Рыба считалась одним из главных символов берберской богини Танит (наравне с рукой Фатимы-Марьян, лежащим полумесяцем и шестиконечной звездой). Cимволы эти сохранились практически в неизменности и до наших дней. Поразительно, что ни Римская Империя, ни христианство, ни приход арабов, ни европейская колонизация не смогли их уничтожить. Поэтому изображения рыбы повсюду можно встретить в тунисском доме. Даже перед тем как молодожены входят в новый дом, порог дома должна пересечь настоящая рыба.
Это порционная тарелка для кус-кус-а.
Этот набор для подачи чорбы. Чорбой тунисцы обычно называют крепкий рыбный бульон. Типа нашей тройной ухи, но сделанной из морской рыбы и с большим количеством специй.
В этой большой и глубокой тарелке, с диаметром около 50 сантиметров, кус-кус подают на стол.
Подобные посудины всяких разных размеров используют для воды, для специй, для хариссы, для всяких быстрых околохозяйственных нужд. Их необычная особенность состоит в том, что они выкованы из цельного листа меди.
На этих кувшинчиках для масла виден ещё один очень старинный символ. Это символ принадлежности к Карфагену (насколько я изучил этот вопрос). Название его у меня вылетело из головы - вспомню поди и допишу.
Подобные символы в виде металлических застежек использовали для ношения туники. Вот, например, очень типичный вариант, запечатленный на картине известного тунисского художника Александра Рубцова. Картина называется Душа Туниса.
Для разжигания углей в Тунисе используют особый веер - марваха. Это подобие флага сделанного из плотной ткани. Раньше ткань для флага делали из грубых растительных волокон. Теперь же чаше всего обходятся подходящей синтетикой. Небольшие разновидности этого веера используют и более привычным для европейцев способом - прекрасные тунисские девушки охлаждают им свое лицо в жаркое время года.
Для того чтобы нагнетать воздух в зону горения углей, веером просто помахивают в горизонтальной плоскости. К моему удивлению, способ этот очень эффективный. Даже отсыревшие угли легко поддаются.
Каждый раз смотрю на их узоры и удивляясь теряю способность ко всем логическим мышлениям:)
Угли обычно разжигают в Кеннун-ах.
Кеннун это такая особая чаша, предназначенная для приготовления пищи в жарких Средиземноморских странах. Разжигать огонь в домашнем очаге немножко дискомфортно, если на улице около 40 градусов. Поэтому народный гений и нашел выход в виде небольших переносных жаровень, наполняемых углями. Их легко установить где-нибудь в тенечке, скрываясь от жаркого солнца. Кеннун - это тунисское название. Возможно, что где-нибудь в Италии или Марокко используют другое. Надеюсь, что знающие сообщники смогут внести уточнения. Жаровни эти используют не только для приготовления пищи, но и для обогрева в холодное время года. Ими можно быстро нагреть небольшую комнату, кровать, да или просто ноги погреть.
История кеннунов довольно древняя. Говорят, что их изображения встречаются даже на мозаиках Карфагена и Древнего Рима. С тех пор, мало что изменилось в их конструкции и традиции использования.
Вот, практически в заводской смазке.
И немного поближе:
Особый изгиб и высота чаши позволяют горячим углям долго тлеть и не угасать. При этом массивная керамика нагревается и постепенно отдает тепло, даже когда все угли прогорели. Одной закладки углей хватает на 2-3 часа. Именно благодаря кеннунам, Магриб так славится своими блюдами долгого томления - теми, что в западном мире часто ошибочно, как я понимаю, называют тажинами. Поэтому, не одной русской печкой единой.
Использование кеннунов довольно универсально. Очень вкусными на них получается мясо и различные морепродукты. Нагретая чаша направляет-концентрирует поднимающийся ароматный дымок на готовящихся продуктах. Практически горячее копчение происходит.
Это одна из разновидностей тунисских тажин-ов (сковородок). Туристы с ними обычно не знакомы. Делают их в области под названием Сильяна. Там сохранилась особая технология, когда тажины не формируют на гончарном круге, а лепят руками. Керамика получается много-слоистая. Все кто в теме знают, как трудно использовать магрибскую керамику на современной кухне. Если будет сильный огонь, то она обычно трескается. Поэтому народ использует всякие "рассекатели" огня и стараются быть очень осторожными.
А вот тажины из Сильяны легко выдерживают даже самое сильное пламя газовой плиты.
Сначала их нужно подготовить к использованию на кухне. Весь процесс очень похож на подготовку чугунной посуды. Тажин держат на умеренном огне несколько часов и периодически смазывают маслом. Тажин начнет темнеть патиной "подсыхающего" масла.
Конечный результат такой, что все тефлоны сами просятся уйти из дома.
Кофейная машина:
Состоит из кеннуна и жеЗ/Жвы (тунисское произношение/арабское произношение) :
Настольный сосудик для оливкового масла:
Ну и напоследок просто красивый неформат: