны, где вероятность сильного ветра, тумана, позёмки или грозы выше, чем в прочих, но в целом не угадаешь
  • с человеческим фактором также не угадаешь, что взбредёт пассажиру - побуянить, забояться лететь, заболеть или умереть в полёте
  • в обычных новостях, когда говорят о каком-либо авиапроисшествии, практически всегда зачем-то упоминают возраст самолёта, мол, ах, старый (в случае с новым SSJ - «ох, недоработанный»). Это, если в целом - полная фигня. Состояние самолёта гораздо больше зависит от качества и своевременности техобслуживания. Тут смотрите на репутацию и размер а/к: у больших и техосмотр на поток поставлен, и марки самолетов используются самые популярные (а значит нет проблем с запчастями). И напротив, у небольших компаний парк маленький, часто разнородный (в последнее время, правда, от этого стараются уходить в сторону унификации парка); у маленьких а/к, следовательно, вероятность задержек по техническим причинам выше
  • Условно названный «деловой фактор», т.е. управление компанией и полётами - самый часто влияющий на задержки и опоздания фактор. Из наших крупняков здесь в аховой позиции «Уральские», вот уже несколько лет не вылезающие из опозданческих антирейтингов. Сам я ими летал нечасто, но всегда вовремя - однако даже беглый взгляд на табло DME нередко замечал многочисленные задержки у U6. Так что, если время вам критично - избегайте Уральских, пока не исправятся. С остальными крупными проблем быть не должно - Аэрофлот так вообще одна из самых пунктуальных а/к мира, Россия, Ямал, Ютэйр, С7 и другие не отстают. Проблемы могут (могут!) возникать у а/к с небольшим парком, когда задержка в одном месте влечёт каскад задержек этого же самолёта - иногда борт днями не успевает за графиком. Там, где самолётов полно, особенно если АВ является хабом для а/к - всегда найдется запасной борт

5. 🚴 На (маловероятный, но с вероятностью, отличной от нуля) случай задержки заранее продумайте пути отхода, хотя бы просто посмотрите расписание следующих рейсов нужного вам направления

Покупка билетов
3. 💶 Покупайте билеты строго на сайте авиакомпании-перевозчика, если есть такая возможность (у большинства чартерных а/к такой возможности нет). Только очень большая разница в цене должна заронить в вашу душу мысль о возможности покупки у агрегатора. Небольшая же разница в цене, поверьте, никак не компенсирует тот геморрой, что настигнет вас, если потребуется сдать или обменять билет

4. 💶Для полётов внутри страны правило «туда и обратно дешевле чем отдельно туда и отдельно обратно» почти не действует (вроде у какой-то а/к есть скидка в 5% на такой случай, но это исключение); более того, если берёте билеты «туда-обратно», то вам не позволят купить билеты разных тарифных планов. В общем, не заморачивайтесь, берите как удобнее
5. 💳 А вот для международных, а тем более дальних рейсов правило действует, иногда даже билет в два конца бывает дешевле однонаправленного

6. 💰 А ещё бывает так, что рейс А-В-С с пересадкой в В дешевле, чем рейс В-С. Особенности ценообразования, которые, подозреваю, даже не все авиакассиры до конца знают

Личный пример: был сложносоставной маршрут SVO-AMS-SLC-AMS-NCE и оказалось, что выгоднее купить билеты из Москвы в Солт-Лейк-Сити через Амстердам и обратно, спрыгнуть с четвёртого лега (так можно делать только без багажа!) и улететь из Амстердама в Ниццу, чем покупать билеты отдельно, причём выгоднее евриков на 450!
7. 🐞Внимательно смотрите, что в процессе покупки включается в цену, многие а/к грешат подсовыванием в итоговую всяких страховок по умолчанию - от них можно отказаться, но надо на это обратить внимание

8. 🧆 Что не означает того, что вам обязательно надо брать только голый билет. Может вам и страховка нужна, и допбагаж, и ранний выбор места, и кошерная еда - просто выбирайте сами, не позволяйте за вас делать это хитрожопым продаванам
9. 🤑 Не всегда, но иногда выгоднее купить безбагажный билет и отдельно (но тоже заранее) оплатить допбагаж; внимательно читайте тарифный план

10. 🥵 Не бойтесь Победы или европейских лоукостеров, по большому счёту ничем полёт не отличается, разве что не кормят
11. 🧱 Если везёте полный чемодан книг и золота - следите за максимальным разрешённым весом багажа. У кого-то он до 23 кг, у кого-то до 20 кг, у наиболее ушлых скряг дешёвый багажный тариф позволяет всего 10 кг
NB: Помните, что разрешённый вес - он для одного места багажа; при лимите в 20 кило, если у вас две сумки по 10 кг, то вас заставят доплатить за дополнительный багаж
12. 😠 Опять же, многие а/к в нонешние непростые времена ушли от бесплатного выбора места на многих низших тарифах. Например, мега-респектабельная С7 теперь за выбор любого места во время онлайн-регистрации все равно сдерёт с вас 300 рублей. И что характерно - эти же 300 рублей у них же стоит заблаговременный выбор места. Если вам важно место - деньги вполне подъёмные

13. 😎 Был один случай, когда из-за низкого пассажиропотока объединили два рейса Аэрофлота TJM-SVO, мне позвонили и предложили на выбор улететь более ранним рейсом либо более поздним; если б не оставил свой телефон - то гарантированно улетел бы более поздним, а так улетел пораньше; с тех пор всегда оставляю телефон и емайл (кроме Победы, они за информирование по СМС деньги берут)
14. ❗️ Если пришло сообщение о переносе или задержке рейса - имейте в виду, что при переносе сдвигаются все сроки, а при задержке вы все равно должны зарегистрироваться на рейс не позднее чем за 40 минут до времени вылета, указанного в билете

15. 😐 Иногда рейс переносят на 5 минут (да!), но при этом приходит СМС об отмене рейса и следом второе о назначении нового рейса (у С7 такие залипухи бывают); не паникуйте, сохраняйте выдержку и хладнокровие

До полёта
16. 💋 Регистрируйтесь на рейс, как только открывается онлайн-регистрация. Это одно из самых позитивных изобретений нашей цифровой эры, грешно не пользоваться.

17. 👬 Если летите вдвоём - регистрируйтесь на сиденья у окна и у прохода, тогда если народу немного, то к вам в серединку никто в здравом уме и твердой памяти не захочет, а если рейс будет загружен, то чувака из середины всегда можно попросить поменяться местами
18. ☀️ Если любите сидеть у окна (как я) - прикиньте, чтобы солнце было с другой стороны; если не прикидывается - то я уже у нескольких а/к видел, что при выборе места пишется, с какой стороны солнце. Солнце будет обязательно, там наверху всегда солнечно. Кроме как ночью.

19. 🖼 Помните, оконные места всегда A (слева) и F (справа). Соответственно, прохóдные места почти всегда C и D, даже в четырехместном ряду.
20. ⏰ Если летите рано утром - всегда собирайте всё в полёт с вечера. Вообще всё. От паспорта до зубочистки.

21. 🧰 Очень и очень полезно иметь отдельный походный (т.е. не используемый дома) набор предметов первой необходимости в несессере:
  • предметы личной гигиены (дезодорант твёрдый, ибо жидко-шариковый может потечь от перепада давлений; любимый одеколон и зубная паста - в ёмкостях 50 мл, чтобы не запретили пронос в РК);
  • ногтеприборы, особенно ножнички, у нас почти всегда в РК пропускают, в заграницах могут заставить вынуть;
  • зарядки для телефона и других гаджетов;
  • переходник для розеток различных конструкций - если часто летаете за границу;
  • пауэрбанк, если пользуете;
  • медикаменты (в т.ч. самый часто используемый медикамент - пластырь!);
  • туда же неплохо вложить листок с номерами мобильных телефонов наиболее близких людей, ибо никто сейчас номера телефонов не запоминает, а случись что с мобилой… Такие же листочки неплохо бы вложить под обложку паспорта и в кошелёк (если их сейчас ещё кто-то пользует)
Вылет
22. 🚜 Каким образом и как долго добираться до аэропорта - решайте сами; лишь отдельно замечу, что обеспеченность общественным транспортом большинства наших аэропортов совсем никакая. Отличный ОТ ходит в московские аэропорты (кроме ZIA), хорошо обслуживаются Пулково, Иркутск и Симферополь, средне Екатеринбург, Тюмень или там Краснодар. Остальные - царство таксомоторов, благо они сейчас всё дешевле и дешевле

23. 🚂 В заграницах тоже всё по-разному - в Европе с ОТ всё отлично, в остальном мире как фишка легла

Лирика: аэропорт, при все его суетливости и местами романтическом флёре - место, по большому счёту скучное, неудобное и, прямо скажем, дорогое. Стремиться туда попасть как можно раньше совершенно не стоит
24. 🕑 Регистрация и сдача багажа начинается не менее, чем за два часа до времени вылета, указанного в билете для внутренних рейсов и не менее, чем за три часа для международных рейсов (и, если не ошибаюсь, не менее чем за 4 часа для рейсов в США и Израиль); однако в хабах и крупных аэропортах стойки регистрации могут быть открыты круглосуточно для всех рейсов конкретной а/к (например, Аэрофлот в SVO, LED и AER, С7 в DME и OVB, Utair в VKO и TJM, Уральские и Красные Крылья в SVX), но это совершенно необязательно для других а/к и других аэропортов

25. 🔒 Некоторые небольшие аэропорты (а в других странах так и вполне большие) вообще не работают круглосуточно, а открываются по утрам либо за пару часов до рейса
26. ⏱ Регистрация и сдача багажа заканчивается на всех рейсах в РФ строго за 40 минут до времени вылета, указанного в билете; далее просто закрывается электронная система регистрации и кричать на тётеньку «да я всего на минутку опоздал» - бесполезно

27. ❗️ Регистрация закрывается за 40 минут до времени вылета, указанного в билете, даже если заранее точно известно, что рейс задерживается
28. ⌛️ Если самолет готов, то посадка начинается за 25-30 минут и заканчивается за 15-20 минут до времени вылета, указанного в билете

29. 💬 Основными времязатратными мероприятиями при вылете являются: вход в здание аэропорта, регистрация и сдача багажа, вход в «чистую зону»; и, разумеется, ещё паспортный и таможенный контроль для вылетающих за границу.
30. 🛃 Для ускорения прохождения досмотра на входе в аэропорт есть пара трюков:
  • В аэропортах Мосузла самые заторы на вход возникают при прибытии аэроэкспрессов, поэтому, если вы тоже приехали на поезде,
    • в SVO спуститесь в терминале аэроэкспресса на два этажа ниже, выйдите на улицу и дойдите пешком до входа в терминал Е (направо 100 метров)
    • в VKO выйдя с перрона поверните налево и налево, выйдите наверх на улицу и войдите в аэропорт с первого этажа
    • в DME ещё не разобрался, новый терминал АЭ только открыли
  • можно закладывать поменьше времени, если вы летите, условно, в четверг днём и, наоборот - побольше, если летите в пиковое время пикового дня (для разных аэропортов пики разные, в Москве, например, на вылет это вечер пятницы и вся суббота из-за отдыхающих и утро понедельника из-за командированных; в AER и SIP, не говоря уж об Анталии, это, естественно, вечер воскресенья)
  • к слову, для аэропортов с двухэтажной системой разделения вылет/прилёт (в голову приходят VKO и SVO-E,F) в случае попадания на пиковое время попросите таксиста высадить не на втором этаже вылета, а на первом прилёта; вход на первом этаже всё равно есть, а народу собственно на вход там всегда меньше
  • перед досмотром переложите все металлические предметы (ключи, телефоны, зажигалки) в рюкзак или сумку: и пройдёте быстрее, и не забудете на столике случайно
  • иногда (иногда!) могут попросить достать ноутбук или фотоаппарат и включить, это нормально
NB: досмотр на входе в аэропорт менее строгий, чем при проходе в «чистую зону», снимать куртки, ремни, обувь, выбрасывать ёмкости с жидкостями не надо. Вот вы смеётесь, наверное, а я таких людей видел и неоднократно!

31. 🛄 Для ускорения прохождения регистрации и сдачи багажа рекомендации следующие:
  • Как уже говорил, регистрируйтесь заранее и онлайн
  • Если багажа нет, то можно распечатать посадочный талон самому дома и смело идти сразу в чистую зону
  • Кроме того, можно распечатать ПТ в киосках саморегистрации, но они есть не во всех аэропортах и не для всех а/к; впрочем, их становится всё больше и больше
  • Вроде есть ещё и мобильные посадочные талоны, но таковые действуют, кажется, только в московских аэропортах и Пулково; сам ни разу не пробовал, ничего не скажу (лишь замечу в скобках, что бумажный посадочный талон с печатью о допуске к полёту - см. ниже - для многих бухгалтерий является необходимым документом, так что если вы в командировку, то в любом случае нужен будет бумажный ПТ)
  • Если же вам нужно сдавать багаж, то заморачиваться с распечаткой талона бесполезно, всё равно вам его напечатают заново при сдаче багажа
  • В аэропортах Москвы есть отдельные стойки для сдачи багажа самозарегистрированными пассажирами, туда обычно меньше очередь, идите сдавать багаж туда; и (незадокументированная фича!) даже если вы не зарегистрированы - идите тоже туда, народу меньше, а регистрировать на рейс и там могут
  • Однако эти baggage-drop стойки могут действовать только для внутренних рейсов
  • Самый частый негабаритный багаж (по крайней мере у меня) - туристический рюкзак, в большинстве аэропортов вас попросят отнести его на специальную стойку приёма, это не страшно, максимум 5 минут потеряете
  • Стойки самостоятельной сдачи багажа у нас видел только в SVO-B, если есть лишние 10 минут и желание самому научится навязывать бумажную ленту и лепить наклейки - сходите, попробуйте
32. 💣 Вопреки распространённому мнению, что в РК много чего нельзя брать, а вот в багаж оно запросто - для багажа тоже существуют запрещённые к провозу предметы. Ваш чемодан или сумку точно так же просветят (правда уже без вашего присутствия) ради безопасности и если там там окажется что-либо подозрительное - оное вскроют и вынут, даже (о, ужас!) если вы обмотали всё в 16 слоёв целлофана
Личный пример: в аэропорту Мюнхена при транзите у меня вынули из чемодана зажигалку Zippo и оставили бумажку, что, мол, вот - вынули и храним, потом заберёшь; следующий раз в MUC я был лет через 12 после и про зиппу вспомнил уже, покинув аэропорт. А ещё в Гонолуле изъяли - правда при мне, там багаж просвечивают в присутствии - походную газовую горелку, ибо «газ мог остаться в трубочке» (sic!); пришлось выкинуть, ибо камера хранения есть далеко не в каждом аэропорту
33. 🛂 Перед досмотром при входе в чистую зону есть паспортный контроль (простой для внутренних рейсов и непростой для международных)
  • Внутренний контроль просто заключается в демонстрации паспорта и посадочного талона, на ПТ ставится штемпсель; ускоряться тут нечему
  • Международный контроль - это пересечение границы РФ, проверяется виза, действие паспорта, могут задаваться вопросы «куда», «зачем» и «на сколько», именно здесь вас могут завернуть из-за задолженности или нахождения под судом; штамп ставится пограничником в паспорт; ускориться здесь можно, если не пытаться острить при ответах на вопросы «везёте ли запрещённые препараты», а так всё будет размеренно, примерно по полторы минуты на среднестатистического пассажира
34. 🪓 Досмотр на входе в чистую зону весьма строгий и именно здесь происходят драмы расставания с любимыми предметами - маникюрными ножницами, бутылкой с водой или кефиром, банкой тушёнки или газовым баллоном для дачи; формально вы можете вернуться и сдать запрещённый к проносу предмет в камеру хранения, дабы забрать на обратном пути или даже в багаж (если до этого вы багаж не сдавали, а тариф у вас багажный), но на практике никто этим не занимается и предметы идут в урну; знайте, что у вас в ручной клади! Я так однажды потерял кучу времени, бегая в камеру хранения, чтобы сдать хороший складной нож, по ошибке оставшийся в рукзачке (и по прилёту назад тоже время потратил, естественно)

35. ☢️ Для ускорения прохождения досмотра при входе в чистую зону такие лайфхаки:
  • Если вы за время регистрации и сдачи багажа повынимали телефон, ключи и зажигалку обратно в карманы одежды - переложите их обратно в рюкзак или сумку
  • Если вы в верхней одежде - то просто переложите их в карманы оной, верхнюю одежду в этот раз надо снимать и просвечивать
  • Обувь на контроле снимать надо если она: сапоги, имеет металлические части типа пряжек, имеет каблук более 4 см; так что, летайте в лёгкой удобной обуви без железных фитюлек
  • Это также полезно при длительных перелетах, когда ноги заметно от долгого сидения отекают и увеличиваются на 1-2 размера (это установленный факт!); лёгкие кроссовки, мокасины или топсайдеры - наш выбор!
  • Ремень нужно снимать, если у него металлическая пряжка; купите себе ремень с пластиковой пряжкой
  • И вообще, самолёт - не совсем место для вечерних раутов и показа собственного достатка и физического состояния, не нужно сюда надевать ни туфель на каблуках, ни платьев, ни кожаных штанов в обтяжку… Мягкая обувь, свободная одежда, которая может легко сниматься и надеваться (свитер хуже, кардиган лучше, например)
36. ☝️ Таким образом, оптимальным временем прибытия мне видится:
  • для загруженных аэропортов (Московский узел, Спб, курортные в сезон):
    • за 1.5-2 часа до внутреннего вылета
    • за 2-2.5 часа до простого международного
    • за 3.5-4 часа для непростого международного в США (ибо американски власти переложили бóльшую часть иммиграционного контроля на авиакомпании, и теперь вас будут опрашивать куда и как уже на стадии регистрации)
  • для аэропортов попроще:
    • за 1 час до внутреннего рейса
    • за 2 часа до международного
Личный пример: когда я освоился с полётами из TJM, я вконец вообще обнаглел дерзко и - если летел без багажа - заказывал такси за час до вылета (12 минут на такси до аэропорта, 5 минут на сигарету и проход от машины до гейта, 15 минут на традиционную перед вылетом пинту Гиннесса, не только вкусного, но и полезного)
  • для вылета из аэропорта Тель-Авива закладывайте минимум 4 часа, там досмотр и анальные изыскания такие, что некоторые и в 4 часа не укладывались
  • всё это, естественно, это если вы не летите с ребёнком в коляске, домашним животным в переноске, огнестрельным оружием или с этим вот всем плюс негабаритный багаж
37. 🔇 Вы в чистой зоне - посмотрите на табло, узнайте, где ваш гейт и когда время посадки (повторю, обычно она начинается за 25 минут до времени вылета). У вас есть время на пинту Гиннесса, вкусного и полезного, а также на пописать, на перекусить. Следите за временем самостоятельно, в больших аэропортах начало посадки по всему аэропорту не объявляют

38. 🔂 Даже если вы получили ПТ 20 минут назад - в нём может быть указан неправильный гейт, ибо их могут иногда менять в последний момент; обратите внимание и на это тоже
39. 🤭 Вы опять-таки будете смеяться, но я неоднократно (то есть более одного раза) видел людей, пытающихся сесть не на свой рейс; так что, на всякий случай скажу, обращайте внимание не только на аэропорт назначения и время вылета - но и на а/к и номер рейса

40. ⌛️ Посадка начинается обычно за 25 минут до времени вылета, указанного в билете и на табло - и оканчивается через 10, редко через 15 минут
41. 🤨 Бывает, долго ждут каких-то задержавшихся пассажиров, но сейчас вроде как с этим стали построже и ожидание у открытого гейта стараются сократить; опять же, стало заметно меньше задержавшихся в баре, в основном запаздывают транзитёры

42. 😨 Если рейс задержан вылетом, то объявляют не «на сколько минут/часов», а «до [новое время вылета]»; ранее указанного срока рейс точно не улетит
43. 🧮 Чисто статистически большинство задержек - в пределах часа

44. 🚬 При длительных задержках можно выходить из чистой зоны (например, на покурить) и потом заходить обратно на общих основаниях - и да, при этом на ПТ поставят штамп досмотра во второй раз
45. 🤬 Объявленная задержка почти никогда не бывает более двух часов; даже если понятно, что куковать долго - всё равно, будут каждые полтора часа переносить и переносить; это страшно бесит, но что делать… В редких случаях, обычно связанных с рейсами на Крайний Север (типа Норильска) могут сразу объявить о длительной задержке

46. 🚌 Принципиально посадка через телетрап и через автобус и перрон ничем не отличаются, разве что первая удобнее и быстрее
47. 🥇 Я лично никогда не рвусь в первые ряды при посадке, тем более при перронной - второй автобус завсегда посвободнее

48. 👜 При этом ни на внутренних, ни на международных рейсах я никогда не испытывал проблемы с размещением РК на полках (а именно из-за якобы проблем с оным многие так рвутся в первые ряды при посадке); рюкзачок в ногах стоял, не соврать, один раз всего
49. 🎻 Даже если полка над вашими креслами заполнена - всегда можно попросить БП помочь разместить РК где-нибудь ещё; я раз летел с картиной в рамке размером примерно 30 на 80 см  - попросил стюардессу, куда-то унесла, по окончании полёта принесла

50. 🧥 Если вы летите в холодное время года и хотите запихнуть на полку свою куртку/пальто/шубу (повторюсь, летать в шубе и моветон и неудобно) - закройте и застегните все карманы на молнии, дабы не оставить потом на полке свои ключи или документы
51. 👟 Про одежду и обувь уже говорил

52. 👃 Примите перед выездом в аэропорт душ, не душитесь перед полётом тоннами туалетных вод, оденьте чистые носки - словом, не создавайте обонятельный ад своим соседям
53. 👐 Я неоднократно употребил выражение «время вылета, указанное в билете» - наиболее правильно будет определить это время как «время окончания регистрации на рейс плюс сорок минут», ибо фактическое время отрыва от ВПП совершенно не обязательно совпадает с ним: опаздывающие, противообледенительная обработка, очередь на взлёт; совершенно необязательно с умным видом говорить «ну вот, не успели вылететь, а уже опаздываем», ибо так всем опытным леталам вокруг сразу станет понятно, что вы - неопытный  Расписание рейсов составлено с запасом

54. 🚀 Ну что, полетели?

Полёт
55. 👶 Если в самолёте много младенцев - это плохо; младенцы не обучены регулировать давление внутри головы с помощью зевков и глотаний, посему им некомфортно при наборе высоты и снижении - и они плачут тире орут. Наушники или беруши спасут, вас. Как стравливать давление в младенцах я не знаю.

56. 👦 Дети постарше, годков 2-4 поспокойнее - но это зависит от воспитания уже. Есть правильные родители, которых я люблю (женщина с кресла сзади: «помнишь, мы учили игру «как зевают бегемотики»? давай в неё сыграем сейчас»), а есть не очень умные, которые (наверное) уступают истерикам своих детей и учат их таким образом этими вот неправильными методами добиваться желаемого; поверьте, 5 плачущих младенцев - ничто, по сравнению с истошной истерикой трёхлетки; воспитывайте своих детей, пожалуйста
57. 👧 Дети ещё постарше в целом уже многое понимают, но, сука, они очень подвижные - тут опять от воспитания зависит, но пару раз после серии ударов сзади по креслу приходилось вежливо (очень вежливо!) просить родителей своих детишек слегка приземлить

58. 🤪 Сильно пьяных стало на рейсах заметно меньше, их стараются отсеивать и на регистрации, и на входе в чистую зону и на гейте; впрочем, эти мероприятия бывают приступами, особенно строго после какого-нибудь попавшего в СМИ инцидента, а бывает, что такие тёпленькие летают, что остаётся только удивляться, как он до гейта дошёл
59. 🥂 Кстати, в салоне самолёта во время полёта воздух заметно суше, поэтому лично я в какой-то момент понял, что лететь изрядно выпимши или с похмелья сильно некомфортно - чего и вам рекомендую; слегка выпимши - можно!

60. 🤜 Дебоширов, которые не сильно пьяные, просто на взводе и, в общем-то, говно по жизни тоже стало прям исчезающее количество - последние лет 10 экстренная посадка самолёта с последующей административкой/уголовкой и весьма себе штрафами их как-то подуспокоили
61. 🤐 Если же вам попался такой - не лезьте на него с кулаками, сообщите БП, она сообщит КВСу, тот примет решение; на моей памяти такой случай был один раз (я не участвовал, в другом конце салона кто-то бухтел) - объявления КВСа по салону о недопустимости такого поведения пассажира с места 9Е и возможных последствиях оказалось более чем достаточно

62. ⛑ Оставайтесь пристёгнутыми всё время, пока сидите в кресле; фотографии вмятин в потолке салона, оставленных непристёгнутыми паксами при внезапной турбулентности - не фотошоп; если «тесно и давит» - просто ослабьте ремень
63. 😴 Про спаньё и сопутствующий комфорт ничего не скажу - сплю, когда спится, не сплю, когда не спится, всё равно в любой позе умеренно неудобно

64. 💺 Пустых рейсов становится всё меньше и меньше, к сожалению, но если свезло и посадка в салоне далека от полной - можете пересесть на более удобное место с меньшим количеством соседей; делать это можно только после окончания посадки (старший БП объявил «посадка окончена»), до или после руления и взлёта; сам не попадал под такое ни разу, но пробегала информация, что БП у лоукостеров и в частности Победы страшно противостоят такой смене мест, остальные же а/к к вашим перемещениям равнодушны
65. 🛌 Если же вам несказанно повезло и в наличии свободный ряд - и никто к вам не пересел, то можете поспать лёжа; формально сейчас вы должны находиться всё время пристёгнутым и лежать нельзя, на деле же все смотрят на это сквозь пальцы
66. 😎 Если сидите у окна (как я люблю), то, во-первых, можно куртку не пихать на полку, а положить на подлокотник у окна, мяхше будет; во-вторых, можно пырится в окно

67. 🗺 Установите себе приложение по безынтернетному просмотру карт (например, MAPS.ME); у окна GPS-приёмник в смартфоне спутники, скорее всего, поймает даже в авиарежиме и можно будет не просто смотреть вниз, но и, периодически сверяясь с картой, знать, что там внизу - какой город (Казань), какая река (Кама) и какие горы (Кавказ, это другой рейс, ара)
68. 🌈 Если полёт а) ночной б) на далекий восток и в) зимний - берите место А, у левого окна, есть шанс полюбоваться северным сиянием - если повезёт

69. 🦴 По жрачке сами решайте - кто-то не ест, кто-то возмущается малостью порций, мне так всё равно: есть хавчик - хаваем, нет - так нет; к слову, в последнее время всё чаще наблюдаю людей со своими пищами - это, между прочим, не возбраняется, нравится - берите в полёт курочку и яички, почему бы нет
70. 🥕 Политика по кормёжке у каждой а/к своя, к тому же постоянно меняется; у Аэрофлота или С7 горячее дают только, если полёт более трёх часов, Ютэйр на внутренних вообще бросил кормить, а Якутия или Ямал наоборот - кормят горячим на любой длительности рейсах
Пересадка
71. 📩 При пересадке в транзитном аэропорту проход через транзитную регистрацию возможен только если у вас есть ПТ на второй лег (то есть, если вас везёт одна а/к и ваша пересадка - её ответственность)

72. 🧳 Если же вы пересаживаетесь самостоятельно - надо получить багаж и заново пройти через регистрацию и сдачу багажа
73. 🛅 В особых случаях (например, первый лег международный, второй внутренний) даже если летите одной а/к надо на пересадке выйти, получить багаж, пройти погранконтроль и таможню и зайти обратно общим порядком; не во всех странах это одинаково, вам, скорее всего, об этом сообщат

74. ✅ Если а/к продала вам транзитные билеты - то она гарантирует, что пересадит вас и перетащит ваш багаж, обычно а/к не продают билеты, если пересадка менее 40 минут, но уж если продала - то значит пересадит… наверное
75. 🚬 Даже если у вас есть второй ПТ - совершенно не обязательно идти через транзитную регистрацию, при достаточном количестве времени никто не помешает вам выйти наружу, покурить, размять члены и войти назад обычным порядком

76. 👌 Иногда, если летите впритык, а/к может ускорить вашу пересадку (например, меня один раз поймали на выходе из самолёта и отвели на перрон, где посадили в стремителный газел и отвезли к нужному гейту, минуя здание аэровокзала), так что в пограничных ситуациях следите за объявлениями БП перед посадкой либо ищите представителей а/к на выходе из самолёта
77. 😥 Если же вам не повезло и первый рейс опоздал к вылету второго (а вы летите одной а/к) - то обратитесь на стойку транзитной регистрации, вам перевыпустят ПТ на следующий рейс, а если он нескоро - дадут талоны на питание и/или проживание
Прилет
78. 😣 Нет ни одной причины вскакивать сразу после посадки, хватать сумки и стоять в проходе как идиот; более того, до объявления КВС “Parking position” и отключения табло «застегните ремни» открывать багажные полки и стоять в проходе, по большому счёту, опасно для вас и окружающих - по РД самолёт может ехать со скоростью ок. 60 км/ч, поворачивать и тормозить, а поручней, чтобы схватиться в случае чего в салоне не предусмотрено; если же вам действительно так важно выскочить из самолёта первым и убежать, высоко поднимая колени, в суету городов как можно быстрее, то а). выбирайте место в передней части салона, б). берите только ручную кладь и в). надейтесь, что по прилёту высадка будет через телетрап, а не через перрон и автобус

79. 👿 Паксы из бизнес-класса в односалонной компоновке, нарочито не торопящиеся на выход и держащие выход всего эконом салона: вы, жлобьё и гандоны, будете вечно гнить в самой вонючей дыре ада
80. 👍 Получение багажа в наших аэропортах никогда не занимало у меня более 15 минут, уж не знаю, как мы тут обскакали ленивую Европу и деловитую Америку, но факт есть факт - быстро, чётко, чрезвычайно хорошо!

81. 😕 Если же случилось страшное и ваш багаж не нашёлся ни на ленте выдачи, ни (многие не знают) в области складирования негабаритного багажа - обратитесь в lost&found; неприятно, конечно (особенно если у вас там мороженое или свежая рыба), но, скорее всего, чумадан был пропущен при загрузке в АВ или АТ и прилетит следующим рейсом и вам его (скорее всего, а у недорогих а/к скорее всего нет) предложат привезти домой
82. 🚕 Самое загадочное для меня явление наших постиндустриальных будней - наличие до сих пор в аэропортах вольных таксистов, утятиных последышей прежних эпох, желающих отвезти вас куда надо за тройной прайс; с современными таксишными агрегаторами их услуги уж и не знаю, кому нужны будут; гетты-яндексы и прочие диди-максимы стоя̄т в стратегической близости от аэропорта и приезжают в течение 5 минут

83. 🚋 Если же вы прилетели в Москву и у вас не шесть чемоданов, то аэроэкспресс в общем случае - ваш выбор;
84. 🚍 А в Симферополе, например - очень удобный автовокзал прямо в аэропорте, и даже одна из билетных касс расположена еще до выхода из зоны выдачи багажа, посмотреть расписание, купить дешёвый билет и уехать в любимый городок на ЮБК можно без проблем и треволнений

Вроде всё что хотел - рассказал. Летайте удобно! Чмоки!

Список сокращений:
а/к - авиакомпания
АВ - аэропорт вылета
АП - аэропорт прилёта
АТ - аэропорт пересадки (транзитный)
АЭ - аэроэкспресс
БП - бортпроводник(-ца)
ВПП - взлётно-посадочная полоса
КВС - командир воздушного судна
ПТ - посадочный талон
РД - рулёжная дорожка
РК - ручная кладь

IATA-коды упомянутых в тексте аэропортов:
AER - Адлер, Сочи
AMS - Schiphol, Амстердам
DME - Домодедово, Москва
KJA - Емельяново, Красноярск
LED - Пулково, Санкт-Петербург
MUC - Мюнхен
NCE - Ницца
OVB - Толмачёво, Новосибирск
SIP - Симферополь
SLC - Salt Lake City
SVO - Шереметьево, Москва
SVX - Кольцово, Екатеринбург
TJM - Рощино, Тюмень
VKO - Внуково, Москва
ZIA - Жуковский, Москва

путешествия

Previous post Next post
Up