Прочёл: "Арий прибегает к испытанному способу, известному еще апологетам: он защищает непостижимую и неизменную сущность Отца, передавая Сыну заботы о сотворении мира и времен". (Стюарт Дж. Холл, "Учение и жизнь ранней церкви",
(*))
Подумал:
Конечно, "Афанасий категорически против утверждения ариан, что Бог не может соприкасаться с материальным миром, что Он создаёт Себе как бы посредника в творении. По мысли Афанасия, Логос - не посредник в творении, а Сам Творец". (см. протоиерей Николай Гундяев, Лекции по патрологии, 6, 3, 1
(*)) "Он не сотворен, но есть Творец" (Окружное послание против Ариан
(*))
Вот и у Афанасия Великого тоже заботы о сотворении мира и времён по сути переданы Сыну (Слову). Да и заботы о спасении человека и мира тоже. "Самим Словом совершено спасение", - писал, было дело, Афанасий Великий ("Свиток к антиохийцам"
(*)). "Мы же знаем, что пославший Отец пребыл в собственном качестве неизменяемого Божества, а посланный Христос исполнил домостроительство вочеловечения" ("О Соборах"
(*)).
Как и для Ария, для Афанасия Отец, было дело, оставался далёким, передавшим всё непосредственное общение с миром Сыну. Конечно, у Афанасия Сын был единосущен Отцу, но сам-то Отец оставался у Афанасия таким же бесконечно далёким от человека, как и у Ария.
==================
John Fogerty - Born On The Bayou (Live at Royal Albert Hall)
http://www.youtube.com/watch?v=7ZBiz7Cy200 Безбожно гнали патрипассиан
(*), но мы однако выжили, ура! Мы - это видимое предков, а предки - то невидимое нас.
(*) Наш Бог Родной
(*) нам и Отец, и Сын, и Дух Святой
(*). “Monarchiam tenemus"
(*). Amen. Аминь. Аминь. Аминь. "Звучит торжественная и всепобеждающая Осанна..."
(*).