Иногда просто мозг выносит: хочешь быть хорошим, а не можешь. Не получается. Как будто быть хорошим тебе просто не дано.
А может, понятие хорошести просто немного шире, чем тебе кажется?
Бог живет в тебе, Бог - это ты, такая, какая есть. Ему неинтересно смотреть, как ты пытаешься изображать из себя кого-то другого, кто, по твоему мнению, соответствует идиотским представлениям о том, как должна выглядеть и вести себя высокодуховная личность. Всем нам почему-то кажется, что, чтобы стать просветленными, необходимо внести массивные, драматические изменения в свою личность, отречься от собственной индивидуальности. Это классический пример того, что на Востоке называют ложным мнением. Свамиджи говорил, что недовольные собой каждый день находят что-то новое, что им хотелось бы изменить, однако обычно это приводит не к умиротворению, а к депрессии.
Элизабет Гилберт "Ешь. Молись. Люби"
Любить - видеть человека таким,
каким его задумал Бог...
Марина Цветаева
Знаете - не в тему, но все же в тему - что такое рай в одном из моих теологуменских пониманий? Осознать себя, как будто проснуться и осознать себя в этом свете, тепле, радости и любви, ощутить себя по-настоящему, вдруг понять - каким ты был задуман и как прекрасен этот замысел Божий о тебе... увидеть Вселенную, которая на самом деле дарована Богом тебе и для тебя, а не ты перед ней - жалкий, маленький червяк... задохнуться от того, что ты - есть! - обернуться и увидеть Его.
А Он просто стоит и смотрит, как ты задыхаешься и смеешься,
и плачешь от счастья обретения себя.
И счастье в Его глазах превосходит твое счастье.
la_cruz
Великий пост. Погружение без акваланга Мамы разные нужны,
Мамы разные важны.
С. Михалков
Когда читаешь Евангелие, невольно бросается в глаза, насколько разные люди писали их. Обстоятельный подробный Лука, создавший целый роман в письмах достопочтенному Феофилу, - и краткий чуть ли не до сокращений в словах Марк. Так и видится, как он урывками записывал за стремительным Петром (кр сестр тал). Аккуратный практичный Матфей и глубоко мистический Иоанн. А послания апостолов? Ироничный Иаков, конкретный Иуда, воинственный и категоричный философский Павел...
Но все они были едины в одном: они были учениками Христа.
Как же часто у нас сегодня там и тут разгораются богословские споры между единоверцами! А причина этих споров заключается в забвении простой истины, сформулированной блаженным Августином: "В главном - единство, во второстепенном - свобода, во всем - любовь". Не может, ну не может быть единства во всем. И, что самое интересное, не должно.
Господь сотворил людей разными. В этом Его дар, в этом наше счастье. Мир клонов скучен. Однообразие убивает.
Но раз за разом встречается у людей одна и та же ошибка.
Человеку с детства прививают какие-то идеалы. Он смотрит вокруг и видит: какие-то люди ему нравятся, какие-то нет. Так, из воспитания и личного опыта, формируются жизненные идеалы и ориентиры. И дальше капитально важно суметь не подменить понятия. Важно, чтобы ориентир не стал кумиром. Чтобы идеалы не сломали личность.
А ведь так бывает, и довольно часто.
Живёт человек и уверенно всем заявляет: обязательно нужно, чтобы после А следовало Б. И тут вдруг у него самого складывается ситуация с тем самым А. И он внезапно понимает, что, конечно, Б - это правильно, со всех сторон правильно, но он, конкретно этот человек, не может обеспечить это Б. Он может обеспечить только Ю. А ведь всегда, во всех своих рассуждениях человек этот был уверен, что именно Ю как раз и не должно после А следовать! Ни в коем случае!
И человек начинает тревожиться. Как же так. Несоответствие идеалам! Он не такой, каким должен быть. Начинает искать себе оправдания. Может даже найти единомышленников, которые тоже попали в похожую ситуацию и были вынуждены признать пресловутое Ю после А, З, Ш и даже - страшно сказать - после Й.
Но, несмотря на наличие друзей по несчастью, человек продолжает чувствовать алфавитный дискомфорт. Ведь основная масса тех, к которым он так хотел относить и себя, продолжают утверждать, что если после А следует что-либо, кроме Б, - это не просто не комильфо, но ещё и анафема да будет.
Ну вы понимаете, как это бывает в реальной жизни. Девушки в брюках, прорывающиеся в храм сквозь сомкнувшиеся ряды православных традиционалистов - один из самых попсовых примеров. Если ты не имеешь приход - ты не православный. Если ты веришь в эволюцию - ты не христианин. Если ты занимаешься сексом до брака - чувак, без шансов, тебе место в аду. Ты не осуждаешь аборты и смеешь сомневаться в решениях Вселенских Соборов? Ну тут вообще говорить не о чем.
Я привела церковные примеры, но сколько их таких за рамками религии.
Подростки, бросающиеся с крыш из-за того, что в классе кто-то богаче/умнее/популярнее их.
Взрослые, страдающие депрессией из-за отсутствия удовлетворения собственной жизнью.
Почему это происходит? Почему люди упорно идут понравившимся путём - даже не задумавшись: а их ли это путь?
Бог создал нас разными. Героиня фильма "Ешь. Молись. Люби" Лиз в результате долгих духовных поисков приходит к выводу: Богу не нужно, чтобы она ломала себя в угоду каких-то представлений о правильности. Богу нужна она - такая, какая есть. Не просто так ведь Он создал её - такой.
И это же настолько очевидно!
Мы любим людей не за их достижения. Точнее, за достижения тоже - но это не главное. Мы видим в них образ Божий, образ Любви как таковой. Любить - это видеть человека настоящим, без маски. Таким, каким его создал Бог.
А как можно любить человека, который бежит от себя? Который стремиться переиначить данное Богом, отречься от себя самого?
А разве можно полюбить самого себя, если ты себя потерял? Если ты - это плод тщетных усилий слепить из себя своё собственное представление об идеале? Идеал, может, и хорош, но что делать, если он не имеет ничего общего с тобой настоящим?
Человеку неуютно в шкуре этого идеала, человека гложат несоответствия. Здесь и чувство вины, и мысли о невозможности счастья - такого, каким человек себе его представляет, и страх, попытки убежать от самого себя куда угодно - только бы отпустило. Человек впадает в уныние - состояние души, - следствием которого является депрессия. Состояние и души, и тела.
А всё это чаще всего происходит из-за очень, казалось бы, благочестивого порыва: желания быть хорошим.
Просто тут есть одна маленькая поправка: чтобы быть хорошим, не обязательно не быть собой.
Вчера был совершенно удивительный праздник, Благовещение. День Девы Марии. Чистой, светлейшей, удивительной женщины. Она была настолько смиренна и свята, что удостоилась великой чести: стать Мамой нашего Господа.
Но есть и ещё одна Мария. Совершенно другая, духом и делом.
Это Мария Магдалена. Та сама, которую в католичестве считают покаявшейся проституткой. Православные на сей счёт не определились, т.к. в Библии нет конкретно этой истории, сказано только, что Иисус изгнал из Марии семь бесов. Но судя по всему, Мария Магдалена всё-таки не была святой изначально. Не было в ней ни тишины, ни спокойствия Девы Марии. Взбалмошная девушка, порывисто плачущая у гроба о любимом Учителе.
Но не Деве Марии, пречистой Матери, а именно ей, ярко пламенеющей Магдалене, первой является воскресший Христос.
Мы все разные. Кто-то воин по натуре, а кто-то миротворец. Кто-то умеет говорить, а кто-то слушать. И это совсем не значит, что кто-то лучше, а кто-то хуже!
Важнее всего не приблизиться как можно плотнее к навязанным обществом или кем-то ещё идеалам, - а найти себя. Познать себя. Понять замысел Господа о себе. И почувствовать самое настоящее счастье.
Ведь согласно концепции христианства, мы созданы для блаженства - не там, после смерти, а уже здесь и сейчас.
И разве это не счастье: понять, что всё! Не нужно больше себя ломать! Не нужно пытаться влезть в 35-й размер обуви со своим 40-м или наоборот, ковылять в 46-м. Можно и нужно жить, будучи собой.
Мы разные - и в этом тоже счастье. Однообразие лишает всякой радости. А одна из заповедей, которую Иисус постоянно повторяет - вплоть до Тайной Вечери, до кануна Своего распятия: "Радуйтесь!"
Мы добрались до середины поста: началась Крестопоклонная неделя.
В православных храмах из алтаря выносят крест и кладут на аналое посередине храма. Поётся песнь Честному Кресту:
Кресту Твоему поклоняемся Владыко,
и святое Воскресение Твое славим.
Господь шёл на крест - за всех. За тихих и шумных, за практиков и философов, за олухов и отличников, за добросовестных и безалаберных, за благодарных и легкомысленных - за всех. Потому что мы все дороги Ему, именно такие.
И теперь нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.
Он собрал под крыльями Своего креста всех - своей любовью. И здесь, у Его креста, не так уж принципиально, насколько и в чём мы разные, если мы едины в одном: в любви, которая есть Бог.