Побочный продукт работы с метрическими книгами г. Санкт-Петербурга, 1790-е годы, первая половина. Улов общий, мой и Мышин, от Мыши здесь еще немного г. Ямбурга Петербургской губернии. Мышь искала Ентальцевых, вернее, Лисовских, жена декабриста Ентальцева Александра Васильевна - урожденная Лисовская, дочь чиновника уездного города Ямбурга. А я на
(
Read more... )
Один знакомый мне старик рассказывал, что когда-то давно, во время его молодости, лет пятьдесят назад, он искал на Петербургской стороне квартиру, прочел на воротах довольно опрятного домика надпись: дом отставного арапа NN -- и постучал в ворота.
(NB. Тогда колокольчиков у ворот домов Петербургской стороны не было, да и теперь не везде есть эта роскошь.)
На стук моего знакомого вышел из калитки седой старичок в белом халате и таком же колпаке, что, при необычайной белизне лица, делало его очень похожим на альбиноса.
-- Что вам угодно?-- спросил белый старичок.
-- Мне нужно видеть хозяина дома,-- отвечал мой знакомый.
-- Я сам хозяин, к вашим услугам,-- и альбинос приподнял колпак...
-- Вы... хозяин?!.
-- Точно так.
-- Так вы... вы господин арап?
-- Точно так.
-- Извините меня, я думал... я привык...
-- Ничего. Что вам угодно?..
-- Я ищу квартиры; у вас, кажется, есть.
-- Прошу покорно.
Белый арап повел моего знакомого смотреть квартиру, но квартира менее занимала моего знакомого, нежели мысль: отчего арап так побелел? Положим, от старости голова побелела, так рожа должна бы остаться черна, как сапог, а то и рожа белая?! Думал, думал мой знакомый, ходя из комнаты в другую, и, наконец, кое-как обиняками, тонко и вежливо дал заметить альбиносу свое удивление, отчего, дескать, у него такая белая рожа.
-- Это не вас первых удивляет,-- спокойно заметил старичок,-- я стал арапом собственно по благоволению начальства.
-- Начальства?
-- Точно так. Вот изволите видеть: я служил просто истопником, а как пришло время выходить в отставку, жена и говорит мне: "Григорий Иванович, просись, чтоб тебя отставили арапом: ведь арапам пенсиону вдвое больше". "Штука!" -- подумал я и пошел к начальнику, попросил как следует, представил резоны, жена, дескать, дети... Вот он, спасибо, был добрый человек, представил меня арапом, и отставили меня с арапским пенсионом, а лицо-то у меня -- какое бог создал, милостивый государь!.. После меня еще человека три вышло в отставку тоже арапами.
-- И все белые?
-- Точно так.
-- Где же они?
-- Живут здесь, неподалеку.
Reply
Leave a comment