Памяти Александра Ивановича Айдина

Aug 17, 2012 00:54

            Ушёл из жизни ещё один ветеран Полигона Айдин Александр  Иванович.          

Не боюсь оговориться - один из старейших ветеранов, преседатель Совета ветеранов Полигона, принимавший участие в испытаниях ядерного оружия с 1956 года. Всю свою службу на Полигоне посвятивший обеспечению радиационной безопасности. Начал её командиром взвода радиационной разведки и закончивший начальником отдела радиационной безопасности. 
             Александр Иванович был беззаветно предан Полигону. Отдав пять лет своей жизни радиационной разведке в тяжелейшие годы воздушных и наземных ядерных взрывов, он поступил на учёбу в Академию химической защиты, блестяще окончил её, и не смотря на открывшиеся перспективы остаться в Москве, по собственной проосьбе вернулся на Полигон. Прошёл все ступени службы в отделе радиационной безопасности, начиная от младшего научного сотрудника, и вернулся в Москву на должность преподавателя родной Академии уже после защиты кандидатской диссертации в 1981 году.
             В Академии продолжал традиции Полигона. В тревожном 1986 году одним из первых  офицеров Академии химической защиты  принял участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Надо же было такому случиться, что именно полковник Александр Айдин, будучи  дежурным по академии в ночь с 31 апреля на 1 мая 1986 года, в семь утра принял телефонограмму начальника управления химических войск генерала Пикалова,  требовавшего направить в Чернобыль четырех специалистов академии для проведения работ в районе атомной электростанции. Кандидатура Александра Ивановича даже не обсуждалась. В итоге - менее суток на сборы, подготовку оборудования и срочный вылет спецрейсом из Чкаловска.http://www.znopr.ru/media/digest/1897.html
             Александр Иванович отличался необычайной скромность. Об этом свидетельствует даже то, что среди сотен фотографий офицеров Полигона, выставленных в интернете, мне удалось найти только одну. Он никогда не привлекал внимание к себе, рассказывая о годах службы , связанной с постоянной опасностью. Ни он сам, и никто из популизаторов "подвигов" испытателей никогда не назвал его "сталкером", не смотря на то, что он первым проник в полость подземного ядерного взрыва в штольне 504. Почести и известность достались идущим за ним. Сам он считал это событие рядовым одним из эпизодов своей службы.
             Я служил с Александром Ивановичем в отделе радиационной безопасности с 1965 по 1969 год. Мы оба оказались молодыми сотрудниками. Он вернулся в отдел после окончания учёбы в Академии, я пришёл с командирской должности. Между нами сложились доверительные, дружеские отношения, которые были омрачены в 1976 году, когда я не отозвался на его просьбу перейти на службу в его отдел, даже не польстившись на обрисованную  им  перспективу. В этом он упрекал меня буквально до последних своих дней, покрайней мере я выслушал его мнение о моей ненадёжности в телефонном разговоре примерно месяц назад. В своём блоге я описываю несколько эпизодов   из нашей совместной службы:  http://ogolovok.livejournal.com/3577.html, http://ogolovok.livejournal.com/9873.html. И еще неоднократно буду обращаться к воспоминаниям об Александре Ивановиче.
             От сообщества ветеранов Полигона выражаю искреннее сочувствие супруге Ольге Вячеславовне, дочери Марине и сыну Николаю в связи с потерей мужа и отца и заверяю семью Александра Ивановича, что навечно сохраним память о нём!
                                                                                                                        

Александр Айдин

Previous post Next post
Up