День защиты детей. А мы их защищаем?
Вот
http://lizaalert.org/ конкретно защищает!
А мы потрындим на тему...
Тем не менее я хочу вам представить одну, на мой взгляд, интересную публикацию. Написала - очень хорошая знакомая, Анечка. Опубликовал в своей газете "Досуг в Москве" мой сын, он же главный редактор издания.
Газету, бесплатную, Департамента культуры г. Москвы очень рекомендую к прочтению. Найти её можно по четвергам, один раз в две недели в таких местах, как кинотеатры Звезда, Сатурн, Спутник, Факел, Тула, в мемориальном музеее А.Н.Скрябина, в Гоголь-центре, театре Практика, Московском доме фотографий, ДК ЗИЛ, библиотеке им. Достоевского, Библиотеке Проспект, Центре им. Вс.Мейерхольда, в парках Эрмитаж, Красная Пресня, Таганский, саде им. Баумана.
Найти свежие материалы пока можно только тут
http://cult.mos.ru И да! Иллюстрации сделаны другой хорошей знакомой, мамой мальчика Пети (и Васи тоже), крестника моего сына - художницей Александрой Паперно.
И ещё: когда дочитаете до маленького телевизорика в мизинце, знайте - это про меня!!!
В ряде стран мира, в том числе в России, 1 июня отмечается День защиты детей. Сценарист, журналист-международник, переводчик, преподаватель МГУ и, в конце концов, мать Анна Папченко задается вопросом: от чего и как нужно защищать детей?
Этот день был учрежден в 1949 году, чтобы напомнить гражданам, что у детей есть права, которые попираются буквально на каждом шагу. Защитой этих прав занимаются специальные организации и институты. Но им не справиться. По статистике в мире чуть не в каждой второй семье по отношению к несовершеннолетним применяется физическое или психологическое насилие.
© Александра Паперно
Об этом СМИ регулярно пишут накануне 1 июня, и сразу хочется хотя бы в этот день как-то уменьшить ужасную статистику, как-то понадежнее защитить хотя бы наличествующих в ближайшем окружении детей. Но как? Я спросила свою трехлетнюю дочь: «Вика, тебя надо защищать?» Она сказала: «Не надо. Я сама защищаюсь. В шкаф».
На этом я успокоилась. Но не все так быстро сдаются. Одну девочку мама защищала от голода. Кормила обедом. «Хочешь супчик?» Молчит, мотает головой. «Котлетку?» На глаза наворачиваются слезы. «Картошку?» Слезы барабанят по клеенке. «Помидорку?» И так вплоть до неизменно срабатывающего мороженого. Ни в какую. У обеих уже истерика, мама кричит, ребенок рыдает. Потом мама взяла себя в руки и спрашивает спокойно так: «Ну что же ты ничего не ешь, засранка?» А та ей отвечает: «Мама, я же бобер». И они отправились за ивовой корой.
Вообще проблема интерпретации - основная бытовая проблема в общении детей и взрослых. Одна девочка очень долго выясняла, почему у мамы в машине белая солома, а у папы черная. «Доченька, какая солома?» - не понимали родители. Трехлетняя Варя изнывала, повторяя вопрос снова и снова: «Ну, са-ло-ма - у мамы в машине белая, а у папы черная. Почему?» Только спустя много дней стало понятно, что имелся в виду «салон».
Это, конечно, анекдотический случай. Гораздо чаще неверная интерпретация детей взрослыми имеет другую природу. Моя младшая сестра лет в шесть очень грамотно сформулировала вопрос маме, которая всегда говорила: «Надень шапку, тебе холодно», «Расстегни пальто, тебе жарко», «Не крути кукле руку, ей больно». Так вот сестра спросила: «Мама, а откуда ты знаешь, кому как?»
Этим сакральным знанием «кому как», от чего надо защищать и чему учить, обладают все взрослые. Получают они его из самых разных источников. Мама одного знакомого мальчика, например, утверждала, что у нее в ноготь мизинца встроен маленький телевизорик, и она всегда в нем может посмотреть, чем занят сын. Мальчик в это долгое время верил.
Недавно в одной научно-популярной статье я прочитала, что дети с такой легкостью верят в любую выдумку, потому что у них не развита префронтальная кора головного мозга. Может, и не развита. Но по части умозаключений они любому взрослому фору дадут.
© Александра Паперно
Общеизвестно, что при детях нельзя ругаться. Не только матом, а вообще. Считается, что это плохо на них повлияет, и потом они неизбежно воспроизведут такую модель поведения в собственной семье, если вообще смогут ее создать. Но иногда ситуация выходит из-под контроля. В одной из таких ситуаций я назвала отца своего ребенка, в присутствии этого самого ребенка, идиотом. Он испанец, поэтому я сказала ему на родном для него языке: «Idiota». Дочь посерьезнела и говорит: «Мама, папа не идиота». Ну, думаю, все, травмировала психику ребенка, объясняй теперь, почему хорошего папочку ругаешь плохими словами. А она говорит: «Папа - идиото. Он же не мама». Я опять успокоилась.
Это не к тому, что можно ругаться, а к тому, что дети гораздо более устойчивы к внешнему влиянию, чем принято думать. Их защищают от «льющегося с экранов потока насилия», от порнографии и пропаганды, от психологических травм, а нужно, условно говоря, понять, что за «солома».
Был такой случай. Трехлетнего Женю, воспитанника одного российского Дома ребенка, усыновили иностранные граждане и пришли его забирать. Женя раздал на прощанье всем детям вафли и пошел в новую жизнь за руку с новыми папой и мамой. Тут один мальчишка из группы сорвался с места и бросился за ними: «Женя-я-я, Же-е-е-ни-и-и-чк-а-а»…
Все присутствующие страшно напряглись, потому что ясно представили себе: вот сейчас он начнет кричать, мол, возьмите меня с собой, я не хочу здесь оставаться, и нужно будет отдирать его от ног иностранцев, и все это будет очень тяжело и некрасиво. Уходящие ускорили шаг, воспитатели бросились за ребенком, но он ловко увертывался от погони. Усыновители уже почти бежали, волоча за собой усыновленного и стремясь вырваться за калитку. Воспитатели, совершив обходной маневр, схватили наконец беглеца, а он отбивался и все кричал вслед удалявшимся: «Же-е-е-ня-я-я! Жени-и-и-чка-а-а! Спасибо за ва-а-афли-и-и!».
А иностранцы, наверное, до сих пор переживают.
Материал предоставлен газетой «Досуг в Москве».