Довелось мне как-то побывать на остатках некогда секретного комбината по производству биологического оружия. Об этом конечно же тоже будет рассказ, но позже. Сейчас хочу вам показать вполне мирное производство, которое было построено на останках советского гиганта. Тут уже не было никакой секретности, делали спокойно «колеса», шприцы, еще что-то.
Все же не могу пройти стороной производство биологического оружия. Дело в том, что вся техническая часть осуществлялась в подземных лабораториях, а на земле был выстроен целый комбинат, выполняющий отвлеченный задачи. Так же тут выполнялись цели двойного назначения. Получается, что сегодня мы с вами заглянем в одно из таких зданий, которое являлась лишь ширмой, для основного производства.
Конечно же на входе был пост охраны, осуществлялся контрольно-пропускной режим. Но судя по всему, к этому вопросу относились довольно пренебрежительно, так как нет даже элементарных турникетов. Можно конечно предположить, что рабочие попадали в здание через другой вход, но у них не было замечено даже такого простого поста охраны.
Дальше мы попадаем в настоящую сеть коридоров, которая пронизывает все здание. Основной «тоннель» коридора идет по периметру всего здания, и образует квадрат. Внутри этого квадрата, т.е. в центре здания, располагались производственные помещения, в которые не вели ни одного окна. По внешнему периметру квадрата проходили сопутствующие помещения, кабинеты, раздевалки, душевые.
Планировка отличалась от этажа к этажу, от одной грани квадрата к другой. Так на одном этаже, в производственные помещения вели необычные круглые окна, больше напоминающие иллюминаторы. Толщина стекол в этих окнах несколько сантиметров, что намекает на необходимость выдерживать большие нагрузки.
С другой стороны, вход в это помещения запирался на герметичную дверь, а сверху организована мощная система вентиляции. Таким образом в этой части здания создавалась разряженная атмосфера, которая при открытии дверей препятствовала улетучиванию нежелательных веществ из помещения.
Пространство разных этажей было поделено на чистые зоны, и на обычные зоны. В чистых зонах проводились работы с веществами требующими высокой стерильности. В обычной зоне передвигались сотрудники, не занятые на данном производстве. Между зонами нашелся вот такой интересный шлюз.
Коридор, который ведет в «жилую часть», так я называю помещения где располагались раздевалки, комнаты отдых, душевые. Эти помещения создавались для людей, и тут даже просматривается некоторая изысканность. Конечно обстановка не шикарная, да и стиль далеко не оригинальный, но хоть какое-то отличие от остальных помещений.
Больше всего заинтересовали вот эти помещения, я сразу предположил, что в них раньше находились лаборатории. Каждые комнаты отделены друг от друга. Они имеют свой общий коридор, ведущий только в эти помещения. Большие окна способствуют проникновенную большому количеству света. А узкий коридор между внешней стеной и перегородкой «лабораторий» будто бы сделан для наблюдения за происходящим. Если честно, сейчас мне в голову пришла аналогия, что это система мне сильно напоминает зоопарк. По коридору ходят те, кто смотрят, за стеклом находятся питомцы, а с технической стороны осуществляется доступ сотрудников.
А вот так примерно это все выглядит изнутри, со стороны «лабораторных мышей». Обстановка прям советская, мебель, занавески, засушенный цветок.
Одно из помещений которое больше сохранило свой первозданный облик. Тут и печи, и центрифуги, и другие неизвестные мне аппараты.
Были обнаружены необычные весы, они вроде похожи внешне на обычные, которые все мы привыкли видеть в советских магазинах. Только вот шкала тут очень странная.
Конечно в любом советском, производственном здании не обходится без актового зала, или красного уголка. Тут проводили общие собрания, награждали, поздравляли. Вот только странно, что при довольно крупном производственном здании, актовый зал такой маленький. Неужели тут было так мало сотрудников.
Давайте перейдем в техническую часть здания, а именно в те помещения, которые находятся в центре и не имеют прямого выхода на улицу (ни окон, ни дверей). Именно здесь был организован конвейер по производству шприцов и лекарств, хотя насчет последнего сомневаюсь.
Часть станков имеет явно новый вид, и по всей видимости были импортного производства. Я даже предположу, что они жутко дорогие, поэтому очень странно, что их просто-напросто бросили.
Конечно можно заметить некоторую попытку консервации, аппараты завернули в пленку, которая должна была защищать от пыли и возможной влаги. Но этот процесс явно затянулся, здание по всей видимости стоит без отопления, кровля начала протекать, и все попытки сохранения пошли насмарку.
Более привычные моему глазу станки, громоздкие, неказистые, с кучей всего. Они будто лишены некоторого изящества, наоборот, всем своим видом выражают мощь и силу.
Большинство станков когда-то работали на гидравлике. Но из-за несоблюдения температурного режима, да и просто от времени, все шланги потрескались и масло вылилось наружу. Поэтому весь пол в этом цеху залит веретенкой, которая на деле оказалась очень скользкой.
Станки который на первый взгляд показались мне фрезерными, на деле оказались вакуумными выпрессовывателями, к тому же не отечественного производства. Предположительно использовались для изготовления шприцов. Других разумных идей по их применению у меня пока не возникало.
Следующее помещение. Не знаю специально, или просто использовали возможности, но тут станки стоят на некотором возвышении. Да и в целом, влажность в этой комнате гораздо ниже чем в предыдущей. А все масло из системы утекло в коридор, в прямом смысле, просто там уровень пола еще ниже. С учетом того, что в коридоре нет окон, а свет давным-давно там не работает, я, смело зайдя туда, по щиколотку ушел в «пол».
Конечно же производство и создание лекарств не могло обойтись без лабораторий и чистых помещений. К сожалению, теперь сложно понять, каким образом был налажен процесс, данные помещения оказались полностью пустыми.
Лишь белый кафель на стенах намекал на чистоту производства. Возможно раньше тут все было стерильно, как в больнице, сейчас даже сложно это представить.
История здания накладывает свои сложности, поди угадай, использовались ли эти помещения в производстве лекарств, или они были созданы лишь во времена биологического комбината, а в последствии пустовали.
Пока все что мы видели, это непонятные станки, пустые «лаборатории», и белые коридоры. С чего мы взяли, что тут когда-то производили лекарства. В одном из помещений нашлись целые залежи готовой продукции. Амоксициллин, антибиотик широкого спектра. Производитель совпадает с тем, что был указан на информационном стенде. Лекарства были произведены в 2005 году, т.е. это время, когда производство тут остановилось.
А это все пропавшая продукция. Срок годности 3 года, получается уже 10 лет как просрочены, я бы не стал такие применять.
Еще один показатель в пользу производства тут лекарств, присутствие аптечного склада. Ни на каком другом производстве я раньше такого не встречал. Кстати, это оказалась единственная закрытая дверь во всем здании, возможно там еще остались залежи готовой продукции. Но для нас это останется тайной.
Процесс любого производства - это довольно сложная задача. Для реализации требуется выполнение множества факторов. Для этих целей создаются специальные технические решения и службы.
И так, для полноценного функционирования требуется многое. Но для начала не стоит забывать, что мы находимся в довольно суровых краях, с холодными зимами. Именно поэтому в любом нашем здании просто необходимо отопление. Именно это помещение я определил, как бойлерная, хотя могу и ошибаться. В этом переплетение труб, баков и задвижек, очень легко запутаться.
Конечно для обслуживания этого всего требуется специальный персонал, а еще место где они будут базироваться. Так как мы говорим о временах советского союза, дефицита и производства, вышедшие из строя детали предлагалось создавать на месте, а не заказывать где-то. Для этого была выделена специальная мастерская, с необходимым набором станков и верстаков.
Еще один из важнейших пунктов производства, это электричество. Огромное количество станков потребляет очень много энергии. В большом здании множество ламп и розеток, а также другого электрооборудования. За этим всем надо следить и обслуживать, и лучше, чтоб этим занимался специалист. Именно поэтому на данном производстве было целое подразделение электриков. Щитовую к сожалению, забыл сфотографировать, но вот каморку рабочих не обошел стороной.
Еще в здании есть 4 лифта, только вот комнату обслуживающего персонала найти не удалось. Возможно для этих целей существовала заводская служба, которая обслуживала не только одно здание. Все же 4 лифта это не такой большой объем и при своевременном обслуживании они не обеспечат должную занятость штата лифтеров.
Следующие технические помещения расположились на чердаке. Для меня они показались немного странными, и я их охарактеризовал как система пожара тушения. Это резервуар, находящийся в наивысшей точки здания, из которого выходят трубы, быстро множатся, обрастают задвижками, и уходят в разные части здания. Хотя в моем предположении есть одно существенное несовершенство, а именно размеры бака. Он слишком мал для данных целей.
Хотя возможно их было больше, просто до наших дней дожили не все.
А вот эта конструкция мне напомнила котельную, точнее ее уменьшенную копию. Наличие бочек с маслом дает возможность предположить, что работало это все на отработке, что вписывается в мою теорию с котлом котельной. А два бежевых цилиндра показались похожими на советские тэны. Возможно таким образом было спроектировано обеспечение горячей водой.
Еще одно не мало важное для производства, это хорошая вентиляция. Тем более если на предприятия возможно следы загрязнения. Причем требуется как хорошая вытяжка, так и приток свежего воздуха. Приточная вентиляция была реализована на первом этаже, а на чердаке были установлены двигатели, которые обеспечивали отток. Таким образом была налажена циркуляция по всем помещении.
Так же важная структура любого предприятия, это бухгалтерия. Мало какое дело двигается без этих женщин, которые вечно пьют чай с печенками, у них постоянно что-то не работает, и они всегда заняты. Но их работы жизненно необходима любому производству.
Бухгалтерию на производстве, как правило, легко опознать. У большинства женщин есть одна особенность, они стараются сделать мир вокруг себя прекраснее. А так как бухгалтера это в основном женщины, тем более длительное время находящиеся в одном и том же кабинете, они пытаются его украсить. На основании этих выводов я решил, что кабинет с красными портьерными шторами, стопками документов в шкафах, и с засохшими цветами на подоконнике, есть не что иное, как бухгалтерия.
Ну и конечно никуда без начальства. Чем больше производство, тем больше начальников, и даже руководитель низшего звена, хочет иметь свой кабинет.
Кабинет мастера очень легко отличить от бытовки рабочих. Это конечно же письменные столы, документы, неизменный календарь не стене. А у рабочих все проще, в их каморке они отдыхают, поэтому там ничего не должно напоминать про работу. В идеале создать как можно более уютную обстановку, повесить эротичный плакат на стену, постелить скатерть на стол, возможно украсить что-нибудь пустыми пачками от сигарет. Идеально.
Это лишь часть подразделений необходимых для функционирования производственного помещения, не говоря о самом производстве. Есть еще структуры, выполняющие свои функции сразу по всему заводу. Например, как я уже говорил, лифтеры. Так же завод обычно обслуживает своя собственная пожарная часть, которая периодический проводит проверки в цехах.
А вот интересно, была ли раньше служба по обслуживанию часов на производстве. Их же по заводу довольно много, даже в этом здании я насчитал около 5 штук, это еще не известно сколько не сохранилось. По этим часам люди ориентируются, когда идти на обед, перерыв, окончание смены. Кто-то же должен сверять их работу, проверять точность. Мне кажется, чтоб предприятие работало как часы, эти самые часы должны быть точными до секунды.
Click to view