О Церковной святости и византийской самости....

Jan 11, 2013 12:32

Написали в личку следующее:

"давно хотел вам сказать, кстати, что идея личного спасения, или "приватизированных" мозгов, как вы говорите, идея типично новоевропейская (протестантская), которая просто не могла возникнуть в античности и средние века. Вы судя по всему судите о той эпохе по новоевропейским же (протестантизирующим) источникам. Один толковый старостильник (лурьист) даже выкладывал целый список святых выступивших за низвержение современных им императоров (причем не только еретиков). Если и возникало в тот или иной момент "марево холодных эгоистов" то это воспринималось именно как отклонение от нормы. Люди того времени (а тем более святые) очень хорошо помнили, что Церковь - свята, а святость всегда церковна (а не лична)".


Что сказать? В этом ЖЖ уже писалось, что "помимо административного ресурса, учение византийских отцов ещё более сильно было именно тем, что, несмотря на все уверения в обратном, откровенно льстило греховной самости" (см. http://off-roader.livejournal.com/1430706.html).

То, что "люди того времени (а тем более святые) очень хорошо помнили, что Церковь - свята, а святость всегда церковна (а не лична)", - это красивые слова, которыми столь богат и сам византийский период: факты же в том, что именно в то время в христианской среде было заявлено: "говорят: "Вместо ума достаточно Божества". Что же мне до этого?" (см. http://off-roader.livejournal.com/1429845.html) И это учение о якобы "недостаточности" Божества прошло в то время на ура, разве что не без поддержки административного ресурса.

Как прошёл на ура и рассказ о том, как Адам самостоятельно "нарекал имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым..." (Быт. 2, 20). Разве что через деликатнейшего Максима Исповедника, обладавшего дивным даром обходить острые углы (см. http://off-roader.livejournal.com/1423820.html), было, как бы даже походя и как бы даже "не об этом", замечено, что сам Господь Бог вовсе не желал, чтобы человек тут же бросался рассматривать видимое творение самостоятельно , но "прежде - что было весьма справедливо- познал через благодатное причастие Причину свою и через такое вкушение укрепил данное [ему] по благодати бессмертие в бесстрастии и непреложности, а потом уже, став как бы богом в силу обожения, безвредно и в безопасности вместе с Богом созерцал творения Божии и получил ведение о них как бог, а не как человек, имея по благодати одно и то же с Богом премудрое познание сущих, благодаря претворению ума и чувства к обожению". (см. http://kharkov.zachalo.ru/pagez/lsn/Wc1b6cd8e6fe96.htm) .

Но это было сказано как бы походя, как бы даже "не об этом" и одним только Максимом Исповедником. Самости же гораздо приятнее слушать многочисленные рассказы о том, как прекрасно Адам самостоятельно "нарек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым...", хотя в самой той самостоятельности впервые и проявилась т.н. "гномическая воля" (см. http://off-roader.livejournal.com/1418533.html), проявилось желание жить неким собственным персональным умом (ср. http://off-roader.livejournal.com/1420651.html)

Да и учение о том, что человеческая душа (в отличие от души кролика) - это не только энергия, но якобы ещё и некая сущность, имеющая жизнь в себе (sic!) (см. http://off-roader.livejournal.com/961977.html), тоже приятно почёсывало самость, особенно самость тех, кто находил некое особое удовлетворение в превозношении над кроликом.

В том-то и дело, что люди того времени (византийского), даже святые, не помнили, а то и прямо отвергли то, чем жила ранняя Церковь, когда верующие ещё не считали себя сколько-либо имеющими жизнь в себе и ещё не домогались иметь некие собственные приватизированные умы, поскольку сама объективная Реальность, данная им в ощущениях, показывала, что одного Божества на всех для полного счастья вполне и с избытком достаточно.

********
(образ отсюда http://www.zveryshki.ru/rabbits/page/3/. Там и ещё есть)

===========
Jefferson Airplane -White Rabbit
http://www.youtube.com/watch?v=WANNqr-vcx0

"Я мыслю, значит, существую", - говаривал Декарт, но счастье в том, чтобы реально жить, а не влачить существование, а значит, прочь "я мыслю" (см. http://off-roader.livejournal.com/1424866.html), и блаженны те, кто смыслят своим телом, разумным и живым, животворящим и родным, один на всех бескрайний космос Божий... (см. http://off-roader.livejournal.com/838776.html)

Византия Ветхая, Адам, разбор полётов христианства, Декарт, довизантийский период, Максим Исповедник, "Новая Реформация", реплика

Previous post Next post
Up
[]