Прочёл: Хилиазм - "это учение было отвергнуто большинством восточных богословов, начиная с Оригена". (Стюарт Дж. Холл, "Учение и жизнь ранней церкви",
(*))
Как и в случаях с "тремя ипостасями"
(*) и "самой по себе разумной душой"
(*), так и здесь Ориген оказался "новатором", "новатором" именно в кавычках, потому что на деле Ориген просто тянул в христианство идеи из загашников мирской мудрёности.
"
Для общей оценки учения Оригена следует заметить, что при действительном совпадении в известных пунктах между его идеями и положительными догматами христианства и при его искренней уверенности в их полном согласии, это согласие и взаимное проникновение религиозной веры и философского мышления существует у Оригена лишь отчасти, положительная истина христианства в ее целости не покрывается философскими убеждениями Оригена, который на половину, по крайней мере, остается эллином, нашедшим в эллинизованной религии евреев (сильнейшее влияние Филона) некоторую твердую опору для своих воззрений, но внутренне неспособным понять особую, специфическую сущность нового откровения, при самом решительном желании ее принять. Для мыслящего эллина противоположность бытия материального и духовного, чувственного и умопостигаемого оставалась без настоящего примирения, как теоретического, так и практического. В цветущую эпоху эллинизма было некоторое примирение эстетическое, в форме красоты, но чувство прекрасного значительно ослабело в александрийскую эпоху, и дуализм духа и материи получил полную силу, еще обостренный влияниями со стороны языческого Востока. Христианство, по существу своему, есть принципиальное и безусловное упразднение этого дуализма, так как принесенная им "добрая весть" относится к спасению целого человека, со включением его телесного или чувственного бытия, а через него и всего мира, т. е. со включением материальной природы: "нового неба и новой земли по обетованию Его чаем, идеже правда живет". Эта идея духовной чувственности, обожествляемой телесности или богоматерии, определяющая собой собственно-христианскую мудрость, была "безумием для эллинов", как видно и на Оригене...
Точно также во взгляде на значение смерти Ориген радикально расходится с христианством; для платонического идеалиста смерть есть вполне нормальный конец телесного существования, как недолжного и бессмысленного", - писал Владимир Сергеевич Соловьёв
(*).
При таком отношении к смерти Ориген несомненно должен был отвергнуть хилиазм. А вслед за Оригеном хилиазм отвергли и другие "платонические идеалисты", забредшие в христианство. "Преодолеть апокалиптические и хилиастические настроения, а также связанное с ними слишком чувственное, материалистическое представление о грядущем Царстве Божием, Августину, как и восточным отцам Церкви помогла эллинская философия - прежде всего платонизм. И это - несмотря на существенные различия, существовавшие между христианством и учениями Платона, Плотина, Порфирия и др." - писала Пиама Павловна Гайденко ("Апокалиптика, хилиазм и эллинская философия"
(*)).
=============
Юрий Гальцев - Ух ты, мы вышли из бухты
http://www.youtube.com/watch?v=oo8rEld6QY0