К концу сегодняшнего дня я добралась в состоянии опустошенности -
exhausted, как тут говорят. Кураж от новизны и свежих ощущений
потихоньку пропадает. Зато и джетлег почти прошел. Хотя организм не
очень уверен ночью - спать или не спать. В 9 вечера приехала домой,
начала писать этот текст, в 10 заснула, сидя на диване, в 2 ночи
проснулась, закончила писать в 5, сейчас снова буду спать. И, несмотря
на то, что я так над ним издеваюсь и не даю нормально отдохнуть, днем
организм ведет себя вполне прилично и не отключается в публичных местах
вроде кинотеатра.
Утро началось как обычно - тарелкой овсяных хлопьев с молоком. В школе
уже все знакомо, необременительные 3 часа уроков пролетели за
английскими разговорами незаметно. Между прочим, вспомнили про
предстоящие олимпийские игры. Но не про наши, а про 2016 год в
Рио-де-Жанейро: в нашем классе двое бразильцев. Я было пыталась вставить
свои пять копеек - мол и мы, и мы, и у нас в России игры, и на два года
раньше. Мне ответили: «Olympic? In Russia? Really???». Про Сочи - 2014
на этой стороне земного шара не слышали.
Нир задает домашнюю работу извиняющимся тоном, стеснительно добавляя,
что она optional - для тех, кто не придумал лучшего способа провести
вечер, чем учить английский. А Джессика даже не заикалась ни о какой
homework. Наши лондонские учительницы задавали домашнюю работу ежедневно
и в ощутимых количествах. А если кто-то не делал, они тоже говорили,
что это optional, но совсем другими словами: "вы взрослые люди, сами
платите за свое обучение, вам решать, учиться дома или нет". Действовало
эффективно - почти все учились. По английской привычке вознамерилась
сделать сегодня домашнюю работу, и даже взяла с собой учебник, но думаю,
что напрасно протаскала лишние полкило бумаги. Может, это именно они
меня и подкосили.
После школы поехала в Метрополитан забирать билеты на три оперы. Пала
жертвой рекламы - купила четвертую ("Парсифаль" Вагнера), уж больно
рекламная растяжка на здании Мет понравилась. Внутренний голос шептал,
что Вагнер мне будет не по зубам, но на тот момент мы еще не прошли
английскую идиому «Don't bite off more than you can chew» (не откусывай
больше, чем сможешь прожевать), поэтому вышла из кассы, сжимая в руках
драгоценный конвертик с 4-мя билетами.
Сувенирный магазин в Метрополитан опера меня откровенно разочаровал.
Если в Ла-Скала проблемой было выбрать лучшее из огромного количества
вариантов, то здесь наоборот - практически ничего функционального и
ничего по разумным ценам. Очередную кружку покупать не стала: везти
тяжело, да и зачем мне десятая кружка? Сумки с логотипом Мет были
страшно неудобные - не то что две легкие и прочные авоськи, которые я
заполучила в Скала. В общем, с горя купила либретто 4-х опер, на которые
иду (на языке оригинала с подстрочником на английском); книжку о Рене
Флеминг - очень ее люблю и уважаю; шелковый шарфик с надписью
«Metropolitan opera», читаемой только в развернутом виде, так что кроме
меня никто не знает, что на нем написано. А еще нашлись белые наручные
часы на красном ремешке со словами «E tardi!», посвященные постановке
“La Traviata” - той самой, где Нетребко или Дессей пели в красном платье
на фоне черно-белого циферблата. Ну и, конечно, 2 последних альбома
красавца Шротта -
«Rojotango», которое он пел в клубе 54 Below 3 февраля,
и вторые «Arias». Жалею, что не сфотографировалась в черном цилиндре
Адины - копия того, в котором Нетребко пела в «Любовном напитке». Когда
попала в Met Opera Shop в следующий раз, цилиндров уже не было: вместо
«Напитка» продвигали «Риголетто», поэтому на лучших витринах были
разложены диски Дамрау-Джильды и Бечала-Герцога, а также тематические
кружки и карточные колоды (нового «Риголетто» поют в декорациях
Лас-Вегаса).
Вечером обнаружила в Фейсбуке фото активно гастролирующей русской
сопрано Вероники Джиоевой, победительницы конкурса «Большая опера»,
который проводил канал «Культура» в 2011 году. Вероника тоже
фотографировалась сегодня на фоне афиши "Парсифаля"; судя по сумеркам на
фото, часа на два позже, чем я. Хотела написать коммент, что, мол, и я
была сегодня у входа в Мет, на том же самом месте. Но почитав предыдущие
комменты - "bellissima" на разных языках, - решила, что мой будет
офф-топик.
У кассы Мет ко мне пристал корейский балетный критик. Сначала мы вели
вполне светскую беседу. Он показывал журнал о балете, со своими фото на
каждой пятой странице (среди корейских критиков, видимо, так принято -
если уж печатать фото актеров, то только как фон для собственной
физиономии). Хвалился, что Григорович, босс Большого театра, его лучший
друг (хотя о трагедии с Филиным ничего не слышал). Сказал, что сегодня
14 часов летел в самолете и идет вечером на Le Comte Ory с Флоресом (с
трудом воздержалась от комментария, что заснуть на опере за 200 баксов в
10 раз обиднее, чем в кино за 16). Но потом как-то внезапно перешел к
неприличным предложениям - как мне показалось, сразу после моих слов,
что я из России. Неужели у русских девушек международная репутация
проституток? Едва унесла ноги.
Ноги понесли меня, наконец, в кроссовочный магазин - тем более что он в
5 минутах ходьбы от Линкольн центра, где располагается Мет. В Нью-Йорке
практически невозможно заблудиться, даже мне с моим географическим
кретинизмом, поскольку все улицы пронумерованы с юга на север. Но
кореец, возомнивший себя Казановой, совершенно вывел меня из душевного
равновесия, поэтому я пошла в противоположную сторону, и туда же
отправила случайную афроамериканку, на ее беду спросившую у меня дорогу.
Проблуждав 20 минут вместо 5, добралась до многоэтажного торгового
центра Times Warner Center на Columbus circle. Не глядя по сторонам,
поскольку после воскресного похода в Century 21 в сумке уже не остается
места, а на карте денег, прямиком отправилась на 2 этаж, в местные
спорттовары под названием «New York running company».
Продажа кроссовок в New York running company отличается от продажи в
Спортмастере настолько же, насколько обслуживание в мишленовском
ресторане (не была ни в одном, сужу теоретически) отличается от
Макдональдса. Консультантов в зале было больше, чем клиентов. Ко мне
метнулся чудесный белый мальчик, и, как говорил Ричард Гир в «Красотке»,
начал меня облизывать. Сначала расспросил, как далеко и по какой
поверхности я собираюсь бежать. Потом принес измерительное устройство,
которое меряет не только длину ступни, но и положение косточки, и высоту
свода стопы. Получила авторизованное свидетельство, что в Золушки меня с
моим 41 размером не возьмут. Я и раньше об этом подозревала, но после
высокоточного прибора оставила последнюю надежду. Ну и ладно.
Потом мальчик захотел выяснить, в какой манере я бегаю. Тут я
почувствовала себя Мольеровским мещанином во дворянстве, который только
что узнал, что всю жизнь говорил прозой. Оказывается, у моего бега есть
какая-то манера! К сожалению, английский у мальчика был настолько
native, что большую часть информации я считывала из его жестов. Как я
поняла, ему было важно знать, приземляюсь ли я на полную стопу или
только на пальцы и переднюю часть. Чтобы это выяснить, он сначала
поставил меня на беговую дорожку и велел бежать как можно более natural.
Я ответила, что бегу на дорожке в первый раз в жизни, а natural для
меня бегать по лесу, в крайнем случае по асфальту. Тогда он велел мне
бежать по торговому залу. Вы когда-нибудь видели человека, бегающего по
залу Спортмастера? Я - нет, но в «New York Running company» в каждой
примеряемой паре нарезала по кругу между вешалками, а когда делала
окончательный выбор, бежала в двух разных кроссовках на левой и правой
ноге. Остальные клиенты, правда, тестировали свои кроссовки на беговой
дорожке, но мне было предписано бегать по залу, чтобы все было как в
жизни. В итоге после 30 или 40 минут бега, чередующегося с разговорами
об анатомии стопы, необходимости ее поддержки с помощью ортопедической
беговой стельки, технологиях гашения удара в кроссовках, мягкой и
жесткой подошве, я купила нечто футуристическое. Черные кроссовки на
зеленой подошве, неведомой мне до сегодняшнего дня швейцарской марки CQ.
Вышла из магазина с чувством глубочайшего удовлетворения, кроссовками
за 110 долларов, стельками за 45 и чудесной сумочкой на пояс, в которую -
о радость! - помещается мой пятидюймовый Samsung Galaxy Note. Теперь у
меня не осталось никаких уважительных причин, чтобы не бегать по утрам
вдоль Hudson River, осталось только проснуться в 6 утра, чтобы после
пробежки успеть позавтракать и к 9 добраться до школы. Кроссовки есть.
Найти только силы. Но можно не сегодня? Сейчас 5 утра, посплю хотя бы до
7, а побегу уже завтра. Пропустить один день - это же не так страшно?
Ольга Кленовская : За оперой в Нью-Йорк. 05.02.13. День 4
Внутренний голос шептал, что Вагнер мне будет не по зубам...