Сегодня в Венесуэле проходят парламентские выборы. Переизбирается однопалатный парламент - 167-местная Национальная ассамблея (AN), - которая с 1999 года и по настоящий момент контролируется крайне левыми сторонниками ныне покойного Уго Чавеса. На этот раз большинство социологов и аналитиков прогнозирует победу оппозиционной Коалиции демократического единства (MUD, «синие»), а правящей Единой социалистической партии Венесуэлы (PSUV, «красные») во главе с президентом Николасом Мадуро, преемником Чавеса, пророчат, соответственно, поражение. Спорят, в основном, не о том, кто выиграет, а о том,
с каким отрывом победит оппозиция.
Конституция Венесуэлы в целом наделяет президента и кабинет более важными полномочиями, чем парламент, но при этом парламентское большинство оказывается тем влиятельнее, чем оно многочисленнее. Так, простое большинство в 84 места стало бы скорее моральной победой оппозиции, нежели сменой реальной власти в стране. Простое парламентское большинство сможет, вероятно, амнистировать политзаключенных (или тех, кого оно сочтет таковыми), а также попробует добиться от правительства учета своего мнения при утверждении бюджета. В основном, это все, как я понимаю. Сильное большинство в 101 место (3/5 от общего числа мест в Ассамблее) дополнительно позволило бы оппозиции влиять на состав кабинета министров. А конституционное большинство в 112 мест (2/3 от общего числа, «супербольшинство») получило бы влияние также и на формирование Верховного Суда (TSJ) и Национального избирательного совета (CNE, аналог российской ЦИК), что весьма важно, так как за пятнадцать лет правления чавистов и судебные, и избирательные органы были плотно укомплектованы сторонниками команданте, которые к своим политическим противникам симпатий не испытывают.
Таким образом, интрига нынешних выборов состоит в том, какое именно парламентское большинство завоюют сторонники политической альтернативы чавизму. Чем бы не закончились выборы, демократы так и останутся оппозицией к президенту Мадуро и исполнительной власти в целом, но политический вес дем. коалиции будет существенно зависеть от числа полученных ею мест в Ассамблее. Точнее, от того, где расположится это число по отношению к трем контрольным значениям - 84, 101 и 112.
Большинство опросов общественного мнения дают оппозиции перевес над чавистами в 15-30 процентных пунктов и более. Казалось бы, правительственные силы ожидает полный разгром. На самом деле, это не обязательно так, что связано с особенностями избирательной формулы.
Парламентские выборы в Венесуэле проходят по смешанной пропорционально-индивидуальной системе. По пропорциональной части избирается 51 член парламента путем голосования за закрытые партийные списки. Еще 3 депутата избираются особым образом как представители коренного населения. Остальные 113 депутатов соревнуются за мандаты в 87 индивидуальных избирательных округах (66 одномандатных, 16 двухмандатных и 5 трехмандатных), где победа присуждается набравшим относительное большинство. Так вот, индивидуальные округа издавна нарезаны так, что представительство от сельских территорий завышено за счет снижения представительства больших городов. Это значит, что традиционно прочавистские территории в своих округах избирают, в среднем, заметно больше депутатов на душу населения, чем более либерально настроенное население. Эта особенность нарезки округов может существенно влиять на распределение мест в Ассамблее, изменяя его по сравнению с непосредственными результатами голосования за партии. На прошлых выборах в 2010 году, например, чависты собрали 48,2% голосов, а дем. оппозиция - 47,2%, так что правительство с трудом обошло оппозицию на один-единственный процентный пункт, не получив и половины голосов избирателей. Зато вот как распределились места в Ассамблее: 96 у чавистов против 64 у демократов. Такая уж формула выборов.
В этот раз оппозиция, скорее всего, с приличным отрывом переделит в свою пользу пропорциональную парламентскую квоту, а также выиграет свои традиционные округа и, надо думать, улучшит свои результаты в «качающихся» округах. Чавистам, наверное, придется смириться с потерей части своих традиционных мандатов. Но вот с какой частью - трудно сказать. При очевидном общем по стране лидерстве оппозиции, в разрезе традиционно чавистских избирательных округов ситуация значительно менее определенная.
Разного рода избирательным «технологиям», применяемым чавистами в порядке компенсации провальных для них предвыборных настроений, можно было бы посвятить отдельный пост. Как водится, один оппозиционный лидер сидит в тюрьме (избранный мэр Каракаса), другого кандидата-оппозиционера недавно застрелили прямо на митинге, еще одна популярная оппозиционерша была лишена парламентского мандата и ей запретили участвовать в нынешних выборах. Кроме того, в партийном бюллетене, по которому избирается 51 депутат, наряду с настоящим оппозиционным объединением присутствуют три спойлера с похожими названиями и сходным внешним оформлением. Раздел бюллетеня, занимаемый главным спойлером, который был сформирован заблаговременно и особо старательно, непосредственно примыкает к разделу настоящей оппозиции, причем мало того, что очень похожи их названия и схемы графического оформления, так еще и побуквенно идентичны имена и фамилии двух лидеров избирательных списков. (В партийный избирательный бюллетень включены три первых номера партсписков, причем имя и фамилия третьего номера у спойлера почему-то не совпадает с именем и фамилией третьего номера настоящей коалиции демократов. То ли недоработка такая, то ли некая тактическая хитрость).
Фрагмент партийного избирательного бюллетеня, левый нижний угол.
Слева - раздел оппозиционной коалиции MUD Unidad;
справа - раздел партии-спойлера MIN UNIDAD со сходными внешними атрибутами.
Парламентские выборы в Венесуэле, 6 декабря 2015,
источник.
Несмотря на все эти и другие предвыборные несправедливости, в том числе и однозначно проправительственную линию официальных сми, оппозиция, скорее всего, победит. Это самый распространенный прогноз, в значительной степени опирающийся на то, что в Венесуэле традиционно честно считают голоса. По крайней мере, мне не попадались убедительные свидетельства массовых фальсификаций при подсчете голосов на предыдущих выборах. У оппозиции есть хороший шанс перехватить парламентское большинство. Чавистское правительство пока не в силах остановить или хотя бы притормозить нарастающий кризис экономики и потребительского сектора (см., например,
здесь), так что оппозиции и делать-то ничего не надо, победа сама идет в руки. В общем, посмотрим, чем все это закончится. Вот в
этом блоге периодически сообщают о том, что происходит на выборах.
UPD: Официальные предварительные результаты. Оппозиция 99 мест, чависты 46 мест, остальные 22 места пока не определились. Явка 74%. Президент Мадуро признал победу оппозиции. Весьма вероятно, что после подведения окончательных итогов оппозиция получит сильное большинство в 101 место, и пока не исключено даже конституционное большинство. А голоса в Венесуэле как считали честно, так и продолжают честно считать, по крайней мере по первым впечатлениям.
UPD2: На самом деле, конституционное большинство - это 112 мест, а не 111, как я написал изначально (исправил в тексте). Потому что 2/3 от 167 составляет 111 плюс треть, так что нужно округлить до 112. Пишут, что оппозиция рассчитывает, исходя из своих данных, на 113 мест или даже еще больше. Новых официальных цифр пока нет...
UPD3: Обновление
официальных данных: MUD 107, PSUV 55, коренные 3, не определено 2. Пишут, что все три избранных представителя коренного населения поддерживались MUD. Если это так, и если остающиеся еще не досчитанными два места тоже отойдут оппозиции (пишут, что это возможно), то будет ровно конституционное большинство, 112. Но это при двух указанных «если». Подождем окончательных данных.
UPD4:
Окончательные официальные данные: MUD 109, PSUV 55, коренные 3, причем коренные тоже входят в MUD. Итого,
112:55, квалифицированное большинство в две трети мест у оппозиции. Ровно 112, без единого места в запасе, но это все равно оно - конституционное большинство.