Click to view
Моя выжимка:
1. Либерализм на данный момент не имеет сравнимых по силе идеологических противников из числа традиционных оппонентов. Все они либо реагируют на ключевые изменения мира, а не являются источником этих изменений (как, например, институт христианства, бывший в Средние века источником прогресса), либо пока не создали полноценной альтернативной идеологической платформы (Китай, сформированный экономически, но все еще ищущий себя в идеологическом поле).
2. Источником масштабных идеологических сдвигов в истории человечества являлись небольшие группы людей, которые не только несли новые идеи, но и владели передовой технологической базой. В пример приводится русские коммунисты, воплотившие идеологическую платформу Маркса и Энгельса через вполне конкретные технологические прорывы (электрификация всей страны).
3. Текущий технологический рост подрывает основу либерализма - веру в индивидуализм. Например, упор либерализма на чувства отдельного человека не имеет под собой оснований, так как чувства являются лишь биохимическими алгоритмами, созданными для вычислении вероятностей выживания и продолжения рода. И они безнадежно устарели.
4. Современные внешние алогоритмы (через технические решения) позволяют пойти дальше и спрогнозировать нужные реакции с гораздо более высокой точностью. Например, знание о генетической предрасположенности к раку груди сподвигло Анджелину Джоли сделать двойную мастэктомию, хотя рака груди у нее еще не было. Понятно, что чувства тут были бы бессильны.
5. Таким образом, развитие ситуации Харари видит в росте так называемых техно-"религий". В центре внимания там оказываются внешние алгоритмы, которые ориентируют человека лучше, чем его собственные чувства. Почему это возможно? За счет точного и всеобъемлющего считывания анатомических, физиологических и прочих реакций конкретного человека и соотнесения их с массивом данных по другим людям.
PS На истину не претендует, если что :)