Собрались как-то восемь мужиков пройти реку Парлунг-Цангпо в Тибете. Сплав (катамараны) был практически первопрохождением, т.к. до этого на реке была только экспедиция американских каякеров, которые не сделали сколько-нибудь подробного ее описания. Под катом 34 фотографии одного из тяжелейших дней похода.
0. Место действия обозначено не карте. Река Парлунг-Цангпо берет своё начало на территории государства Тибет в озере Раву на высоте 4000 метров. На протяжении 230 километров теряет 2000 (!) метров в высоте и вскоре после слияния с Йигонг-Цангпо ("Цангпо" по-тибетски - река) впадает в великую Брахмапутру в середине легендарного участка, называемого Великим Поворотом,- полностью закрытой зоны.
1. В тот (уже не первый) день похода, 22-го октября 2011 года, я проснулся в своем спальнике под наскоро натянутым предыдущим вечером тентом. Выбора в плане места стоянки вчера у нас не было, поэтому пришлось расположиться прямо на камнях, т.к. палатки ставить просто некуда.
2. У дежурных подъем на полчаса раньше. Пока они готовят завтрак, остальные либо досыпают, либо занимаются своими делами.
3. Вскоре после подъема начался обильный снегопад. Мы еще выше трех с половиной тысяч, и температуры здесь в конце октября невысокие.
4. Переодеваться при такой погоде в мокрую и замерзшую сплавную одежду - то еще удовольствие. Но зато с самого утра бодрячком :)
Раздобытые у самого дьявола Генштабовские карты местности и спутниковые снимки предвещали в этот день множество порогов. Стряхнули снег - и вперед!
5. Это, вот, катамаран "Зайка" - меньший из двух - прорубается через снега. Пока один катамаран проходит порог, экипаж другого страхует и снимает его.
6. А здесь очень жестко расклинило между камнями нашего "Мальчика" - чуть продольную трубу набегающим потоком не сломало.
7. Рубилово в одном из порогов. Водоизмещение нашего ката - 4 тонны, между прочим.
8. А вокруг стоят высоченные снежные пики. Иногда до семи тысяч.
9. В верховьях очень холодно, поэтому основной задачей было как можно быстрее сбросить высоту. Двадцатью километрами выше по реке параллельная нашей группа из Москвы и Рязани (так уж совпало, что шли мы этот маршрут частично вместе), отказавшись от сплава по такому дубаку, лепила в этот день снеговиков на стапеле.
10. На каждом катамаране, как видно, по четыре человека. Один из них - капитан - отдает команды, определяя линию движения. На фото мы рубимся в очередной "
бочке".
11. При сплаве виды вокруг постоянно меняются. Тибет чертовски разнообразен и красив!
12. Стоп-кадр с камеры на моем шлеме. Вот так иногда выглядит реальность носового гребца.
Замечу, что камера располагается сантиметров на двадцать выше уровня глаз ))
13. Неопреновый гидрокостюм, каска, спасжилет, карабин на плече, стропорез, герметично упакованные спички - обязательный набор на воде. Моя довольная рожа.
14. Вообще, весь день было пасмурно, шел то снег, то дождь. Но днем ненадолго выглянуло солнце.
15. А дальше началась настоящая жесть. Это порог, впоследствии названный нами "Неваляшкой". Большой камень перегораживает русло, разделяя реку на два потока. Прямо после порога небольшой, но не проходимый по берегу и непросматриваемый каньон из вертикальных скальных стенок. В его конце видно только перегиб реки, а что за ним - непонятно. Экипаж "Зайки" решил пойти первым. Мы встали на страховку. Мужики очень хотели угрести вон туда, налево, но у реки было иное мнение…
16. Водорасход в реке в этом месте - под 200 кубометров в секунду. С таким уклоном реки - это бешеная мощь. Как ребята ни бились, их все же утащило в правую протоку, где они и слились кормой вперед, что, в общем, не так и плохо. Главное правило всех моряков и сплавщиков - "Нос на вал (бочку)", а поскольку катамаран симметричен, прохождение препятствий кормой вперед, в случае чего, явление довольно частое - главное держать катер параллельно течению. Падали ровно, все уже, было, расслабились...
17. Но под сливом их очень жестко зажевало и перевернуло через борт.
18. Двое сразу вылезли в периметр перевернутого ката, двое шли самосплавом. Брошенные им страховочные веревки (т.н. "морковки") они не поймали, и в таком виде их утащило в каньон. Мы тут же ринулись к своему катамарану, но через долгих, очень-очень долгих и напряженных 10 минут мужики отзвонились по рации и сказали, что их протащило еще по двум мощнейшим "шестерочным" (шестая категория - высшая категория сложности для препятствий и маршрутов по шкале, принятой в СССР) порогам. Все живы и здоровы, хоть двое из них и шли все это только на спасжилете.
19. При таком раскладе нам оставалось только идти самым левым вариантом, что мы и сделали. Все шло хорошо, зашли в порог идеально, но при выходе на основную струю мы упали в огромных размеров бочку. Наш катамаран - 4 тонны водоизмещением, 5 с лишним метров в длину и 500 кг. весом - кладет через правый нос (!), и мы тоже уходим в каньон в перевернутом виде. Первая моя мысль при киле: "КАК?! Неужели и МЫ ТОЖЕ?!"
(фото: стоп-кард с камеры параллельной группы, подошедшей к нам прямо после первого оверкиля)
20. Тут я галантно прошу Рому о том, не соизволит ли он несколько поторопиться при вылезании на перевернутый катамаран (одно из правил безопасности, написанное кровью) - мне тоже очень хочется успеть до начала следующего порога (назвали позже "Русскими горками").
21. Вылезли, попытались зачалиться к берегу на перевернутом кате - не получилось (да и некуда - вокруг вертикальные стенки каньона). Закрепились хорошенько в периметре - и поехали по здоровенным, размером чуть ли не с трамвай, бочкам. Одного бойца смыло в первой же плюхе - вода очень мощная. А это, вот, Макс, сидящий напротив меня.
22. Вообще, переворот сплавного средства - штатная ситуация. Но не на такой реке.
После первого порога нам удалось зачалить кат к берегу. Экипаж первого ката поймал смытого бойца ниже по течению - жив, курилка ))
23. Постановка на ровный киль груженого катамарана-четверки - непростая задача. В пороге у нас совершенно непонятным образом вымыло веревку из специального кармана, но дорогущие камера и штатив, привязанные с самого верха, остались, слава богу, на месте.
24. Руководитель похода за написанием лоции реки.
25. Бегаю на просмотре очередного порога.
26. Сил у команды на сегодня уже не осталось - ни физических, ни моральных. Да и достаточно уже приключений на этот день. Поэтому очередной порог в т.ч. по ряду дополнительных причин решено было обнести по берегу. Тащим.
27. За поворотом - совершенно адовый порог, на обработку и частичное прохождение которого на следующий день нам понадобилось более четырех часов. Поэтому встали лагерем здесь, прямо на камнях.
28. Адмиральский набор: карты, GPS, рации, документы и кофе ))
29. Дежурные сразу же приступают к приготовлению ужина.
30.Поскольку идем мы без горячего обеда - вместо него у нас сухой перекус - ужин состоит из двух блюд: супа и горячего.
31. А это, вот, аперитив и закуска, чтоб мужики смогли дожить до ужина.
32. Здесь, как и на прошлой нашей стоянке, палатки ставить негде. Митрич с Димой ушли выше по склону и часа два прорубали себе три квадрата под палатку на отнюдь не горизонтальной поверхности. Макс, вот, поставил стойки от палатки и натянул над собой тент. Я выложил себе из камней более или менее ровную площадку 190х50 и надел поверх спальника непромокаемый бивачный мешок. В итоге мужики оказались правы - поздним вечером пошел дождь и не прекращался всю ночь. Бивачный мешок - вещь, конечно, хорошая, и от дождя он действительно защищает, но на лицо всю ночь капало. Поэтому приходилось спать на боку.
33. Ну а после ужина одна из самых приятных вещей в походе - посиделки у ночного костра! Звездное небо, горы вокруг, журчащая в десяти метрах река, компания друзей, чьи физиономии становятся уже родными за время похода, песни под гитару, разговоры и шутки, пара-тройка стопочек горячительных напитков (как правило - разведенный спирт. И с этим, кстати, очень умеренно - завтра ведь снова на воду) - что может быть лучшим завершением дня?!
Хочу отметить, что это был очень сложный и опасный экспедишн - практически первопрохождение очень полноводной и крутопадающей реки. В подавляющем большинстве других походов сплав не такой жесткий, а лагерная жизнь комфортней и приятней. Да и день этот выдался, мягко говоря, не солнечным.
Ночной отдых - один из важнейших факторов, и практически всегда, даже в очень сложных походах, мы комфортно ночуем в палатках, выбирая ровное горизонтальное место. Но в этот день не сложилось - отчасти поэтому я и выбрал для описания именно его. За этот поход под открытым небом мы спали трижды. Один раз шел дождь и еще раз - снег.
Все участники экспедиции обладают огромным многолетним опытом участия и организации таких походов. При планировании поездки главный упор неизменно делается на безопасность: участники должны обладать необходимым опытом и личными качествами, снаряжение - соответствовать маршруту, а временные рамки позволять разумное его прохождение без каких-либо дополнительных рисков. Экипажи катамаранов, как правило, видят друг друга не в первый раз и проводят до похода совместные тренировки, чтобы "сгрестить".
По окончании сплава (без серьезных травм и материальных потерь) мы провели трехдневную культурную программу в столице Тибета Лхасе и благополучно вернулись по домам.
На Чемпионате России 2011 года по водному туризму походы нашей и параллельной групп поделили первое и второе места.
До нашего видео руки у меня еще не дошли, а вот видеоролик о походе второй группы можно посмотреть здесь (наши рожи и каты там тоже есть - шли часть маршрута вместе):
(HD!)
http://www.youtube.com/watch?v=dc2Anps2oWk