Jun 16, 2014 23:39
Буквально за полгода на русском языке вышло целых три книги Ханны Арендт. Теперь о ней говорят, кажется, везде: репостят в фейсбуке, обсуждают на презентациях и т.д. Мой интерес к ней начался, конечно, с фильма фот Тротта (2012) "Ханна Арендт", показанным в ноябре этого года на немецком кинофестевале. Хотя еще летом, в Париже, увидела маленькую книжку - беседы с Арендт, записанные ее первым мужем Гюнтером Андерсом.
С тех пор я уже прочла и эту книгу, и две ее биографии, и "Эйхмана", и "Жизнь ума"... и как-то совершенно с ней сроднилась. Какое-то время она была моим лучшим другом и собеседником и очень, очень мне помогала пережить то, что одной было бы труднее.
Мне кажется, Арендт началась, когда в 23 года она смогла оставить Хайдеггера. Это означало оставить любимого человека, Учителя, университет и диссертацию (правда, какая проблема в те времена - не Хайдеггер, так, пожалуйста, Гуссерль еще жив, а если что, то вон, к Ясперсу...). Каждое по отдельности - уже подвиг. Невероятная трудность же всего этого исходила из, в общем-то, чрезвычайно драматичной ситуации, в которой слились все четыре компонента. Хайдеггер видел в ней лишь того, кто способен понимать его, но не того, кого нужно быть способным понимать. Отсюда и надломленность этой любви, и огромное интеллектуальное испытание (расти, оставаясь собой), и даже тема диссертации, которая лишь пересекалась в одной какой-то точке с истинными интересами самой Арендт, но не отражала ее сути, и, кстати, ее бесконечное одиночество среди марбургских студентов, по-юношески обожавших неординарного (по должности - ординарного) профессора.
О том периоде, когда Ханна уехала из Марбурга, не известно почти ничего. Она защитила диссертацию у Ясперса (который был разочарован - ожидал большего), и кардинально сменила область: от "Понятия любви у Св. Августина" к "Истокам тоталитаризма". Она всегда подчеркивала, что не считает себя философом, а лишь профессором политической философии и теории. Однако она все-таки начала писать фундаментальны труд "Жизнь ума", который является именно философским (и в хайдеггерианском смысле), но не успела его закончить. В этой книге Арендт одновременно и философ, и филолог (проблема мышления раскрывается во многом через феномен языка, хоть и не эксплицитно). Это поразительный сплав, если вдуматься в эти два слова. Это почти невозможно сочетать! Фокусировка на слове (филолог) и на модальности вопрошания (философ) исключают друг друга, именно потому, что каждое предполагает второе, тем самым трансформируя "под себя". В чистом виде это единение парадоксально.
Что мы вообще на сегодняшний момент поняли про Ханну Арендт?
Мне кажется, очень мало...