(no subject)

Oct 01, 2010 23:52


                               Ну, и шутки у тебя, боцман!

Намедни, в каком то детективном сериале  пересказывали этот,  когда- то популярный, анекдот. Когда я его слышу, всегда вспоминаю случай из моей офицерской молодости.

После одного из очередных опытов мы возвращались на Берег  на “Волге”   тогда ещё М-21. Мы - это капитан Айдин Александр Иванович и два старших лейтенанта: Цепелев Лёша и я. Почему с таким почётом? Случайность.

Мы как офицеры службы безопасности оставались последними на площадке КПА - командного пункта автоматики - после эвакуации всех приборных сооружений и дизельной электростанции. Кроме нас троих и офицера  обслуживающего подразделения с несколькими солдатами, наводящими последний марафет на опустевшей площадке, ещё прогуливался генерал Барсуков Владимир Иванович. Человек, которому до всего было дело. Настоящий хозяин полигона в любой должности, какую бы он не занимал, начиная с лейтенантских погон. Его ждала эта самая “Волга”

Генерал подошёл к нам:

- Вы закончили свои работы?

- Так точно!

-  Почему задержались, не убыли со всеми?

-  Мы, Владимир Михайлович, ждём машину, на которой  подполковник Сергеев поехал к эпицентру чтобы ещё раз убедиться в отсутствии выхода газов,- доложил Айдин. Он мог позволить себе обращаться к генералу по имени - отчеству. Они были хорошо знакомы ещё до отъезда Айдина на учёбу в академию, когда генерал имел не столь высокое звание.

- Товарищ Айдин, я вам дам свою машину, будете старшим.  А за мной сейчас прилетит самолёт.

И тут же из-за гряды Дегелена показался самолёт. Он быстро приблизился с постоянным снижением, у самой земли резко выравнялся , взревел двигателем и буквально врос в землю на  отмеченном флажками временном аэродроме в паре сотне метров от КПА.  Командиром этого ”лайнера” Ан-2 был, конечно, наш знакомец Рудольф Блинов. Только он мог выполнить посадку приемом “сухой лист”, больше никто в нашей эскадрилье это делать не умел.   
                  Лайнер и кавычки - это не знак моего неуважения самолёта. При своей простоте, сопоставимой мотоциклу с коляской, он более шестидесяти  лет выпускается промышленностью и помогает в таких условиях, когда другие транспортные средства бессильны http://www.an2plane.ru/. Да и сейчас его ещё можно встретить в российской глубинке да и в других странах. Мне самому как - то пришлось лететь на Ан-2 с нашего аэродрома в Москву. Но об этом расскажу позднее. Этот случай тоже должен войти в антологию  полигонной жизни.

Генерал Барсуков подозвал солдата-водителя, переподчинил его Айдину, проинструктировал о порядке выдерживания скоростного режима, пожелал счастливого пути и быстрым шагом направился к самолёту. Мы, в свою очередь, вдогонку нестройным хором пожелали счастливого полёта - мягкой посадки - семьсот футов под килем.

Попросив оставшихся на площадке передать подполковнику Сергееву что мы уехали, расселись на мягких удобных диванах “Волги”. Айдин, как старший и старший машины на переднем, мы с Лёшей на заднем. Предстояло примерно три часа пути. Комфортабельность машины, конечно, компенсирует ухабность дороги, но время в пути не сократит.

Обычно мы ездим на площадки и обратно на УАЗ-469 с задними сидениями вдоль бортов. Начальник или старший машины скучает на переднем сидении рядом с водителем, остальная команда в салоне на приборных ящиках режется в подкидного дурака или в преферанс в зависимости от состава команды.

И  знакомая до искомины дорога кажется короткой.

Теперь же предстояло ощутить преимущества комфортабельной, по тому времени, машины. Удобно устроились на широченном диване, перебросились первыми впечатлениями и задремали. Сон основательно повязал нас. С вечера мы долго ужинали со средством  “от стронция”. Подъём был ранним, как всегда в день опыта, весь день на ногах на свежем воздухе - к вечеру возникла Жуткая потребность прикорнуть хотя бы десяток минут. На самом деле проспали почти два часа с редкими минутами пробуждения на особо ухабистых участках дороги.

Выглянули в окна, слева домики без крыш площадки “Ш”, справа - колючка и реакторный корпус объекта 261. Осталось минут 40 езды. Свернули на правою дорогу, которая через 30 км.  станет бетонкой. Александр Иванович предложил остановиться, размяться и облегчиться. Возражений не последовало.

Остановились возле выкрашенного серебрянкой боксика отдела сейсмических измерений. Такие боксики размером 2х2х2 м. стояли в направлении опытного поля, а потом и горного массива “Дегелен” на определённом расстоянии друг от друга. В них накануне опыта устанавливались сейсмографы для записи параметров сейсмических колебаний вызванных ядерным взрывом. Перед боксиком  на закопанных в землю столбиках была установлена перекладина из бревна на которой в период воздушных испытаний размещались индикаторы  давления и интенсивности светового излучения.

Размялись, покурили, и тут Саша Айдин вспомнил, что у него есть    неучтённые  патроны. Саша и Лёша были вооружены пистолетами Макарова. Дело в том, что по требованиям режима секретности при перевозке секретных документом было необходимо вооружаться.  Такими документами у нас были топографические карты. Мы были вынуждены их взять чтобы сориентироваться на новой для нас площадке Сары Узень и в прилегающим к ней районах.

Патроны выдавали по счёту и под роспись с обязательным возвращением стреляных гильз. Если бы нам действительно пришлось бы отстреливаться от китайских диверсантов (любые другие в том районе маловероятны)  то потом пришлось бы долго ползать по степи, отыскивая гильзы.

То что у Саши были неучтённые патроны объясняется тем, что он был один из лучших стрелков части и по-видимому сэкономил патроны на тренировках.

Есть возможность пострелять - кто из   офицеров откажется!

Нашли возле боксика несколько пустых консервных банок, поставили на бревно-перекладину, сделали по нескольку выстрелов, все в цель. Чем бы разнообразить это импровизированное соревнование?

Кому-то пришло в  голову устроить дуэль. Стрелять в фуражку противника, конечно не на его голове. Саша и Лёша установили свои фуражки на перекладине примерно в метре одна от другой.  Для меня исход дуэли был ясен. Поэтому при отходе на “огневой рубеж” я на секунду задержался и быстренько поменял фуражки местами. Стрелки заняли позиции для стрельбы примерно в двадцати метров от целей. По моей команде “Огонь! ”  сделали по одному выстрелу, представили пистолеты для проверки их безопасности и мы двинули к тому месту, где раньше стояли фуражки.

Александр Иванович поднял фуражку, которая по месту падения должна быть фуражкой противника и удивлённо пожал плечами. Пуля слегка задела её околыш, не причинив особого вреда.

- А как у тебя, - обратился он к Лёше. Лёша показал фуражку, пробитую в двух местах. Впереди пуля вошла рядом с кокардой, слегка задев её, и вышла через тулью сзади, из выходного отверстия торчали клочья ваты.

Саша внимательно всмотрелся в фуражку, взял её из рук Лёши и по одному ему известным признакам узнал в ней свою. Осмотрев фуражку, подошёл с ней к месту, где она лежала до выстрела, повернулся ко мне, жалостливо посмотрел мне в глаза и сказал с укоризной:

- Ну и шутки у тебя, боцман.

Ни мне, ни Лёше было не до смеха.

Будни полигона, Испытания ЯО, Александр Айдин

Previous post Next post
Up