Прочёл: "Конец II в. отмечен в церковной истории так называемым монархианским движением. Оно направлялось - если можно так выразиться - против самого центра догмата о Св. Троице", - писал Василий Васильевич Болотов ("Раскрытие учения о Св. Троице в христианской письменности до Оригена")
(*).
Подумал: Монархианство вовсе не направлялось "против самого центра догмата о Св. Троице". Достаточно вспомнить, что саму трёхчастную крещальную формулу: "во имя Отца и Сына и Святого Духа" сделал общеобязательной никто иной, как монархианин - святой папа Каллист I
(*). Монархианство же направлялось "против самого центра" извращения догмата о Св. Троице, против учения о нескольких "самостоятельных бытиях"
(*).
"Многихъ любящихъ Бога и искренно преданныхъ Ему, - пишетъ Оригенъ ο модалистахъ [монархианах], - безпокоитъ то обстоятельство, что учение ο Лице I. Христа, какъ Логосе Божиемъ, обязываетъ ихъ веровать какъ бы въ двухъ боговъ, и вотъ они, чтобы сохранить веру въ единобожие, отрицаютъ самостоятельное, отличное отъ Отца бытие Сына и считаютъ Его темъ же Отцомъ, только съ другимъ именемъ". (Анатолий Алексеевич Спасский, "История догматических движений"
(*), глава "Монархианския движеиия конца второго u начала третъяго века..."
(*))
Что касается: "считаютъ Его темъ же Отцомъ, только съ другимъ именемъ", то св. Ириней Лионский пишет: "Один и Тот же Бог Отец и Слово Его" и порицает тех, кто "очень далеко отделяет Слово от Бога (Отца)"
(*). А св. Мелитон Сардийский возглашает: "Отец - как рождающий, Сын - как рождающийся... Сей есть Иисус Христос".
(*) А что до: "отрицаютъ самостоятельное, отличное отъ Отца бытие Сына", то тот же Ириней Лионский пишет: "Отец есть невидимое Сына, а Сын есть видимое Отца".
(*) Самостоятельное бытие - одно, единое, общее - Отца и Сына (и Святого Духа), - вот, что утверждает монархианство, а вслед за ним и Никейский собор, провозгласивший Троицу единосущную и единоипостасную: "едино существенно и истинно сущее Существо, едина Ипостась, которая говорит: «Я - Сущий», едина, а не две, чтобы не вышло двух начал"
(*). Было бы вообще великолепно, когда бы Никейский собор, вслед за Григорием Чудотворцем
(*), исповедал также вполне страстное Божество Библии
(*) и отверг языческого
(*) "абсолютно бесстрастного"
(*) "бога образованных людей". Но, увы, "образованные люди в библейского Бога не могут верить и не верят".
(*). Разве что бывают приятные исключения. Тот же Григорий Чудотворец, например.
(*) Это была проповедь 13-го октября 2014 (7523) года вождя Великой Октябрьской Христианской революции
(*) Внука Ильича
(*).
"Я живой памятник своих предков и их завет и надежда... ...во жлобах не состою".
(*). Дышу одним Духом с птицами
(*), мыслю одним Умом со зверями
(*) и, "высшая мудрость, - живу одной Жизнью с бабочкой и со звездой"(с) (
snowman_fedya)
(*) =========
ДДТ - Новая Жизнь
http://www.youtube.com/watch?v=BFK8PpPh1VQ Пусть услышат все народы: мы жить хотим и не тужить, а не кружить ins Sein zum Tode.
(*) Да! очень архаичны мы!
(*) Да! крайне низко материальны
(*), но мы единая огромная семья
(*) "Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы..."
(*) Кто это мы? Мы - это видимое предков, а предки - то невидимое нас.
(*) Уже не скопище разрозненных ходячих овощей
(*) и рождены не абы как, но чтобы сказку сделать былью
(*). Да воссияет Третий Рим,
(*) Русь Святая без конца и края!
(*) "Реальность физическая и, следует даже сказать, биологическая"!
(*) Божественное бытие в нашей плоти.
(*).
Прославим Троицу Родимую
(*), единосущную, единоипостасную, Непобедимую, Державную, прекрасную
(*) - Одну на всех: мы за ценой не постоим. “Monarchiam tenemus"
(*). Amen. Аминь. Аминь. Аминь. "Звучит торжественная и всепобеждающая Осанна..."
(*).