"В Московском государстве XVI в. существовало 3 разряда землевладельцев: государь, церковные учреждения и служилые люди. На всем пространстве Московского государства мы не встречаем других частных землевладельцев, т. е. не существовало крестьян-собственников. Крестьяне всюду жили на чужих землях: церковных, служилых либо государственных; даже сидя на черных землях, не составлявших ничьей частной собственности, крестьяне не считали эти земли своими. Про такие земли крестьянин XVI в. говорил: «Та земля великого князя, а моего владения»; «Та земля божья да государева, а роспаши и ржи наши». так, черные [т. е. государственные, не находившиеся ни в чьем частном владении] крестьяне очень ясно отличали право собственности на землю от права пользования ею". /Ключевский/
http://www.kulichki.com/inkwell/text/special/history/kluch/kluch36.htm ===========
Как-то странно слушать, что коммунистические идеи в Россию занесли большевики и заграничные мыслители... Вряд ли неграмотные русские крестьяне XVI века преп. Симеона Нового Богослова читали, да только и без чтения умных книжек нюхом знали:
"Диавол внушает нам сделать собственностью и превратить в наше сбережение то, что было предназначено для общего пользования" /43:135/ /Симеон Новый Богослов/
"Вещи и деньги в мире являются общими для всех, как свет и этот воздух, которым мы дышим, и сами пастбища неразумных животных на равнинах и горах. Все, следовательно, было установлено общим, для одного пользования плодами, но по господству (не дано) никому. Однако, страсть к стяжанию, проникшая в жизнь, как некий узурпатор, разделила различным образом между своими рабами и слугами то, что было дано Владыкою всем в общее пользование. Она окружила все оградами и закрепила башнями, засовами и воротами, тем самым лишив остальных людей пользования благами Владыки. При этом, эта бесстыдница утверждает, что она является владетельницей всего этого, и спорит, что она не совершила несправедливости по отношению к кому бы то ни было" (цит. по /43:134/)./Симеон Новый Богослов/
"Итак, каким образом, если они (владельцы), взяв что-нибудь или даже все из этих денег из страха угрожающих наказаний или в надежде получить сторицею или склоненные несчастиями людей, подадут находящимся в лишениях и скудости, то разве можно считать их милостивыми или напитавшими Христа или совершившими дело, достойное награды? Ни в коем случае, но как я утверждаю, они должны каяться до самой смерти в том, что они столько времени удерживали (эти материальные блага) и лишали своих братьев пользоваться ими" (цит. по /43:135/ /Симеон Новый Богослов/
http://chri-soc.narod.ru/posobie_8.htm ===============
"Они должны каяться до самой смерти в том, что они столько времени удерживали (эти материальные блага) и лишали своих братьев пользоваться ими" (цит. по /43:135/ /Симеон Новый Богослов/
Кстати, вот, ИМХО и правдоподобный ответ (или, по крайней мере, часть ответа), как христианство превратилось из светлой и весёлой религии нескончаемых чудес в "богословско-философский кружок" для без конца кающихся и никак никогда до конца раскаяться не могущих... разделилось на народное православие с его фонтаном чудес и "православие для попов и интеллектуалов", скучное и бесплодное...
==============
"..Каялись в России много, слишком даже много и обильно. И покаяние успело настолько стать привычным, чтобы сделаться позой, карикатурой, превратиться в горделивое самоуничижение, в эту самую изысканную и утонченную форму прелести духовной. Не тяжелым подвигом благодатного перерождения, а стилизованным настроением стало для нас подсчитывание и всенародное исповедание своих, а заодно и чужих, грехов; а добрые дела, достойные покаяния, заменились перенапряжением самобичующего и самообличающего голоса. Не о счете грехов идет речь, а о том, чтобы ужаснуться перед лицом происходящего, почувствовать всю двоящуюся загадочность бытия, прозреть реальность зла и искушений... Мы страдаем. Мы даже плачем, горько и неутешно. Но слёзы наши всё ещё - слёзы обиженного ребёнка, а не слёзы мужа, узревшего "смерть вторую" лицом к лицу..." /Георгий Флоровский, "Из прошлого русской мысли", М. "Аграф", 1998; стр. 55-56, "Разрывы и и связи"/
==============
СерьГа - "А что нам надо?"
http://www.youtube.com/watch?v=6qWoT1M8GfA