Лоскутное одеяло

Mar 20, 2020 14:48

(Муж вспоминает про свою военную кафедру.)

Если у кого волосы касались воротничка или уши прикрывали, таких преподаватели не допускали к занятиям со словами «Да Рейган только рад, что ты пришёл на военную кафедру нестриженный».
«Пособник империализма» пулей бежал в ближайшую парикмахерскую, наспех стригся и летел обратно, чтобы получить в журнале запись хотя бы об опоздании (что означало выговор), а не о неявке (за неё выносили уже строгий выговор, и пара строгих выговоров - это отчисление с военной кафедры, что в свою очередь означало отправку в армию, а в армию товарищи студенты стремились не очень).

* * *


Стишок

Сыночек (лет восемь) интересуется у папы, знает ли тот стихотворение про осень.
- Конечно, знаю, - без запинки отвечает папа и бодро отчеканивает: Осень наступила - славная пора, и кричат мальчишки «ура, ура, ура!».
- А про зиму знаешь?
- И про зиму знаю, - также уверенно рапортует папа и без тени смущения декламирует: Зима наступила - славная пора, и кричат мальчишки «ура, ура, ура!».
- А про весну, - уже понимая, что услышит дальше, не унимается сыночек.
- И про весну: - отражает натиск папа, - весна наступила - славная пора, и кричат мальчишки «ура, ура, ура!».
И чтобы покончить со всеми временами года, сыночек задаёт контрольный вопрос :
- А про лето?
Ответ звучит столь же уверенно, хоть и предсказуемо:
- Лето наступило - славная пора, и кричат мальчишки «ура, ура, ура!».

А я, припоминаю, начала тогда размышлять про стишок в варианте осени: чему мальчишки радуются - в школу же идти, кончилось беззаботное время летних каникул. Не знаю, как у кого, а у меня осень в школьные годы была отравлена необходимостью каждый день учиться. Отравлено также было и время первых весенних ростков, потому что они означали скорый годовой экзамен в музыкальной школе.
Сбросить бы сейчас годки, окунуться в то не казавшееся беззаботным время и прожить в нём с теперешним сознанием хотя бы недельку. Да хоть денёк!

* * *

Нереалистичные планы (декабрь 2018)

Договорилась с сыном, что отдам ему свой телефон. Надо выкачать всё, чем я его забила, - рисунки, записи, снимки… По большому счёту ничего ценного, а всё равно жаль потерять эти большей частью недорисованные, недописанные образы-мысли… непричёсанные, неприглаженные… по сути просто настроения, или просто каракули. Расшифрую эти каракулистые строчки и выделю им жилплощадь здесь, в ЖЖ, - места свободного много, а учитывая, как часто я пишу, даже бесконечно много - не стеснят.

Наверное, нескоро ещё расшифрую - сын подумал и решил купить себе новый телефон.

* * *

Сознание толпы ≠ сознание отдельных людей, эту толпу составляющих

Так сложилось, что я боюсь больших скоплений народа. Если что-то пойдёт не так, скопление людей в считанные секунды превращается в неуправляемую, существующую по своим законам толпу. Довелось однажды выскочить из такой и наблюдать происходящее со стороны.
Это страшно. Тот, кто упал или оказался около стены, затаптывается или размазывается в кровь. Если, не дай Бог, кого-то вынесло на закрытые стеклянные двери, толпа будет выдавливать ими стёкла. Душераздирающие крики, вид крови никого не останавливают - никто никому ничем помочь не может, толпа несёт тех, кто пока остаётся на ногах. Конечно, через какое-то время сметающая всё на своём пути людская масса рассосётся - никто в здравом уме находиться в этой мясорубке не хочет и при первой возможности вырывается в свободное и безопасное пространство. Но пока это случится, бед давка успевает натворить немало.

* * *

Медленно, нежно, мелодично… неотвратимо?

Недавно узнала, что пристрастие к собирательству колокольчиков называется кампанофилией Довелось мне общаться с любителем колокольчиков, зная про его увлечение, даже привозила в подарок парочку: один из Индии (правда, знакомый опытным взглядом тут же определил, что это непальский колокольчик), другой из Таиланда. Об увлечении своём мужчина говорил просто: «Люблю колокольчики. Когда куда-то приезжаю, первым делом пытаюсь разузнать, где можно приобрести местные».
Я ещё подумала тогда: разве каждая местность имеет свои собственные колокольчики? А потом решила, что когда-то давно, видимо, так и было: мир был менее связан торговлей, транспортом, обменом информацией, и это порождало его разнообразие. Многие вещи было легче сделать на месте, чем везти за тридевять земель - вот и процветали в разных краях ремёсла со своими уникальными навыками, особенностями, традициями.

Это теперь открываешь дверь лавочки в провинциальном российском городке, и встречает тебя перезвон китайских колокольчиков. Звук их нежен, но как-то грустно слушать его в нашей русской (всё ещё русской) глубинке, кажется, что под мелодичный перезвон этот происходит медленное, но неотвратимое проникновение чужого, даже чуждого, в нашу обыденную жизнь. И этого чуждое, ласково и тихо захватывает всё больше и больше пространства, неторопливо, без суеты уничтожая всё, что здесь было до него, свойственно именно нам.
Но есть надежда избежать полного угасания собственной культуры - китайцы уже сейчас борются с коронавирусом богатеют, а когда станут совсем сытые, постепенно разжиреют, обленятся и как результат начнут искать тех, кто работал бы за них. Так у других цивилизаций появится шанс выжить. Путешествуя по Таиланду и Малайзии заметили первые обнадёживающие признаки - продаваемые в фирменных отделах кроссовки известных марок, изготовленные в Китае, даже на визуальном уровне уступают сделанным во Вьетнаме. Т.е. заказчики с именем уже сейчас не могут добиться от китайцев должного качества. Как потребитель я должна была бы расстроиться, а мне радостно - конечно, это ещё не полная сытость, но, может быть, китайцы уже устают работать на износ и мирное завоевание мира ими приостановится? Если нанять китайцев будет дороже, чем своих, начнут восстанавливаться производства, заработают заводы, фабрики, глядишь, и мелкие ремесленные мастерские подтянутся, возрождая народные промыслы . Побыстрее бы! Открыла бы я тогда дверь российской лавочки, и встретил бы меня на пороге перезвон валдайского колокольчика, а может касимовского, вологодского, тульского…

* * *

Как бомба

В банкетном зале столиков много, но громогласное «ха-ха-ха!» раздаётся только из-за того, где сидит этот человек. Вокруг тоже смеются, потому что это как бомба, осколки которой долетают до соседних столов. А те, до кого не долетают, немного завидуют оказавшимся в эпицентре взрывного веселья - им остаётся довольствоваться лишь мастерски приготовленными угощениями.

* * *

Театр на компьютере

Всё-таки в театр хоть изредка, а захаживать нужно, как ни дороги нынче билеты. Можно, конечно, и дома на компьютере посмотреть, если других вариантов нет, но часть энергетики будет неизбежно потеряна. Проверено. Даже видя прежде спектакль воочию и просматривая его потом на экране, ловишь себя на том, что только вспоминаешь некоторые ощущения, полностью через экран они не передаются, точнее сказать, не переливаются, потому что они как невидимые, но вполне материальные потоки, волны, идущие и со сцены и из зала. К примеру, сидишь ты в тёмном притихшем зале, свет на сцене приглушён, звучит печально-светлая музыка и вдруг на сцену в мистическом бело-голубом свете начинает падать тихий снег. Ничего, вроде бы, особенного, вот только в зале это тихое действо вызывало слёзы. А на экране всё пропало, хотя и музыка есть, и снег, и свет, да только ты не там, не в том тёмном притихшем зале, не внутри.
Но, как всегда, у минусов есть и плюсы: на мониторе крупным планом видна мимика актёров, выражение их глаз, и порой этот актёрский инструмент столь интересен и используется так выразительно, что заслушивает отдельного внимания. И здесь уже работа кинооператоров важна, поэтому телеверсия спектакля - это уже отчасти их мастерство, их талант вовремя увидеть и в правильном ракурсе.

* * *

Песня-полублизнец

Была в СССР-овские времена песня ВИА (вокально-инструментального ансамбля) «Цветы» под названием «Летний вечер» (почему была? её и сейчас помнят). В пятилетнем возрасте заслушивалась её, проигрывая на пластинке, причём нравилась она мне только до припева. Припев я терпела, прощая его казавшуюся надуманной подвывательность ради красоты мелодии куплета. А потом, став старше, услышала «Отель Калифорния» группы Eagles. И стало понятно, почему в «Летнем вечере» нравилось одно и не нравилось другое - что позаимствовали у «Отеля», то и нравилось. Надо было нашим музыкантам всё целиком с оригинала передирать и от себя ничего не привносить - перепели чужую песню и перепели - с кем не бывает. Выросла бы я, послушала первоисточник, удивилась «Ах вот чья это музыка!» и продолжила бы любить русскоязычную версию песни. А вариант с частичным плагиатом принёс разочарование: не очень-то радостно обнаруживать слегка замаскированное сходство, как будто разоблачаешь попытку выдать чужое за своё. А с другой стороны, напрямую исполнять хит американской рок-группы в советскую эпоху вряд ли получилось бы и, возможно, это был всего лишь способ извернуться и спеть понравившуюся песню в завуалированном от цензуры виде.

* * *

Охота на скидки

Правила охоты везде одни, и одно из первых правил - уметь ждать.
Когда хочется купить какую-то недешевую вещицу, а настойчивой необходимости в этом нет, нужно ждать скидки. Требуется запастись терпением, «подпустить» скидки как можно ближе и только потом кидаться. Сложность заключается в определении момента для броска. Бывает так, что цены на приличные товары снижают разово, а бывает, что и в 2-3 приёма. Если покупаешь слишком рано, то, увидев потом более низкую цену, расстраиваешься - эх, поспешила! А если упустить момент, то в следующий приход в магазин никакой распродажи может уже и не быть - ценник вернулся на исходный уровень - дождалась!
Опять же всегда надо помнить, что ты здесь не единственная охотница - тебя всегда могут опередить. Это как лиса охотится за рябчиком, все мышцы напряглись, уже готова кинуться, но в последний момент пикирующим броском её опережает ястреб. Конечно, лисице досадно - всё надо начинать сначала.
Мужчины над нами, женщинами, смеются, но, если посмотреть с экономической точки зрения, то отслеживая скидки, мы ведь сберегаем семейный бюджет. Впрочем, мужчины и на это возразят, что бюджет можно сберегать ещё эффективнее, если вообще не покупать то, без чего мы легко обходимся.

* * *

Подслушанный диалог:

- Мама, купи мне собачку!
- Хорошо, куплю. Вот пойдём в магазин игрушек и выберешь себе, какая понравится.
- Нет, я не такую собачку хочу.
- А какую? (мама делает вид, что не понимает)
- Животную.
Ответа я не услышала, видимо мама ребёнка задумалась: «животная» собака - дело серьёзное.

* * *

В большом строительном магазине, есть отдел, куда сгружают всякую всячину для дома и дачи. Сюда же выставили и новогодние ёлки.
- Ну что, какую выберем? - спрашивает стоящий рядом пожилой мужчина у своего внука. А внук маленький, года три, отвечает:
- С собачкой.
Тут и я с любопытством окинула взглядом ёлки, ища ту, что «с собачкой» - нет такой ёлки. Оба - и я, и дедушка - вопросительно смотрим на малыша, а он весь выгнулся и внимательно разглядывает потолок над собой. Переводим глаза по направлению его взгляда и… - и как тут не улыбнуться - там, среди множества скучных «взрослых» люстр, висит одна с нарисованной мультяшной собачьей мордочкой, жёлтой в чёрных пятнах. И мы с мужчиной смеёмся: всё-таки дети - жители совсем другого мира, они, маленькие, умеют видеть то, чего мы, большие, совсем не замечаем.

из дневника, мимоходности

Previous post Next post
Up