Второй раз в первый класс
Вот моя родная школа. Проучился в ней десять лет и только сегодня из узнал, что она старейшая в Харькове. Созданная ещё в 1876 году. Когда я был принят в первый класс этой школы она называлась "Средняя школа №3 Южной железной дороги. Потом к названию добавили "общеобразовательная с политехническим обучением. А когда я через несколько лет, уже офицером, посетил родную школу она имела номер 67 без упоминания принадлежности к железной дороге.
А как здорово было чувствовать себя причастным к Министерству путей сообщения! Авторитет директора школы Зимовца Гавриила Игнатьевича закреплялся погонами с двумя большими звёздами - подполковник внутренней службы. Его замеситителя Бляхерова Майора Борисовича - звездой майора . Школьники были своими в спортивном обществе "Локомотив", в хориографической студии и других творческих коллективах Дворца культуры железнодорожников им. И.В.Сталина, в Дворце юнных техников при нём и на рабочих местах Детской железной дороги.
Когда мне предстояло идти в первый класс в 1947 году две близлежащие школы еще восстанавливавлись после военной разрухи. Это украинская школа №16 на Кривоконьевской и русская железнодорожная на Ленинградской, к которой я мог пройти за пять минут через дворы. К началу учебного года обе школы были готовы, но надо же было случиться!, моя школа сгорела по вине строителей. Таким образом, скрыпя зубами, родители отвели меня в украинскую школу, не зная ни слова на украинском языке, кроме изученных по вавескам пэрукарня, мэбля , и овочи-фрукты. Нет, всё же я здесь соврал, ещё знали раскошные украинские песни, которые спивали в застольях, широко распространенных в то тяжёлое, но воодушевлённое Победой время.
Проучился я в украинской школе не долго. До момента, когда прийдя из школы объвил: - Батьки и матки! Вам трэба прыбуты в школу на батькивськэ сборыще! Хватит! Постановил мой отчим Гавриков Константин Матвеевич, чистокровный русак саратовских кровей. К тому же я свалился с пневмонией и очухался от болезни уже к концу учебного года. Ко времени, когда моя родная школа была восстановлена после пожара.
То есть, я дважды был первоклассником. Эта была первая кочка на жизненному пути. И не последняя. Колдобины преследовали меня всю жизнь. Я дважды был назначен на должность командира взвода, трижды на должность младшего научного сотрудника,( два из них с понижением), трижды назначался старшим научным сотрудником, за что у друзей из ВНИИЭФ получил позывной "Трижды СМС Советского Союза". И даже звание "подполковник" мне присваивали три раза. Первый раз "инженер-подполковник", потом "подполковник-инженер", и окончательно "подполковник", когда наши полководцы решили, что хватит нам прятаться за приставку "инженер", а пора становиться в армейский строй наровне с командирами. Я уже умалчиваю, что дважды женился и что у меня одну почку удаляли за три приёма.
Да, чуть не забыл рассказать что не раз оказался в шатком по тем временам эквилибруме. Меня трижды пытались исключить из КПСС и дважды судили судом офицерской чести.
В следующем году я связал свою жизнь на десять лет с этой школой. Я в ней буквально жил. Маме часто приходилось вытаскивать меня поздно вечером и загонять домой.
На фотографии три подвальных окна справа от водосточной трубы принадлежали физкабинету. В нём я и засиживавлся с любимым преподавателем Владимиром Михайловичем Гольденбергом. Он учил по принципу, изложенному в одном пособии для препадавателей сельской школы "Учитель физики должен уметь сверлить пилой и пилить сверлом". Навыки, и теоретические знания, которые вложил в меня Учитель здорово выручали меня всю жизнь.
Вот смотрю я на фотографию школы и удивляюсь. Прошло уже шестьдесят шесть лет после её послевоенного восстановления, но ничего в её архитектуре не изменилось. Толеко деревянные окна сменились на совремённые стеклопакеты. Даже сохранилась допущенная ошибка при строительстае - отсутствие боковых ограждений на крыльце, что является грубейшим нарушением техники безопасности. Конечно, вутри это совсем другая школа.
Может быть, вот это постоянство облика школы залог сохранения её традиций и надёжности вкладываемых в её учеников знаний. Эту прочность подтверждаю собственным опытом. Я был средним учеником. Первые четыре класса круглый отличник, а к седьмому классу скатился до круглого троечника. Мало того, во второй четверти седьмого класса схватил двойку по английскому языку, правда мама об этом не знала, так как я двойку виртуозно исправил на четвёрку.использовав для этого острейший кинжал из арсенала моего друга Владика Ефименко. С восьмого класса я постепенно нарасчивал своё усердие в учёбе. Этому спосбствовала дружба, которая завязалась в девятом классе с одной из лучших учениц класса Валей Васильевой. Точнее сказать не завязалась, а приобрела романтический оттенок. Дружба завязалась ещё в детском саду. Имея такую подругу было уже неприлично получить даже четвёрку. Таким образом, я получил вполне благополучный аттестат зрелости с единственной тройкой, которую Катерина Ивановна Фоминых вывела мне итоговой оценкой по украинскому языку еще в восьмом классе. Как и обещала за то,что выступая на харьковском телевидении на украинском языке я произнёс "хвиля" вместо "хвыля". Но я на неё не в обиде. Как не в обиде на Тамару Борисовну Сотникову, которая ставила мне по географии только пятёрки и двойки и я не мог приспособиться к её системе опроса, чтобы своевременно выучить материал. Но благодаря её требовательности я ещё и теперь легко ориентируюсь на просторах земного шара, удивляя этим своих собеседников. Правда, они не знают, что будучи курсантом на стажеровке в Вильнюсе я выполнил несколько курсовых работ по курсу военно-экономической географии для замполита дивизии - слушателя заочного отделения Военно-политической академии. Твёрдыми знаниями по остальным предметам я могу щегольнуть и сейчас, что не раз оценивали мои дочки и внучки.
Многим бы педагогам своей школы я хотел бы поклониться в пояс или помянуть с благодарностью.
Зинаиде Ивановне, преподававшей нам химию и биологию, за то, что сохранила в тайне, когда мы с Игорем Пономаренко впервые выпили спирт в химкабинете и вышли на сцену демонстрировать химические фокусы в хорошем подпитием. Учителю физкультуры Василию Пироженко за то , что испробывал меня во многих видах спорта и тем самым ненавязчиво подготовил мой организм к поступление в военное училище. Моей классной руководительнице и учительнице английского языка Вихровой Елене Михайловне. Она, будучи женой преподавателя Харьковского высшего военно-инженерного училища подполковника Вихрова в беседах со мной готовила стать на стезю своего мужа. Но я выбрал паралельную стезю. Тоже в военное училище, но падальше от дома. Единственный на кого я готов нарисовать зуб, это преподаватель математики Сергей Борисович Веселовский. За то, что будучи преподавателем университета, он смог убедить в необходимости твёрдого усвоения тригонометрии. Из-за того, что я пропустил мимо ушей этот предмет, у меня были серьёзные неприятности при освоении матанализа.
В признанном кладизе фотоматериалов - сетевике "Одноклассники" мне удалось встретить фотографию примерно десятилетней давности на которой среди педагогов я признал уже в солидном возрасте Майора Борисовича и Елену Александровну. Вот они сидят справа и слева возле стола.
Если я ошибаюсь в их опознании, пусть меня пправит моя читательница, которая в ЖЖ скромно представляется "Аноним" а на самом деле единственная в сети моя одноклассница. Не знаю, хочет ли она, что бы я назвал её имя.
На сайте нашей школы, которая теперь
Харківська загальноосвітня школа І-ІІІ ступенів № 67 Харківської міської ради Харківської області ,(перевод, я думаю, не требуется), я обнаружил много любопытного, позволяющего оценить созданные временем отличия. Но вот, как и школьное здание,школьный двор остался прежним. Только нас, пионеров, в строю сменили молодые граждане незалэжной Украины. То, о чём рассказано и показано на этом школьном сайте, способно убедить, что этим ребятам стоит отстаивать свою самобытность.
Сколько приключений, порой кровавых, связано у меня с этим двором! Не считая мелких стычек с драчливыми ровестниками, первым проявлением моего несносного характера было тогда, когда я пробил голову старшекласснику кованным наконечником лыжной палки при его попытке отнять у меня лыжи. К стати, мог бы и убить. Не велика бы была потеря. Валерик на следующий год сел за изнасилование соседской девочки и где-то затерялся на просторах сталинских лагерей.
Были и другие хулиганские проступки. Пущенный в голову одноклассника стул, от которого он, к счастью для его и меня, успел уклониться, а стул вместе с рамой вылетел на улицу. Разобранная в течение большого перерыва только что построенная строителями стенка вот того сарая, который на заднем плане фотографии. Благо, отец работал в строительной организации и имел возможность быстро устранять нанесённые мной ущербы. Можно считать не хулиганством, а несчастным случаем, когда я проломил ломом голову Феликсу Колодубу, демонстрируя приёмы толкания штанги.
Да и сам от своего поведеня страдал немало. Однажды, выскочив первым на перемену, увидел катящийся навстречу чёрный мячик. Не задумываясь со всей дури пнул его , а он оказался чугунным ядром, выкатившимся из сектора для метания. Хорошо, что отделался только смещением косточек стопы. Взрывались снаряды в опасной близости, найденные в местах недавних боёв. Один из них, от противотанкового ружья, взорвался у меня в руке, оставив отметину на всю жизнь. По этому случаю пацаны дали мне кличку "ПТР".
Перечитал только что набранный текст и только теперь понял, что истоки моей зигзагообразной линии жизни именно в этих поступках.
Если стать в школьном дворе спиной к школьному зданию, то можно увидеть справа одноэтажный двухквартирный домик. В нём жили семьи директора Гавриила Игнатьевича и химички Зинаиды Ивановны, которая уже после нашего выпуска стала завучем. За этим домиком был сад, в котором девочки проходили производственную практику и получали навыки садоводства и огородничества. Когда я посетил школу, о чём упоминал выше, девчушки обложили меня собственноручно выращенными цветами как звезду эстрады. Я, в свою очередь, раздал эти цветы учителям, так как принесённый мной букует не шёл ни в какое сравнение с этим радужным изобилием.
В конце сада мы, старшеклассники, под руководством преподавателя военного дела, выкопали двадцатипяти метровый ров, в котором оборудовали стрелковый тир. Парни из нашей школы шли в армию уже подготовленные к стрельбе.
Эта традиция, как видно на фотографии слева, сохранилась по сегодняшний день.
Вот такие воспоминания всплыли в моей памяти в "День знаний" 1 сентября 2014 года. Через пятьдесят шесть лет после последнего школьного звонка.