Петербургские метрические, 1790-е, улов

Apr 20, 2020 19:23

Побочный продукт работы с метрическими книгами г. Санкт-Петербурга, 1790-е годы, первая половина. Улов общий, мой и Мышин, от Мыши здесь еще немного г. Ямбурга Петербургской губернии. Мышь искала Ентальцевых, вернее, Лисовских, жена декабриста Ентальцева Александра Васильевна - урожденная Лисовская, дочь чиновника уездного города Ямбурга. А я на досуге отправилась искать семейство Муравьевых-еще-не Апостолов, нашла много, развесисто и богато, понята, что Иван Матвеевич Муравьев всегда, даже в молодости, умел удобно устраиваться,:) выяснила, какая связь между Кашкиныими и Муравьевыми, по ходу нашла наследственную чахотку по женской линии, ухватила целый пласт информации, которой еще никто не видел, не пока непонятно, что с ней дальше делать.:)
Заодно посмотрела, как выглядит город Петербург в первой половине 1790-х; изумилась, насколько он отличается от привычной мне Москвы. Внезапно здесь тоже глубокая архаика, но иная, по контрасту она кажется даже глубже московской. В Москве никто никуда не торопится, живут обыватели в своих маленьких деревянных домиках с палисадничками, зажигают Четверговый огонь в маленьких посадских церквях, текут ручьи весной, гремят колокола на Пасху, цветут вишни в тех палисадниках, "и так будет всегда" до сентября 1812; не буду спорить, я люблю Москву, поэтому пристрастна.
Петербург совсем другой. Церквей в нем по сравнению с Москвой немного, поэтому приходы большие и метрические здоровенные. Приходы внятно корпоративный - солдатские, адмиралтейские, дворцовые слободы, люди соответственно тоже другие, кормятся там или от дворца (это, я вам скажу, целое градообразующее предприятие, так что Петербург - единственное известное мне на тот момент место, где у женщины может быть отдельный от мужчины статус, не чья-то там жена, а какая-нибудь придворная кастрюльница:)) - или от армии и флота, в процессе кормильцы женятся и обрастают семьями с тем же военным статусом. Кажется, что чуть ли не полгорода сообразует свою жизнь со звуками барабана и флейты.
В Петербурге, как и везде, есть чиновники, по сравнению с Москвой их, наверное, даже больше, но на фоне солдат, матросов, военных мастеровых и дворцовой обслуги они даже как-то теряются, хотя только в Петербурге можно встретить такого, скажем, зверя, как сенатский курьер.:)
В Петербурге множество людей, чей статус вообще нельзя определить: "вольная девка", "вольный немец", "португальской нации купец" и т.д. На семи ветрах, на перекрестке дорог, плавильный котел, в котором что-то наверняка выплавится, просто сейчас еще не видно, что…
В Москве никто не пишет "вольный", там традиция хранит связь между нынешним вольным и тем, кто человеку эту вольную дал: "отпущенный на волю от князя Шаховского крестьянин…", и пока этот крестьянин не запишется в цех, мещанство или купечество, его официальный статус будет тянуть за собой бывшего владельца. Свободнее ли в этом смысле Петербург? Не знаю, но точно что мобильнее.
Однако я заявила тезис об архаике. По контрасту эта архаика оказывается очень заметной. В Москве, конечно, есть богатые дворянские дома, усадьбы, смахивающие на дворцы - Бутурлины, Пашковы, Воронцовы, Барятинские старшей ветви. Петербургские богатые усадьбы в метрических выглядят даже не дворцами, а феодальными замками. Когда читаешь внимательно несколько лет подряд, понимаешь, что половина записей в метрической могут составлять записи по одному такому замку, записи начинаются однотипно: "Дому генерал-порутчика /через "т", да/ Аристарха Петровича Кашкина у служителя…" Мелькают еще какие-то дворяне, присмотревшись, понимаешь, что они все тоже "дому генерал-порутчика Кашкина", и когда все садятся, скажем, к обеду, не факт, что вышеупомянутый очень немолодой генерал-поручик внятно опознает, кто все эти люди.:) В Москве скажут "генерал-поручика такого-то у дворового его человека…", и ни у кого не будет столько челяди, так что метрическая даже не пытается различать, крепостные этот или вольнонаемные. И таких "замков" есть в каждом приходе, кроме окраинных, часто и не по одному. А когда вышеупомянутый генерал-поручик умрет, вдова его будет писаться "вдовствующей генерал-поручицей", и так в этом статусе и останется, и это норма, всех сановных вдов так пишут, каждая вдовствует в своем замке, не совсем, конечно, как императрица, но тоже со значением.:)
А еще они по-другому говорят, так что, похоже, речь москвича от речи петербуржца того времени на слух отличалась очень заметно, я не подозревала, насколько сильно. "П" вместо "б", поэтому "леп" а не "лейб", в том числе "Пориса" вместо "Бориса", надо сказать, этого жениха Джульетты я распознала далеко не сразу.:) "Шелеметьева" вместо "Шереметьева", никогда через "р". "Матроза", никогда не "матроса". Мыши однажды встретился через "с", я подумала, что пишет кто-то пришлый, не петербуржец. "Ундер". Всегда ундер, унтер - никогда.
В общем, вот они, посмотрите и вы на них тоже.:)

Чиновники:
"Находящегося не у дел канцеляриста Ивана Строителева"
"Правительствующего Сената геодезии капитан"
"Правительствующего сената живописный мастер Иван Иванов, 35"
"Государственной коллегии иностранных дел инвалид". Между прочим, женится.

Военные:
"артилериского барбардирского полку"
"бобордивской роты барабанщик"
"Санкт-петербургского арсенала секретный ученик"
Солдат может быть от чего угодно:
"святейшего Синода солдат", "медицинской коллегии солдат", "придворный солдат" и даже "театральной дирекции солдат"
"маэор Каменного острова управитель"
"Ладожского канала отставного солдата Трофима Шлюхина жена..."
"Артиллерии фурштата утопшей капрал Анд(рей) Трубицин, 16 лет" (это у него должность такая...)
"греческой гимназии сержант"
и их дети:
"вольного гусара дочь..."
"придворного гусара дочь..."

"Санкт-Петербургского Воскресенского моста матроз" /утонул, кстати/

Кормящиеся от дворца:
"Придворной камар цалмейстерской конторы кроватный ученик"
"Придворного канфетного подмастерья сын..."
"Придворная кострюльница вдова Фекла Егорова, 48 лет, чахоткой"
"Придворного гайдука..."
"Придворного арапа Ивана Алли сын Михаил"
"Придворный водошный ученик..."
"Придворный подпорутчик"

Есть крестьяне, но они тоже очень странны:
"Крестовского острова крестьянин" /Крестовский остров - это район великосветских дач, как там может быть крестьянин?/
"Города Ямбурга в карчме умер мимопроходящий города Вытегра крестьянин Иван Федоров, 55 лет, чахоткою".

Просто странные люди:
ум. "Города Ямбурга убогая девица", 85 лет, старостью
"Придворного театра воспитанница Дария, 2 года"
Купец Алексей Петров Безценный.
"московского цеха фершального мастера..."
"цеховой мастер Ермолай Иванов сын Хек..."

(Кстати, обратите внимание на родительницу: "города Ямбурга штаб лекаря Ивана Иванова служащей сиделки Пелагии Архиповой незаконный сын"; крестил Иван Иванов и крестьянка.
Это где-то около 1790 г., но уже может быть "служащая сиделка", причем не в Петербурге, а в уездном городе!)

В Петербурге, как и повсюду, жители вступают в брак, и метрические это фиксируют в соответствующих разделах:
"Об Ракосочетавшихся". Ко второй странице Б переехала на место, наверное, объяснили, что с раками тут никого не венчают...
или "о бракосочатавающихся"

Браки, столичный интернационал:
"...понял за себе дочь вольно живущего умершего иностранца немца..."

"Швейцарской земли купец Фридрих Ензель содержащей каталицкой закон отрок, камер-юнкера Петра Стефанова с крепостною а потом отпущщенною от него на волю девкою Авдотьей Ефимовой. Поручитель: Вологодского пехотного полку сержант..."

Андреевский собор, 1809 г.
Грузинский дворянин Захар Сулханов с французскою уроженкою, пятого егарского полку умершего порутчика Рубцова женою вдовою Софьею ивановой, он первым, а она вторым браком.
Поручитель по женихе и невесте: Грузинский царевич Давид".

(Вах!)

Там же, тот же год:
Португальского купца Денша Петраво крепостной дворовый человек Дементий Иванов, умершего в городе Оранембауме крестьянина Ивана Ларионова с женою вдовою Михайловою (Так!)...
Поручительница по женихе и невесте: португальского купца жена Параскева Адамова Лопес.

"вдовствующая полковница Елисавета Лаврентьевна Алберхша" /знаю я эту даму, она Альбрехт вообще-то/
"Шлюшенбургской купец..."

архив

Previous post Next post
Up