"У о. Булатовича встречается другая мысль, столь смутившая арх. Антония: "хотя и не сознательно призовешь имя Господа Иисуса, то все-таки будешь иметь Его в имени Своем со всеми Его Божественными свойствами".
Но ведь между несознательностью и механикой нет ничего общего. Глубины бессознательности - это глубины неисповедимой человеческой души, созданной по образу Божию. Мы знаем, что очень часто человек в своих бессознательных свойствах и в "тайных воздыханиях сердца" бывает бесконечно выше, глубже и чище своего сознания. Мы знаем, что нередко в глубине бессознательности у человека теплится вера в Бога и тоска по правде Его, когда все сознание его заполнено враждой против Бога и убежденным отрицанием Его. Поэтому, если и несознательно призовешь Имя Господа Иисуса, если сердце тайным движением и по темному инстинкту потянется ко Христу и заставит уста призывать спасительное Имя Его, в то время как сознание, увлеченное потоком и суетой жизни, будет обращено совсем на другое - и тогда милосердный Господь может особенно явно коснуться призывающего Его несознательно и через несознательность его просветить Своим светом и его сознание. И тогда сознание будет спасено бессознательностью. Христианство нигде не учит, чтобы спасало только одно сознание. Бессознательность может быть спасаема сознанием, - но и сознание может быть спасаемо бессознательностью, подобно тому как жена неверная освящается мужем верным, и муж неверный освящается женой верной". (Владимир Францевич Эрн, Разбор послания Святейшего Синода об Имени Божьем,
(*) Да, чрезмерный упор на сознание при одновременном принижении роли бессознательного уходит корнями ещё в те времена, когда в Византии было объявлено, что якобы "Бог не соединим с плотью"
(*) и что якобы "плоть гораздо хуже созданного по образу Божию"
(*).
А ведь "плотью я приближен к Богу..." - восклицал довизантийский св. Иларий Пиктавийский
(*)), у которого Бог был вполне соединим с плотью, настолько соединим, что "плоть Христа от соприкосновения с Божеством превратилась в «хлеб жизни» (cibus vitae), нечувствительный к страданиям..." "Всемогущая Сила (virtus) Слова как бы поглощала и сводила на нет болезненные ощущения Его человеческой природы".
(*) И там, где Бог вполне соединим с плотью, там воистину "хотя и не сознательно призовешь имя Господа Иисуса, то все-таки будешь иметь Его в имени Своем со всеми Его Божественными свойствами", там воистину "Бог нераздельно присущ Своему Имени".
"Наша собственная немощь", немощь человеческого сознания, "делает надежду мучительной; желание отчаивается, а вера слабеет". "Потому Слово Божие и стало плотью: в воплощенном Слове плоть смогла возвыситься до Слова… Не умалившись в своем Божестве, Оно стало Богом в нашей плоти… Плотью я приближен к Богу" (Иларий Пиктавийский, О Троице, 1, 1-13, цит. по: Оливье Клеман, "Истоки"
(*) Да! "Плотью я приближен к Богу". Само бессознательное, несознательное содействует спасению там, где сознательное немощно. Да придёт Царство Отчее, яко на небеси, и на земле
(*). Во Имя Иисуса Христа Назорея "я хочу, чтобы все были счастливы" (Цесаревич Алексий,
(*)). Аминь. Аминь. Аминь.
******
Образ: св. Иларий Пиктавийский
(*) ==========
Александр Ярёменко. - Я поднимусь
http://www.youtube.com/watch?v=EPrq-Vd35qI Дух сусликов, Дух бегемотов, Дух всей Природы Божьей во Христе во всей Её чудесной полноте и простоте! (*), Царь Небесный, Дух Святой, хорошо, что Ты со мной. (*) Ни вершка, ни корешка не оставь от византийского (*), нечистого душка (*), да воссияет Русская Пасха (*), Русский Мир, Мир как Тело Христово (*). Одна Природа - Божья, воплощённая (*). Аминь.
Ты, которую считали неживой, безличной тварью, на поверку оказалась самим Богом и Отцом. (*). "Звучит торжественная и всепобеждающая Осанна..." (*).