Писать на бересте и вскрывать линолеум: один день русского педагога в Германии

Nov 06, 2016 12:51


Всем привет, меня зовут Александра (в немецкой школе) и Саша (в русском детском центре), мне двадцать пять лет, я по-прежнему живу в Ганновере и очень много работаю с детьми и их родителями (второе иногда тяжелее первого).
Мою рабочую пятницу тринадцатое можно при желании посмотреть по этой ссылке, а из того поста по цепочке отследить все изменения в моей жизни на протяжении четырёх лет.

Под катом - 11.10.2016, вторник; 45 фотографий весьма среднего качества (увы - снимать получалось только на телефон) и много текста.


1. Первый раз я просыпаюсь в 4 утра и думаю: «Проспала!». Рядом со мной мигает ноутбук: Скайп показывает пятый час беседы. Второй раз с ним такое: никак не могу понять, не выключил ли мой собеседник Скайп или же ноутбук продолжает односторонний сеанс связи после того, как я засну. Думаю о том, что для полноты картины следовало бы сделать фотографию, но вместо этого решаю спать дальше.
Второй раз я просыпаюсь, когда на часах уже практически семь. Вот теперь проспала. Позже я узнаю, что почему-то поставила будильник на семь утра вместо шести, но пока непродуктивно сержусь и в панике собираюсь.


2. На кровати остается подушка, которую я в минуты печали раскрашиваю маркером для ткани, ноутбук и словацкая детская книжка, которую я читаю с переменным успехом в рамках расширения словарного запаса.


3. Едва встав, начинаю носиться по квартире в поисках списка покупок. В него воткнуты очень важные винтики, которые нужны мне сегодня.
В кухне нашего нового помещения нужно прикрутить столешницу; подруга обещала помочь с этим сегодня. Она же, оценив всю коллекцию винтиков, сказала, что нужны по длине точно такие же, как этот с круглой шляпкой, только шляпка должна быть плоская. Я взяла с собой пример длины и шляпки. Большой шуруп тоже является примером - нужно купить упаковку таких и повесить с их помощью большое зеркало.


4. Список найден, можно завтракать. Печеная картошка с беконом и сыром -  единственное из того, что нужно просто разогреть, а не готовить (мюсли не в счет - они есть, но их не хочется). Непривычное сочетание ноутбука и занавески объясняется тем, что окно нужно занавешивать на день, иначе солнце превратит квартиру в пекло; прямо около окна стоит стол, поэтому занавеска укладывается на него; сейчас же на улице еще темно и смысла открывать занавески нет. Разбираю рабочую почту, отвечаю коллеге по поводу планирования детских мероприятий на декабрь, смотрю погоду. Восемьдесят процентов дождя.


5. Семь часов десять минут: телефонный звонок: продолжение вчерашнего Скайпа. Как и все нормальные люди, мы общаемся по утрам и вечерам. Но, честно скажу вам, общаться всяко проще, когда человек находится здесь, а не за 500 километров. Как минимум потому, что одновременно разговаривать вживую и работать я могу, а вот одновременно общаться в Скайпе и работать получается хуже, концентрация теряется.
Итак, я почти не поработала этим утром, потому что всё оставшееся время проболтала по телефону. Время неумолимо движется к восьми, а в восемь открывается строительный магазин. У меня много других дел на это утро, так что стоит поторопиться.


6. Вынимаю весь комплект одежды, который мне понадобится для того, чтобы пережить дождь (подобие скафандра на правой картинке). С июля я начала эксперимент под названием «Не езжу на общественном транспорте». Сначала мне было просто интересно, реально ли обходиться только велосипедом; потом к этому добавилось нежелание платить за проездной. На первых порах я умудрилась пару раз съездить на велосипеде на конюшню (30 километров в одну сторону), накатывая в такие дни 80 километров. Выяснила, что могу. Выяснила, что не буду: при максимальной скорости на моем велосипеде это отнимает слишком много времени. В итоге на конюшню езжу на машине, а по всем остальным делам - на велосипеде, в день получается в среднем 20-30 километров. За прошедшие месяцы я привыкла к велосипеду, но начинается ужасное: осень и сезон дождей. Потом будет зима и сезон дождей. Я настроена продержаться. Итак, по списку: рубашка-джинсы, флисовая кофта, непромокаемая куртка, дождевые штаны, гамаши, повязка на уши, шарф, перчатки, шлем.
Без шлема я ездила до того момента, пока как-то раз вместо работы в детском лагере не провела неделю в больнице, помогая кушать и ходить в душ человеку, столкнувшемуся с другим велосипедистом и сломавшим несколько костей.
После этого я завела шлем. На всякий случай.


7. Традиционно ругаясь на крутую лестницу, вытаскиваю из подвала велосипед. Багажник завален мусором, напоминающим о визите в пекарню. Было вкусно. Практикую иногда: если есть всякие вкусности чаще, чем раз в пару недель, мозг начинает принимать их за сами собой разумеющиеся вещи и даже не радуется; зато раз-в-две-недельный чизкейк отлично поднимает настроение.


8. Мчу в строительный магазин, по дороге проезжая один из многочисленных мостов через канал. Так и хочется сказать, что это горизонт кривой, а не руки - но увы. Я очень торопилась, тут уж было особенно не до фотографий.


9. Строительный магазин.


10. С горем пополам нахожу винтики, расплачиваюсь. Время не ждет.


11. На обратном пути решаю забрать посылку, квиток для которой болтался на доске у подъезда, но вот: почта открывается в 9.00. Что мешало мне прочитать об этом на квитке для посылки? Не спрашивайте. Хорошо хоть крюк был небольшой: метров триста.


12. Приезжаю на работу: в русскоговорящий детский центр. Проекту три года и он успел много чего пережить, в том числе спор с хозяйкой помещения, по итогам которого мы оказались на улице за пару недель до Рождества. Примерно в этот же период проект остался без моей правой руки (урок номер 1000500 - ты, который это читает, не смешивай работу и личную жизнь!).
Каким-то образом мы умудрились выжить, распределившись по съемным углам; найти новое помещение, сделать в нём ремонт «с нуля». Сейчас постепенно обживаемся. Проблемы решены далеко не все, работа - сугубо на общественных началах, дел невпроворот и кто-то, может быть, не поймет, почему именно на этот проект я трачу 40 часов в неделю (и еще у меня есть вторая работа, которая не на общественных началах, потому что кушать нужно хотя бы иногда). Но - мне очень хочется, чтобы центр жил и всячески притягивал к себе хороших людей, поэтому.. я стараюсь.


13. Захожу в коридор, включаю чайник. Опять начинает болеть голова, а таблетки остались дома, так что будет мне чай вместо кофе. Снимаю с себя костюм осеннего велосипедиста, он занимает целую кучу места в углу.


14. Сейчас у детей каникулы, а у нас - городской научный лагерь, поэтому я здесь так рано. В 9.30 начнут собираться дети, а пока у меня по плану уборка и подготовка материалов (убираться после лагерного дня тоже можно, но после шести интенсивных часов с детьми тяжеловато).
Сначала нужно разобрать бардак на кухне, она же зал. В обычное время здесь стоит только светлый кухонный стол в его сложенном состоянии, а свободное место используется как комната для подвижных игр. Сейчас же обедать усаживаются 14 детей и нужно сделать это удобным.
Здесь же занимается одна из групп (см. флип-чарт). Здесь же любовь моя - пианино: в свободное от каникул время преподаю музыку и играю сама, дабы хоть иногда заниматься хоть чем-нибудь кроме работы.


15. В этой комнате занимается вторая группа: моя. У лагеря научная тематика - в первый день дети выбрали науки, которые хотят изучать (биология, география, история, лингвистика) и начали свои исследования. У меня историки и лингвисты изучают происхождение письменности и вчера мы как раз закончили на клинописи. Белые квадратики на столе - глиняные таблички, на которых они вчера клинописью писали истории.


16. Сегодня мы будем писать на бересте, которую и нужно подготовить. Заточенные китайские палочки пригодились вчера для клинописи - пригодятся и сегодня для бересты.


17. Время спешит.


18. Стук в дверь: пришла Саша с мамой. Саша - участница лагеря, мама (ветеринар) - руководитель блока «биология и география».


19. Я пью чай и пишу письма. Поскольку часть детей изучает письменность, мне пришла в голову мысль устроить лагерную почту. В течение первого дня письма писали только мы (преподаватели), во второй день один ребёнок решился написать что-то другому; сегодня на переменках активно строчили человек пять (правда, не все писали - кто-то рисовал).


20. Начинают собираться дети. Я всех отправляю в сад, потому что следующие шесть часов они проведут в помещении. В это время договариваюсь с уборщицей о том, что она ликвидирует наш бардак в пятницу. Разговариваю с подругой, которая, увы, не сможет помочь сегодня со столешницей (и думаю о том, как велик был соблазн не торопиться в строительный магазин, но: лучше уж сделано, чем не сделано).


21. Десять часов утра. Все собрались. Я отдаю телефон коллеге и отправляюсь «разогревать» детей играми. Это первый лагерь в новом помещении; в старом сад был значительно больше; здесь же,,  как вы можете заметить, береза не слишком способствует подвижным играм с группой, но я стараюсь обыграть её, как могу. Вот, например, игра «кто первым дотронется до берёзы».


22. Потом игра про жирафа, слона и птичку. У нее есть шикарная немецкая версия с кенгуру, которого тошнит (kotzendes Känguru), но я не знаю, как красиво перевести это на русский, поэтому ограничиваемся жирафами и слонами.


23. Началась работа в группах. Дети думают о том, какое бы послание процарапать на бересте.


24. Одиннадцать часов утра. Большинство уже справилось с берестой и отправилось копать яму в саду: для того, чтобы закопать бересту и посмотреть в пятницу, произойдет ли с ней что-нибудь. До этого мы обсуждали, почему берестяные грамоты под Новгородом сохранились хорошо, а в других местах - нет (в свое время я была очень воодушевлена лекцией Зализняка на эту тему).
Кто-то из детей предложил в пятницу достать не все берестяные грамоты, а только часть; вторую же часть выкопать через год. Посмотрим…


25. Закончив с берестой, мои дети рисуют заголовки для выставки, на которой будет представлена вся та письменность, с которой они познакомились во время лагеря (рисуночное письмо, клинопись, узелковое письмо, предметное письмо…). Дети, изучающие биологию, в это время на прогулке в лесу - знакомятся с местной флорой и фауной.


26. Вернувшиеся с прогулки юные биологи сортируют находки, а я, воспользовавшись тем, что все мои дети качественно заняты, быстро ставлю воду для риса и закидываю в сковородку овощи с беконом.


27. Время от времени поглядываю, что делают историко-лингвисты. Стараются. Для многих детей этот лагерь - единственная возможность вспомнить, как пишут по-русски: в обычной жизни им это не нужно и навык теряется. Некоторые дети не умеют читать по-русски и плохо говорят - но мы стараемся максимально это развить, насколько это возможно в формате лагеря. Некоторые из этих детей ходят и на постоянные занятия (театральная студия, русский язык, математический кружок и т.д.).


28. Потом наступает время дежурных накрывать на стол, дети обедают, я обедаю, успеваю наскоро заснять доедающих...


29...и время.


30. После обеда у детей свободное время; я давала бы и больше - но увы, не все пока умеют конструктивно себя чем-то занимать и максимум через полчаса нужно снова собирать всех вместе и давать задания. Моя группа сперва доделывает заголовки….


31. ….а потом мы обсуждаем способы доставки почты (от голубей до Интернета) и каждый ребёнок делает рисунок к наиболее понравившемуся способу.


32. В это время биологическая группа работает над макетом биогеоценоза. Именно в этот момент всё идет гладко: после того, как фабрика жареных бананов отстояла право на существование, а трупы зомби были вынесены за пределы макета (с обсуждением, почему невозможна жизнь при ядерной зиме). Работа педагога: каждый день новые открытия. Дети никогда не дадут заскучать, а чувство юмора нужно сохранять даже в самых сложных ситуациях. Один ребенок, не буду показывать пальцем, сегодня во время обеда сначала пытался съесть мокрицу (добыли для биорассуждений), а потом - откусить ноги всех присутствующим. Мы их кормим, вкусно кормим. Просто всякое бывает, знаете ли.


33. Три часа дня. У детей - полчаса свободного времени. Дежурные домывают посуду. Отрадно видеть, что к дежурным добавились не-дежурные и вчетвером они закончили значительно быстрее. У меня тоже намечалось свободное время, но тут я вижу горячую реку, вытекающую из-под стены. Что-то подобное мы уже видели здесь, как только переехали. Сантехник проверил все трубы и сказал, что все в порядке, а чуть позже нашел засорившийся водосток и свалил все на дождь. Водосток прочистили, плесень убрали, полы залили и застелили новым линолеумом - и вот да.
Тряпок не хватает. Вода прибывает. Я максимально ограждаю место будущего болота и иду наверх, потому что, судя по звукам, кто-то из детей больше не может себя конструктивно занимать сам.


34. Мне все же хочется дать им возможность решать и думать самостоятельно, поэтому я просто сижу в одной комнате с ними и настраиваю гитару. Дети резко становятся тише. Кто-то интересуется настройкой гитары, кто-то - планами на будущее, а кто-то - моим любимым цветом. Мы немножко общаемся, а потом наступает время идти вниз (осторожно: болото. Осторожно: ни слова детям про болото, иначе спокойствия не будет совсем).
Внизу мы поём песни (сегодня в программе к костровым вроде «Ты да я, да мы с тобой» добавляется креативное творчество «Клюп-студии» и бременские музыканты), а потом обсуждаем день и прочее («свечка»).


35. В 16.00 детей забирают родители, а мы с коллегой вскрываем линолеум. Фотографий этого процесса нет. Я уставшая и расстроенная; у меня ужасно болит голова; вода под линолеумом все никак не заканчивается; я пытаюсь связаться с хозяином помещения (в отпуске) и сантехником (будет только в пятницу). Светлана сушит макет био-гео. Согласно моему личному плану я должна была прикручивать столешницу или разбираться с документами дома за компьютером. Не происходит ни того, ни другого. В конце концов, уже после того, как вытерли всё, что могли, и доели оставшийся с обеда рис, слегка его поджарив, я прихожу к светлой мысли оставить Светлане ключи и прийти завтра на работу чуть позже - когда придёт и она.
Светлана остается досушивать макет, а я ускоряюсь, как могу, запихав в рюкзак всё антидождевое: я всё-таки хочу забрать посылку, а почта закроется через 15 минут.


36. По дороге делаю фотографию полуготовой выставки. Обилие клейкой ленты меня пугает, но по-другому с нашими стенами сложно. Может быть, стоит попробовать кнопки, но в гипсокартоне останутся дырки… посмотрим.


37. Успеваю на почту. Пришел рюкзак. После того, как предыдущий выдержал три года каждодневного использования, я целенаправленно выбирала точно такую же модель, хоть и удовольствие не из дешевых. Рюкзак заявлен как велосипедный, но мне отлично подходил для города и коротких путешествий.
Осматриваюсь вокруг на предмет мусорного бака. Такового нет; а картон в этом районе забирали вчера, так что обратно поеду с такой конструкцией на багажнике.


38. Подвал: затаскиваю велосипед. Каждый раз при виде этого коридора думаю о какой-нибудь тюрьме со скелетами несчастных узников за каждой дверью, но пока все открытия ограничиваются скелетами велосипедов и стиральных машинок.


39. В почтовом ящике - открытка (традиция обмена различными штуками по почте изрядно поддерживает отношения на расстоянии). На открытке - я на велосипеде, а из-за спины у меня торчат - сложно разглядеть, но они там есть - прутья ивы. У разных людей разные способы проведения выходных с любимым человеком; вот мне на выходных часто приходится добывать материалы для детского творчества - и бедный человек оказывается втянут в авантюру. Ивовые прутья нужно было добыть для индейского лагеря - дети плели корзинки - и мы объездили все окрестности Маннхайма в безумных поисках (иву, ко всему, нельзя просто так взять и обстричь: и для природы нехорошо, и для полицейских повод пообщаться). Какое-то количество прутьев мы добыли, а потом у велосипеда лопнуло колесо и мы очень долго выбирались из симпатичных немецких деревень, а на следующее утро я колоритно заталкивала прутья в поезд.
Добыча бересты тоже стала забавным дополнением к совместному отпуску: в итоге береста была найдена на чешской автозаправке, где работники, конечно, одолжили нож, но посматривали с подозрением, а на объяснения, зачем нам береста, отреагировали по-своему: стали вспоминать, где люди писали на бересте. Вспомнили: в Древнем Египте.
Так вот: открытка гласит, что человеку всячески нравится добывать со мной прутья ивы, бересту и прочие странные вещи.
Поживём - увидим.


40. Я распаковываю рюкзак и бросаюсь к таблеткам от головы. Боже, храни цитрамон.
Пока голова еще болит, включаю компьютер, разбираю почту и делаю то по работе, что не требует серьезных умственных усилий (например, рассылка в группу WhatsApp о грядущих мероприятиях). Время - в углу ноутбука - 18.10.


41. 19.30. Телефонный звонок. К этому времени в рамках отдыха от всего происходящего я успела описать свой день и какое-то время болтаю по телефону, предлагая переключиться в Скайп, потому что Скайп и работа всё же проще, чем телефон и работа. Осматриваюсь по сторонам. Хотите, я покажу вам социально-педагогический бардак? Преимущественно вокруг разбросаны всевозможные материалы для работы. Я прихожу, выгружаю их, загружаю новые - в дни лагеря со временем особенно непросто, а мои тренированные переездами и общежитиями границы комфорта могут долго растягиваться, прежде чем я встану и уберусь. Тем не менее, сейчас я чувствую, как границы начинают трещать по швам. Пойду-ка уберусь.


42. 20.30. Найди 10 отличий. Стало значительно чище. Окончательно уборка завершится в пятницу, потому что на выходные я уезжаю и очень не люблю возвращаться в бардак.


43. Вечер идёт своим чередом: работа и Скайп. Я разбираю фотографии мероприятий. За год сложностей с переездами и ремонтами накопилось очень много материалов, который я никуда не выкладывала - теперь пытаюсь разобраться со всеми этими завалами.


44. 22.00 За это время я успела ответить на несколько писем, вникнуть в план рекламы нашей группы на ФБ, подумать о том, что нужно оплатить несколько счетов, но лучше я займусь этим завтра; подготовить на завтра информационную рассылку о мастер-классе; сделать информационную рассылку о киновечере, подобрать фотографии для рекламных объявлений и разобрать какое-то количество фотографий. Я понимаю, что если подумать обо всей работе, которая должна быть сделана на сегодняшний момент, можно запланировать часов так сто и отсидеть их за ноутбуком, не отвлекаясь.


45. Проблема в том, что - увы - даже встав в 7.00 вместо 6.00, я начинаю засыпать, поэтому я беру ноутбук и перебираюсь в кровать вместе со своим Скайпом, который занят подсчетами своих месячных финансов и периодически интересуется у меня, были ли мы там-то и делали ли то-то, и вместе со своей несделанной работой.
Вместе со мной отправляется и словацкая книжка, один рассказ из которой я уже отфотографировала и отправила в Скайп, потому что читать чужой язык получается намного легче, когда не нужно искать каждое слово в словаре, а можно просто спросить человека. Осилив один смешной словацкий рассказ, я засыпаю. До следующих семи утра.

женщина, Германия, Ганновер, 25-35, будний, педагог

Previous post Next post
Up